рабочая программа предмета ИЗО для 5-8 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Царева Евгения Вячеславовна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом программы общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству 5- 8 классы. Авт.: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - М.: Просвещение, 2012г. Общий объём часов соответствует УП школы – 136 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5-8_programma_fgos.docx51.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом программы общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству 5- 8 классы. Авт.: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - М.: Просвещение, 2012г. Общий объём часов соответствует УП школы – 136 ч.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и крите-рии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ—компетенции);

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
  • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
  • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить с собственной и давать ей оценку;
  • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
  • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
  • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
  • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
  • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
  • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;
  • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);
  • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
  • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
  • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим;
  • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;
  • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
  • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

5 класс

Предметные результаты

По окончании 5 класса ученик научится

По окончании 5 класса ученик получит возможность

  • Воспринимать мир, человека, явления с эстетических позиций;
  • Понимать основы изобразительной грамоты,
  • уметь использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
  • Уметь ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • Понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценку эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности.
  • Обрести самостоятельный творческий опыт, способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • Эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Развить художественно- образное мышление как неотъемлемую часть целостного мышления человека;
  • Развить фантазию, воображение, визуальную память

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

  • Освоение  художественной культуры  как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • Воспитание художественного вкуса  как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • Овладение средствами художественного изображения;

       Развитие  способности наблюдать    

       реальный мир, способности    

       воспринимать, анализировать и

       структурировать визуальный образ на    

       основе его эмоционально - нравственной  

       оценки.

  • информационный проект (поиск информации о декоративно-прикладном   искусстве прошлого, настоящего, будущего).
  • виртуальное путешествие по разным странам).
  • активное использование мультимедиа и интернет- ресурсов, энциклопедий, словарей и др.
  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений ДПИ из мира искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;
  • подготовка презентаций о художественных произведениях ДПИ.
  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по изобразительному искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.

6 класс

Предметные результаты

По окончании 6 класса ученик научится

По окончании 6 класса ученик получит возможность

  • Воспринимать  художественную культуру во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощѐнных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • Создавать  художественный образ в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
  • Работать  различными художественными материалами в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

  • Развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • Формировать основы художественной культуры, как особого способа познания жизни;  
  • Использовать средства информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоении практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

  • Формирование основ гражданственности, любви к семье, уважения  к людям и своей стране;
  • Воспитание  чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
  • Развивитие самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
  • Формирование эстетические потребности, ценности и чувства;
  • Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • Формирование  умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
  • информационный проект (поиск информации об изобразительном искусстве прошлого, настоящего, будущего).
  • игровой проект, представление «Живые картины, скульптуры», виртуальное путешествие по разным странам).
  • активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.
  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений изобразительного искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;
  • подготовка презентаций о произведениях изобразительного  искусства.
  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.
  • участие в конкурсах, концертах, фестивалях.

7 класс

Предметные результаты

По окончании 7 класса ученик научится

По окончании 7 класса ученик получит возможность

  • Приобретёт практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • Разовьёт эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, освоит мультикультурную картину современного мира;
  • Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней Отечественного искусства:
  • Применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности;
  • Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно- творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
  • Развивать художественные мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия пластических искусств.
  • Развить умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • Сформироватьжелание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • Сформировать мотивацию умений самостоятельно организовывать художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, способность выбрать средства для реализации художественного замысла;
  • Сформирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

  • Формирование  художественного вкуса как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
  • Формирование толерантного принятия разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • Формирование  художественного вкуса  и способности к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
  • Формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
  • информационный проект (поиск информации о конструктивных искусствах прошлого, настоящего, будущего).
  • виртуальное путешествие по разным странам).
  • активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.
  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений конструктивных искусств , посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;
  • подготовка презентаций о конструктивных искусствах  мира.
  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.

