Конспект урока в 6 классе по изобразительному искусству на тему "Изображение пространства. Пейзаж."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Оксана Геннадиевна Литовко

Конспект урока в 6 классе по изобразительному искусству на тему - Изображение пространства.Пейзаж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО

Литовко Оксана Геннадиевна,

учитель ГБОУ №472 п.Левашово

Выборгского райна г.Санкт-Петербурга

Тема: Изображение пространства. Пейзаж.

Тип: Урок получения и закрепления новых знаний

Цель: сформировать знания и понимание учащимися правил линейной и воздушной перспективы; понимание пейзажа, как жанра искусства в целом;

 

Задачи:

Образовательные:  расширить представления учащихся о жанре пейзажа; дать понятия правил воздушной и линейной перспективы в изобразительном искусстве; показать насколько ярок и многообразен мир пейзажа;

Развивающие:

 развитие творческой и познавательной активности, ;

- развить  зрительную память, образное воображение и память, художественный вкус

- научить пользоваться полученными знаниями при рисовании пейзажа ;

- соблюдать внимание и аккуратность выполняя работу;

Воспитательные:

- воспитать  художественный вкус и интерес к творчеству;

- привить интерес к искусству художников работающих в жанре пейзаж

- воспитывать любовь к природе, к искусству, окружающему миру, ;

- умение находить прекрасное в природе и пейзаже, как нарисованном, так в реальном мире;

УУД:

— Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роль искусства в жизни человека; уметь фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать свою художествкнную работу и работу одноклассников , основываясь на полученых знаниях и тематике данной темы.

— Регулятивные УУД: овладеть главными выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом; овладеть техникой пользования  различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; вариантивно мыслить при решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий.

— Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от поставленных задач и условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

— Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; умение объяснять свой выбор; критично относиться к своему мнению и творческой работе, а так же понимать точку зрения другого;

Межпредметные связи: литература, музыка, МХК.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Для учителя: презентация по теме урока, ПК учителя, медиапроектор,

Для учащихся: листы формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.

Практическая работа: изображение пейзажа с соблюдением правил воздушной перспективы.

Структура

1. Организационный этап – 1 мин.

2. Изучение нового материала - 10 мин.

3. Практическая работа. – 25 мин.

4. Подведение итогов – 8 мин.

5. Завершение урока – 1 мин

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока.

  1. Организационный этап – 1 мин.

Приветствие. Проверка готовности

- Ребята давайте улыбнемся друг другу, и, приступим к работе и до конца занятия у всех сохранится хорошее настроение.

  1. Изучение нового материала – 10 мин.

 (Слайд 1)

Ребята, как вы считаете, к какому жанру изобразительного искусства можно отнести картину, представленную на этом слайде?

(Это пейзаж)

- Итак, тема нашего урока «Изображение пространства. Пейзаж».

(Слайд 2)

Природа во все времена глубоко волновала человека, но искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении её превращали в одушевленные символы. Первые изображения носили ритуальный характер. Это изображения животных и сцены охоты.

(Слайд 3)

В эпоху Древнего Египта люди научились изображать мир вдоль плоскости, рядами, подобно строкам письма – «фризами». Изображения словно мирно шествовали, ритмически повторяя жесты. На первом месте был статус того, кого рисовал художник. Так изображения богов и фараонов были крупнее, а простых людей и рабов маленькими. При этом не было иллюзии прорыва стены, то есть не изображалось пространство.

(Слайд 4)

В эпоху Древней Греции и Древнего Рима пространственными стали изображения человека: развернулись в пространстве плечи, правдоподобными стали движения людей, между их действиями на рисунках появились пространственные связи. Но изображали, только то, что имеет телесную или предметную форму.

(Слайд 5)

Искусство Средних веков стало преимущественно религиозным как по сюжету, так и по назначению. Изображения повествовательные,  несли символический смысл. И должны были воздействовать на чувства зрителей. Таким образом, живопись этого времени ограничивалась иконописью. У пространства иконы свои законы построения, икона как будто открывается навстречу человеку. Линии в иконе, если их продолжить, расширяются в пространстве иконы. Такой метод называется обратной перспективой.

(Слайд 6)

В эпоху Возрождения в европейском искусстве возобладал и интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Эти стремления потребовали создания нового изобразительного языка на основе обращения к искусству Античности. Основным принципом изображения пространства стало – соразмерность фигуре человека. Художники открыли перспективу, появились понятия – линия горизонта, точка схода,

Перспектива – учение о способах передачи пространства и обьема на плоскости изображения,

Основные ее правила:

- предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;

- параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз)

Линия горизонта — это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя, линия, где нам кажется, что небо встретилось с землёй.

