Работа с детьми ОВЗ
статья по изобразительному искусству (изо)

Багавиева Люция Хасиятулловна

Статья-аннотация  на тему : “Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист.

     Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личностные особенности, а к объективным - знания и умения, которыми он обладает.

     Профессиональные знания педагога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, не могут сами по себе решить цели и задачи социальной реабилитации. Это лишь необходимые условия. Решающее значение оказывают личностные качества и умения в совокупности со знаниями и умениями в социальной реабилитации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с ОВЗ детьми19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми ОВЗ

В  школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.

Основными направлениями работы при реализации индивидуального подхода являются:

создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно – развивающей работы(каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу должен ходить с удовольствием) ;

социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в целом) ;

формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;

коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой) ;

учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Принципы индивидуальной работы:

установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитуемый – класс;

уважение самооценки личности ученика;

вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера(первоначально я сделала основной упор на творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности. На добровольных началах, кто желает, можно было присоединиться на любом этапе. Учащиеся нашего класса систематически участвуют в школьных концертах и праздниках, разучивают танцы и выходят с ними на городские конкурсы, принимают участие во Всероссийских и Международных интернет-олимпиадах и конкурсах, в которых неоднократно становились победителями и призерами) ;

постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания;

принцип развивающего обучения;

участие в системе дополнительного образования.

Воспитатель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе.

В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Задания можно разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.

Для воспитателя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правильное решение задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к деятельности.

Основные функции воспитателя:

Помощь детям в адаптации.

Создание необходимых условий для обучения и воспитания в школе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).

Стимулирование усилий ребенка, подростка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.

Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребенка.

Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение).

Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.

Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы.

Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.

Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.

Ведение работы с детьми по профилактике вредных привычек.

Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).

Индивидуальный подход можно реализовать только в том случае, если есть СИСТЕМА РАБОТЫ, в которую включены все участники учебного процесса. Полученные результаты подлежат обработке и анализу для того, чтобы выработать наиболее эффективные подходы в каждом случае для каждого ребенка.

и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.

Основными направлениями работы при реализации индивидуального подхода являются:

создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно – развивающей работы(каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу должен ходить с удовольствием) ;

социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в целом) ;

формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;

коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой) ;

учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Принципы индивидуальной работы:

установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитуемый – класс;

уважение самооценки личности ученика;

вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера(первоначально я сделала основной упор на творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности. На добровольных началах, кто желает, можно было присоединиться на любом этапе.

постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания;

принцип развивающего обучения;

участие в системе дополнительного образования.

Воспитатель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе.

С успевающими учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Задания можно разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.

Для воспитателя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правильное решение задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к деятельности.

Основные функции воспитателя:

Помощь детям в адаптации.

Создать  условия для обучения и воспитания в школе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).

Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение).

Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.

Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы.

Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.

Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.Ведение работы с детьми по профилактике вредных привычек.

Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).

Результата можно достичь только в том случае, если выполнять все  поставленные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках

ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...

Раздел 2.4. Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Организация работы с детьми с особыми потребностями в образовании, детьми с ОВЗ, детьми- сиротами, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАНИИ, ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В творческом объединении «Мастерица» с 2019 по 2024 годы дети с ОВЗ, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не обучаются....