8 класс

Предметные результаты

По окончании 8 класса ученик научится

По окончании 8 класса ученик получит возможность

  • Создавать  художественный  образ в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; работать над визуальным образом в синтетических искусствах;
  • Работать различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
  • Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • Использовать  речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Сформировать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

  • Воспринимать , оценивать  произведения искусства
  • Формирование интереса  и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России и мировой цивилизации.
  • Развитие  визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • Воспитание  уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве

  • информационный проект (поиск информации о синтетических искусствах  прошлого, настоящего, будущего).
  • виртуальное путешествие по разным странам.
  • активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.
  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений синтетического  искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;
  • подготовка презентаций о художественных произведениях синтетических искусств.
  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.
  • участие в конкурсах, концертах, фестивалях.

  • Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • Формирование ответственного отношения  к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
  • Формирование коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста.

  1. Содержание учебного предмета

РОЛЬ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.

Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.

Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ И ИСКУССТВА

Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

ЯЗЫК ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Специфика художественного изображения. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция — главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

ВИДЫ И ЖАНРЫ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн, арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. 

Содержание программы 5 класса ( 34 часа)

Раздел 1. Образ родной Земли в изобразительном искусстве (9 ч)

Цикл из пяти уроков первой темы предполагает создание педагогических условий для восприятия бесконечно многообразных форм осенних плодов земли и формирования у учащихся эстетического отношения к плодоносным силам матушки-природы в действительности и отображению его в самых разных видах художественного творчества. Содержание диалогов об искусстве связано с восприятием произведений известных художников разных стран и эпох, что поможет «нащупать» интегративные связи между разными видами искусства и создаст условия для погружения пятиклассников в диалог об искусстве. В основе такого диалога — перекличка между прошлым и будущим, между различными видами и стилями искусства, между творческими поисками художников и откликами

критики и зрителей на них. Содержание уроков 1—2 нацелено на углубление знаний

учащихся об искусстве натюрморта на примере живописи и на расширение их представлений об этом жанре по сравнению с начальной школой. На уроках 3—4 пятиклассники обратятся к изображению природных мотивов в разных видах декоративного искусства, познакомятся с новой художественной техникой — коллажем. Урок 5 посвящён отражению идеи плодородия в скульптурных изображениях. Основная цель цикла уроков (6—9) — формирование у школьников понимания связи искусства с окружающим миром, отношения человека к природе и отображение её в искусстве в пространстве культуры. Такой приём позволяет кратко познакомить пятиклассников с эволюцией пейзажного жанра, с характерными особенностями изображения природы различными художниками в разные исторические периоды и подвести пятиклассников к пониманию пейзажа как воссоздания национального образа родной земли.

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве (8 ч)

Цикл из двух уроков в начале 2 раздела посвящён бытовому жанру в изобразительном искусстве. К характеристике бытового жанра учащиеся подходят постепенно, рассматривая произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы. Накапливая собственные представления об изображении бытовых сцен, пятиклассники при подведении итогов уроков будут способны самостоятельно охарактеризовать один из самых распространённых жанров изобразительного искусства. В нём широко отображены мотивы народного праздника, жизнь с продолжением её традиций в современном мире. Уроки 12-13 раскрывают  роль художественной деятельности человека в освоении мира, выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Знакомство с великими  мастерами  русского и европейского искусства. Рассказывается о том, что о  художественный образ — основа и цель любого искусства, композиция, цвет, линия, штрих, пятно и художественный образ, особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира.

Уроки 14—15 посвящены традиционным занятиям русского народа и народным праздникам и подводят учащихся к выводу, воплощённому в пословице «Делу время, потехе час».  Цикл уроков 16-17 посвящён образу фольклорного героя, имеющему широкое распространение в самых разных видах искусства.