Точка схода — воображаемая точка, в которой соединяются линии схода.

 Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль, стало изображаемой реальностью. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы, размещая в нем в соответствии с этими правилами людей, здания и другие предметы.

Чтобы этому научиться, архитектор и теоретик эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти (15в.).  придумал такой способ изображения, суть которого заключается в том, что неподвижную (фиксированную) точку зрения зрителя проецируют на воображаемую картинную плоскость, которая наподобие прозрачного стекла находится между зрителем и объектом. Эта плоскость перпендикулярна «главному лучу» зрения. Для изучения перспективы архитектор придумал «сетку Альберти».

Различают ЛИНЕЙНУЮ

ВОЗДУШНУЮ

и ЦВЕТОВУЮ ПЕРСПЕКТИВУ.

Сейчас мы рассмотрим картину художника Ивана Константиновича Айвазовского «Восход солнца в Феодосии»

(Слайд 7)

- Рассмотрим на передний план, что здесь расположено?

- Что расположено на втором плане?

- Объекты на третьем плане, те которые вдали, что происходит с ними?

— Верно, предметы теряют свою четкость и детальность. В этом и заключается суть воздушной перспективы.

(Слайд 8)

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.

— Воздушная перспектива – изменение цвета предметов под воздействием воздушной среды и пространства, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

(Слайд 9)

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, поэтому она может называться также и ТОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ.

(Слайд 10)

— Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. Особенно многоплановость заметна, в горах  или на равнине где на разном расстоянии растут деревья.

Существуют понятия разных планов, а именно: передний (первый), средний(второй), дальний(третий).

На первом плане все предметы воспринимаются более объёмно, контрастно, с обилие деталей. На втором – все это смягчается, на третьем – под воздействием воздушной дымки, сливается, оставляя только форму или цвет.

- Давайте мы посмотрим в окно и проверим так ли это. Сначала посмотрим вдаль, потом на второй план, а сейчас на первый.

3. Практическая работа. – 25 мин.

Изображение пейзажа с соблюдением правил воздушной перспективы.

(Слайд 11)

С чего начинается работа над любым рисунком? С наброска.

(ПЕДРИСУНОК)

Рисуем небо, здесь оно заканчивается и начинается земля. Линия горизонта.  Здесь мы начинаем рисовать другим цветом. Не везде рисуем одним цветом, чем ближе к зрителю, тем сочнее будет цвет и четче рисунок.

Найдем в нашем пейзаже место для деревьев. На линии горизонта деревья будут маленькими. На первом и на втором плане деревья будут отличаться по величине. Можем добавить кустик, речку или дорожку (тоже с перспективным сокращением).

4.Подведение итогов.– 8 мин.

Организация выставки рисунков. Совместный анализ рисунков учащихся у доски. Несколько работ желающих анализируют с классом.

Всем ли удалось правильно показать перспективу?

Покажите самую, на ваш взгляд, удачную работу.

5. Завершение урока – 1 мин.

Сегодня на уроке вы потрудились очень хорошо, все молодцы, справились с поставленной задачей. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изображение пространства. Пейзаж. Литовко Оксана Геннадиевна, учитель ГБОУ №472 п.Левашово Выборгского раойна г.Санкт -Петербурга

Слайд 2

Искусство в древности Наскальные рельефы в Тануме

Слайд 3

Искусство эпохи Древнего Египта

Слайд 4

Изображение пространства Древней Греции и Древнего Рима

Слайд 5

Искусство Средних веков

Слайд 6

Искусство эпохи Возрождения «Мадонна в розовом саду» (около 1470)

Слайд 7

Пример для анализа Восход солнца в Феодосии Иван Айвазовский

Слайд 8

Воздушная перспектива в живописи Иван Шишкин дождь в Дубовом лесу 1891

Слайд 9

Цветовая или тональная перспектива в живописи Томас Кинкейд «Викторианский сад»

Слайд 10

Многоплановость в пейзаже Юрий Обуховский «Альпы»

Слайд 12

Задание : Изображение пейзажа с соблюдением правил воздушной перспективы.

Слайд 13

Завершение урока. На сегодня урок подошел к концу. Спасибо за внимание, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по изо: "Жанры изобразительного искусства"6 класс

.Цель: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности...

Конспект урока 8 класс по теме "Искусство вокруг нас"

Конспект урока по курсу Искусство 8-9 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская", презентация к уроку, приложение...

Конспект урока "Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь"

Урок в 7 классе. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»,...

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству 5 класс "Филимоновская игрушка", по программе Б.М.Неменского

Конспект может быть использован, как разработка урока, так и как мероприятие. Урок разработан в соответствии стандартам второго покаления....