Раздел 3 Мудрость народной жизни в искусстве (11 ч)

Основная цель цикла 18-22 уроков в начале 3 раздела — воспитание бережного отношения к культуре, понимания роли великого художественного наследия

России в формировании личности человека и развитии культуры. «Ценности надо беречь, что мы, к сожалению, не только не всегда делаем, но и позволяем себе подчас легкомысленно, хищнически и безответственно с ними обращаться. В результате этого всей нашей отечественной культуре наносится ощутимый урон, в том числе музыкальной культуре (особенно — хоровой). В потрясениях нашего века многое исчезло безвозвратно, тем более бережно надо бы хранить наши ценности, нашу живую историю, наш след на земле». Эти прекрасные слова выдающегося композитора Г. В. Свиридова из его книги «Музыка как судьба» (М., 2002) служат эпиграфом к урокам, посвящённым древнерусскому деревянному зодчеству. Основная цель цикла из уроков 23-25 — раскрыть синтез искусств на примере художественно-творческого объединения мастеров отечественной культуры при создании оперы-сказки «Снегурочка».

Ведущая цель цикла уроков 26-28, посвящённых образу Масленицы в искусстве, — формирование уважительного отношения к художественным традициям своего народа.

Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве (6ч)

В цикле из уроков 29-30 учитель раскрывает становление и развитие анималистического жанра с древнейших времён на примерах многообразных археологических находок, которые были найдены в разных районах мира, и произведений современных художников-анималистов. Как всегда, эта работа начинается с обращения к уже имеющемуся опыту эмоционального восприятия школьников, их зрительным впечатлениям от рисунков животных и нацеливает учеников на исследовательскую работу в области анималистического жанра.

Основные содержательные линии 31 урока Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Искусство в современном мире. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной вы-

разительности. Цикл из уроков 32-34 изобразительного и народного творчества с элементами конструирования связан с празднованием христианского праздника Троицы. На этих уроках рассматривается взаимосвязь искусства и традиционных образов в развитии культуры.

Содержание программы 6 класса (34 часа)

Раздел 1. Образ цветущей природы-вечная тема в искусстве. (6 ч.)

Тема этого цикла уроков нацелена на продолжение знакомства учащихся с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в которых «главным героем» являются цветы. Первые два урока посвящены искусству натюрморта. Если в предыдущих классах речь шла о натюрморте как жанре, отражающем предметно-бытовой мир человека или воспевающем плодородие Земли, обилие плодов, овощей, фруктов, то на этих уроках диалог об искусстве будет посвящён другому типу натюрморта, называемому «живописью цветов», или цветочному натюрморту. На уроках 2—4 учащиеся рассмотрят цветочную роспись на подносах Жостова и Нижнего Тагила, создадут собственную композицию росписи на подносе. Уроки 5 и 6 знакомят учащихся с приёмами трансформации цветочных мотивов в декоративно-прикладном искусстве народов России, стран Западной Европы и Востока.

Раздел 2. Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур. (10 ч.)

Цикл из пяти уроков посвящён орнаментальному искусству Древнего Египта, Древней Греции и Индии. На уроке 7 знакомим школьников с декоративными орнаментальными системами народов Древнего мира, их мотивами и художественными достоинствами. Урок 8 знакомит шестиклассников с изображением зверей и птиц в древнеегипетском орнаментальном искусстве. На уроке 9 в ходе восприятия греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой художественной культуры шестиклассники знакомятся с вазописью Древней Греции и особенностью её декора. Уроки 10—11 отведены для творческой работы шестиклассников по выполнению

эскиза-проекта современной керамической вазы с использованием орнаментальных мотивов Древнего мира и начинаются с восприятия произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербурга, чёрнолощёная керамика). Основной целью 12-13 уроков является обобщение знаний учащихся об орнаментальных мотивах в декоративно-прикладном искусстве разных народов и показ культурного взаимодействия народов мира на примере хорошо известного мотива — «индийской пальметты», или так называемого «восточного огурца», широко распространённого на Востоке и в России.  На уроках 14-16 школьники знакомятся с традициями встречи Нового года в культуре разных народов, делают зарисовки атрибутов новогоднего карнавала и готовятся к созданию коллективной композиции по мотивам весёлого новогоднего праздника.

Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. (10 ч.)

Цикл четырёх уроков (17—20) посвящён защите Отечества от захватчиков в Средние века, воинскому мужеству простых людей, заслонявших родную землю от агрессоров, стремившихся её поработить. Обращаем внимание учителя на то, что с этим периодом в жизни нашей Родины шестиклассники знакомились на уроках истории, интеграция с которыми «значительно обогатит уроки изобразительного искусства. Урок 21 знакомит  учащихся с  произведениями  иконописи разных эпох (искусство Византии, Древней Руси) и образом  женщины в светском искусстве Западной Европы и России. На уроке 22 рассматриваются произведения портретного жанра отечественных и западноевропейских художников XIX — начала XX в. На уроках 23—24 учитываются преемственные связи по раскрытию темы праздничного женского и мужского костюмов конца в разных регионах России в начальной и основной школе. Тема цикла из двух уроков (25-26) продолжает начатый на предыдущих уроках разговор о народных традициях. Особенность этих занятий — в рассмотрении традиционной народной культуры как живого явления, развивающегося в современном мире, в новых условиях.

Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна- утро года. (8 ч.)

Начало четвёртого раздела открывает новый цикл из двух уроков, продолжающий знакомство учащихся с различными видами изобразительного искусства, отражающими вечное обновление природы. Первая тема цикла уроков (27-30) посвящена тем образам в искусстве, которые олицетворяют начало весны. Уроки (31-32) начинаются с восприятия учащимися произведений мастеров живописи, отразивших в своём творчестве настроение пасхального, весеннего праздника; произведений народного и декоративно-прикладного искусства — пасхальных яиц К. Фаберже, пасхальных яиц, украшенных в технике скани, украинских писанок — одних из главных атрибутов праздника. Цикл из двух уроков (33-34)завершает весеннюю тему. На дворе — май. Состояние в природе какое-то необыкновенно звонкое, с каждым днём добавляющее новые краски, запахи, звуки. Соответственно этому состоянию выстраиваются и уроки по теме.

Содержание программы 7 класса (34 часа)

Раздел 1. Человек и среда в жизни и изобразительном искусстве (8 ч.)

На уроке 1 учащиеся погружаются в мир архитектурного пейзажа, знакомясь с живописными произведениями XIV—XIX вв. Урок 2 продолжает начатый разговор об искусстве архитектурного пейзажа. XX в. На уроках 3—5 семиклассники вспоминают, что означает слово «натюрморт» размышляют на тему значения натюрморта как жанра. На уроках 6—8 углубляется представление учащихся о рукотворном мире человека, культуре быта и красоте обыденных вещей в произведениях изобразительного искусства на примере произведений мастеров интерьерного жанра отечественного и зарубежного искусства.

Раздел 2.  Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры   и    образ жизни человека в искусстве (8 ч.)

Урок 9 посвящён дворцовым усадьбам, царским резиденциям, расположенным в пригородах Петербурга и Москвы, и начинается с восприятия изображений усадеб на фотографиях и в произведениях художников. Уроки 10—11 посвящены вопросам изображения интерьера дворянской усадьбы с учётом законов и приёмов перспективы. Цикл уроков 12—16 посвящён особенностям культуры и быта дворянского сословия. Знакомство с костюмами и причёсками, характерными для русского дворянства XVIII—XIX столетий, позволит семиклассникам не только более полно представить облик представителей этого сословия, но и отразить свои впечатления о них в своих творческих композиций.

Раздел 3. Народный мастер-носитель национальной культуры (10 ч.)

Уроки раздела 3 посвящены народному искусству и предоставляют учащимся возможность убедиться в преемственности художественных традиций и сохранении их на протяжении многих веков. Семиклассникам предстоит разгадать секреты древних узоров, вышитых на полотенцах и народных костюмах, вырезанных или расписанных на деревянных предметах быта или используемых в декоративном убранстве русских изб, и убедиться в том, что «все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья. Творческие работы разного типа и уровня импровизации по мотивам народного искусства, выполняемые учащимися на этих уроках, направлены на формирование их исторической и культурной памяти, выработку художественного вкуса, определяющего ориентацию на духовно-нравственные ценности. Все творческие работы объединяет и общая цель подготовка изделия-сувенира на школьную ярмарку.

Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника   и искусство (8 ч.)

Цель цикла уроков 27-29, совпадающего с празднованием Дня космонавтики, состоит в пробуждении интереса семиклассников к ярчайшим страницам первых космических открытий и к необыкновенной космической живописи, а также желания создать собственные конструкции летательных аппаратов. На этих уроках учащимся предстоит выполнить из нетрадиционных материалов макет космического корабля.  Уроки 30 -31 нацелены на углубление представлений учащихся об искусстве военного портрета. Повышенный интерес к этому виду творчества возникает у художников в связи с военными событиями современности или памятными датами героического прошлого. В человеческой истории с различной степенью периодичности войны случались, к сожалению, постоянно: захватнические, освободительные, справедливые и несправедливые. Военные действия непременно сопряжены с проявлениями мужества, героизма, отваги и смелости. Защита Отечества и в мирное время — главный вид деятельности людей военной профессии. При охране покоя своих сограждан нередко возникают ситуации, когда приходится жертвовать собой и совершать героические поступки. Эти черты защитников Отечества и стремятся отразить художники на своих полотнах. Данная тема по времени совпадает с торжествами, посвящёнными одному из главных праздников России — Дню Победы. Заключительный цикл уроков 32-34 подводит итоги года. Майское тепло пробуждает предчувствие приближения летних каникул, когда хочется больше бывать на улице, радоваться пробуждению природы, больше двигаться, прыгать, скакать, играть в подвижные игры. Это время школьных спартакиад, всевозможных состязаний. Предваряя цикл данных уроков, можно предложить учащимся выполнить небольшое исследование по тематике, связанной с историей Олимпийских игр, с Олимпийскими играми, проводимыми в России, с предстоящей Олимпиадой в Сочи, с описанием отдельных видов спорта, с достижениями выдающихся спортсменов в различных видах спорта, а также с достижениями спортсменов-земляков.

Содержание программы 8 класса (34 часа)

Раздел 1. Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества (8 ч.)

Основной целью цикла 1-4 уроков является воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды. Уроки 3—4 посвящены вопросам изображения архитектурных мотивов города  с натуры, по памяти и представлению с учётом законов и приёмов перспективы. Цель уроков — развитие объёмно-пространственного мышления учащихся на основе принципов реалистического изображения современного архитектурного городского или сельского пейзажа для композиции «Любимое место твоего города, посёлка». На уроках по этой теме углубляется представление учащихся о роли различных сооружений, ставших памятниками архитектуры, в формировании облика городов и их отображении в произведениях изобразительного искусства на примере произведений художников-пейзажистов. Формируя представления учащихся об основах изображения архитектуры с учётом линейной и воздушной перспективы, необходимо закрепить полученные ими знания в процессе выполнения зарисовок любимых уголков родного города Цикл из четырёх уроков (5-8)  по теме 2 посвящён памятникам архитектуры и скульптуры XVIII—XX вв. и включает различные виды изобразительной, исследовательской и проектной деятельности.

Раздел 2. Монументально-декоративная живопись в пространстве культуры  (8 ч.)

В 8 классе учащиеся продолжают знакомиться с такими видами монументально-декоративной живописи в архитектурной среде, как фреска, сграффито, мозаика, витраж. В 5—6 классах дети получили представление об особенностях так называемого пейзажа настроения, национального пейзажа, пейзажа типа марина, исторического пейзажа. В 7 классе узнали о своеобразии архитектурного пейзажа, который гармонично соединяет в себе разные виды искусства (собственно искусство архитектуры и искусство изображения её в живописи или графике), проследили за тем, как менялось отношение людей к архитектуре, как появлялись различные стили и направления в искусстве. Учащиеся на примере конкретных произведений изобразительного искусства разного времени узнали об истории становления архитектурного пейзажа, который постепенно стал выразителем гармонии природы, человека и архитектуры. Цель занятий по этой теме — углубление представлений учащихся о монументальной живописи, её функционировании в природной среде. Восьмиклассникам предстоит понять, как ландшафт местности влияет на рождение архитектурного замысла и помогает художнику воплотить характер его образного звучания. Учащиеся на примере конкретных произведений монументального искусства разного времени узнают об истории становления монументально-декоративной живописи в архитектурной среде; придут к пониманию того, что стиль каждой эпохи, даже отдельных исторических периодов проходит через все искусства, а также затрагивает религию, философию, науку

Раздел 3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции (8 ч.)

В 7 классе учащиеся получили представление об особенностях организации предметно пространственной среды, о роли художественной деятельности человека в освоении мира. В 8 классе учащиеся продолжают знакомиться с искусством художественного проектирования предметной среды. Цель занятий — углубление представлений учащихся об интеграции различных явлений в искусстве и действительности, о том, как гармонично соединяются в создаваемых человеком в промышленном производстве вещах их утилитарные функции и красота форм, о роли дизайна в промышленности и жизни.

Раздел 4. Искусство конца XIX— начала XXв. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг.XX в. и дальнейшее его развитие (10 ч.)

На уроке 25 восьмиклассники знакомятся с одной из новаторских техник неоимпрессионизма — пуантилизмом (К. Писсарро, с. 181), это техника разложения сложного цветового тона на чистые цветадерна, сюрреализма, экспрессионизма.

Материал урока 26 во многом обобщает, сводит в единую картину те сведения о различных художественных течениях конца XIX — начала XX в., с которыми учащиеся первоначально знакомились в 6—7 классах. На уроке 26 восьмиклассники знакомятся с ещё одним модернистским течением — сюрреализмом. Урок 27 посвящён одному из интереснейших художественных течений начала ХХ в. — кубизму. На 28 уроке восьмиклассники знакомятся с произведениями русского искусства начала ХХ в., с огромным разнообразием художественной жизни в России, с зарождением русского авангарда. На уроках 29—30 продолжается ознакомление восьмиклассников с художественными тенденциями развития искусства и культуры начала ХХ в. Учащиеся узнают о том, что 1920-е гг. — период поисков нового художественного стиля, созвучного эпохе, происходящих не только в изобразительном (живописи, графике), но и в декоративно-прикладном искусстве. На уроках 31—32 учащиеся продолжают знакомиться с искусством прикладной графики. В 5—7 классах они получили представление об особенностях создания поздравительной открытки, объявления, плаката, а теперь им предстоит узнать о своеобразии художественной афиши, о современной рекламной продукции, о том, как спроектировать и выполнить в материале рекламный комплект для школьной арт-галереи в стиле рекламы начала XX в. Цель занятий по этой теме — углубление представлений учащихся об искусстве прикладной графики, о взаимо-связанности, интеграции явлений в искусстве, а также о том, как осуществляется диалог культур между явлениями искусства. Уроки 33—34 посвящены творчеству выдающихся отечественных художников, в произведениях которых отразились самые яркие и характерные события и признаки советской эпохи, связанные с утверждением социалистического реализма. На основе сравнения и сопоставления идейно-образного содержания и художественных средств выразительности этих произведений учащиеся выявляют и анализируют специфику изобразительного искусства 30—70-х гг. ХХ в. Продолжается знакомство восьмиклассников с экспозициями музеев мира и России (Британский музей (Лондон), Музей С. Гуггенхайма (Нью-Йорк); Политехнический музей (Москва), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва).

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

5 класс 34 часа

I

ОБРАЗ РОДНОЙ ЗЕМЛИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 

9 ч.

1

Образ плодородия земли в изобразительном искусстве 

5 ч.

2

Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве

4ч.

II

ЖИВАЯ СТАРИНА. ПРИРОДНЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЦИКЛЫ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И ИХ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ

7ч.

1

Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность

2ч.

2

Образ времени года в искусстве 

2ч.

3

Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества 

1ч.

4

Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев

2ч.

III

МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ИСКУССТВЕ 

10ч.

1

Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота 

4ч.

2

Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств 

3ч.

3

Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни

3ч.

IV

ОБРАЗ ЕДИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ В ИСКУССТВЕ 

8ч.

1

Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа

2 ч.

2

Тема защиты и охраны природы и памятников культуры 

2ч.

3

Народный календарный праздник Троицыной недели в жизни и искусстве 

3ч.

6 класс 34 часа

I

ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ И ПЛОДОНОСЯЩЕЙ ПРИРОДЫ КАК ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ

6 ч.

1

Цветы в живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве

6 ч.

II

ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ.  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР

10ч.

1

Символика древних орнаментов

7ч.

2

Традиции новолетия в культуре народов мира

3ч.

III

ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ

10ч.

1

Образы мира, тема ратного подвига и защиты родной земли и жизни в искусстве

4ч.

2

Образ женщины в искусстве разных эпох

2ч.

3

Народный костюм в зеркале истории

2ч.

4

Международный фольклорный фестиваль в пространстве современной культуры. Синтез искусств.

2ч.

IV

ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ИСКУССТВЕ. ВЕСНА – УТРО ГОДА

7ч.

1

Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве

3 ч.

2

Весеннее многообразие природных форм в жизни и искусстве

2ч.

7 класс 34 часа

I

ЧЕЛОВЕК И СРЕДА В ЖИЗНИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

8 ч.

1

Объекты архитектуры в пейзаже

2 ч.

2

Предметная среда человека в натюрморте

3ч.

3

Интерьер как отражение предметно-пространственной среды человека

3ч.

II

МИР ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ КАК ДОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ

8ч.

1

Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль

3ч.

2

Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве

5ч.

III

НАРОДНЫЙ МАСТЕР -  НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

10ч.

1

Народное искусство как часть народной культуры

8ч.

2

Ярмарочный торг в жизни и искусстве

2ч.

IV

ЧЕЛОВЕК В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ. ТЕХНИКА И ИСКУССТВО  

8ч.

1

Наука и творческая деятельность человека в жизни и искусстве. Космическая техника и искусство

3 ч.

2

Военная героика и искусство

2ч.

3

Спорт и искусство

3ч.

8 класс 34 часа

I

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА РОССИИ – ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

8 ч.

1

События истории и культуры нашего отечества, запечатленные в деревянном и каменном зодчестве.

4 ч.

2

Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры

4ч.

II

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

8ч.

1

Идеи и формы монументально-декоративного искусства

8ч.

2

ДИЗАЙН В РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ: ОТ ФУНКЦИИ К ФОРМЕ И ОТ ФОРМЫ К ФУНКЦИИ  

8ч.

3

Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды  

2ч.

4

Дизайн среды. Интерьер и предметный мир человека

2ч.

Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили

4ч.

III

ИСКУССТВО КОНЦА  XIX – НАЧАЛА  XX в. ПОИСК НОВЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

10ч.

1

От импрессионизма к авангардной живописи

7 ч.

2

Музейное строительство в первые годы советской власти  

3ч.

Всего часов:

136 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Английский язык» для 2 класса.

Рабочая программа по английскому языку для 2 класса составлена на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 2009 г.2. Примерной программы по ино...

Рабочая программа предмета «Русский язык» 1-4 классы

Полное наименование программы   Рабочая программа предмета «Русский язык» для 1-4 классовДата утверждения:  Принято педагогическим советом ОУ № 80 от 28.08.2015 г. Утверждено директором...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС. Включает в себя программу по алгебре 7-9 классы (учебник Ю. Н. Макарычев) и по геометрии (учебник  Л. С. Атанасян). Расчитана на 4часа в...

Рабочая программа предмета «Немецкий язык» 7-9 классы на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовой базы:1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012г.2.Федеральный компонент государственного образовательного стандар...

Рабочая программа предмета «Немецкий язык» 10-11 классы на 2016-2017 учебный год

Программа по немецкому языку к учебному курсу Г.И.Ворониной, И.В.Карелиной “Deutsch. Kontakte.” 10 – 11  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Предмет:ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Класс 5 – 8 классы.

образования, примерной программы основного общего образования по ОБЖ,  а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Класс 10 – 11 класс

Рабочая  программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего о...