Программа по внеурочной деятельности для 5-х классов "Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Кашина Евгения Борисовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный художник» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, Примерной программы начальног общего образования 2008г. с учетом авторской  программы «Народное декоративное икусство в проектной деятельности младших школьников»  по УМК «Планета знаний» В.Е. Похаленко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный художник» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, Примерной программы начального общего образования 2008г. с учетом авторской  программы «Народное декоративное икусство в проектной деятельности младших школьников»  по УМК «Планета знаний» В.Е. Похаленко. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы.Учебно-методический комплект «планета знаний»6 программа внеурочной деятельности в начальной школе. – м.: Астрель;Владимир: ВКТ, 2012 – 190 с. – (Планета знаний), а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ№7, с «Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в МБОУ СОШ №7 города Ноябрьск, реализующей программы общего образования»  и следующими нормативными  правовыми документами:

  1. Закон РФ «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. N 3266-1  Последнее обновление: 27.12.2009г.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования».
  1. Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.
  2.  «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

Актуальность программы «Юный художник» обусловлена тем, что происходит последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний — деятельностный подход. Программа рассчитана на приобщение детей к истокам культуры своего народа. Младшим школьникам дается представление о тесном взаимодействии изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью. Программа поможет ребенку привить художественный вкус, развивать воображение, познакомит с произведениями художественных промыслов России, мастерами народного творчества.

 Место и роль учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом ОУ программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Количество часов в I четверти – 8

Количество часов во II четверти – 7

Количество часов в III четверти – 9

Количество часов в IV четверти – 8

Основные цели курса.

- формирование ценностного отношения к труду, культуре и народным художественным традициям своего народа:

- приобщение детей к народному творчеству и, тем самым возрождение народных эстетических традиций средствами проектных технологий:

- воспитание чувства национального достоинства, патриотизма, толерантности младших школьников.

- воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

 -развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

- развитие воображения и зрительной памяти.

- освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

- воспитание в детях умения согласованно и продуктивно работать в группах.

- развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

        Основные задачи курса.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

- обучение основам художественной грамотности:

- формирование практических навыков и художественной деятельности – декоративно-прикладном искусстве:

- расширение художественно-эстетического кругозора ;

- воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства ;

- приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

- освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики ;

- освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства ;

Общая характеристика учебного предмета

Планируемые результаты обучения  :

      Личностные        результаты       освоения     программы  по изобразительному искусству:  

  • формирование       понятия     и   представления       о   национальной  культуре,    о  вкладе    русского   народа    в  культурное     и   художественное  наследие мира;  
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам  разных народов ;
  • развитие     творческого       потенциала       ребенка,     активизация  воображения и фантазии;  
  • развитие     этических      чувств     и    эстетических      потребностей,  эмоционально-чувственного  восприятия  окружающего  мира  природы  и  произведений   искусства;        пробуждение   и   обогащение   чувств   ребенка,  сенсорных способностей детей;  
  • воспитание      интереса      детей    к   самостоятельной        творческой  деятельности,  развитие   навыков   сотрудничества  в  художественной деятельности.  

         

       Метапредметные  результаты    освоения  программы по изобразительному искусству:  

  • освоение    способов     решения      проблем     поискового      характера;  развитие   творческого  потенциала  личности,  способности  оригинально  мыслить  и  самостоятельно  решать  творческие задачи;  
  • развитие      визуально-образного  мышления,  способности  откликаться   на   происходящее    в   мире,  в   ближайшем  окружении.
  • развитие  сознательного  подхода  к  восприятию  эстетического  в  действительности   и   искусстве,  а   также   к   собственной   творческой  деятельности;  
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать  и  переносить  информацию  с  одного  вида  художественной  деятельности  на   другой     (с   одного    искусства     на   другое);    формировать  умение  накапливать   знания   и   развивать   представления   об   искусстве   и   его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.    
  • развитие интереса к искусству разных стран и народов;  
  • понимание  связи  народного  искусства  с  окружающей  природой,  климатом,  ландшафтом,   традициями   и  особенностями  региона.
  • освоение  выразительных  особенностей  языка  разных  искусств;  развитие интереса к различным видам искусства;  
  • воспитание нравственных  и  эстетических   чувств;  любви  к  родной  природе, своему народу, к многонациональной культуре;  

       

        Предметные         результаты   освоения   программы  должны отражать:  

  • формирование  устойчивого интереса  к  изобразительному  творчеству;  способность  воспринимать,  понимать,  переживать  и  ценить  произведения изобразительного и других видов искусства;  
  • индивидуальное   чувство  формы  и  цвета   в  изобразительном  искусстве,   сознательное   использование   цвета   и   формы   в   творческих  работах;  
  • развитость  коммуникативного   и   художественно-образного  мышления детей ;
  • проявление  эмоциональной  отзывчивости,  развитие  фантазии  и  воображения детей;  
  • использование  в  собственных творческих   работах  цветовых  фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;  
  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое  отношение    к  художественному   произведению;  
  • нравственные,  эстетические,  этические,  общечеловеческие культурологические,  духовные   аспекты   воспитания  на занятиях  изобразительного искусства.  

Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  • донести свою позицию до собеседника;
  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учиться согласованно работать в группе:

  • учиться планировать работу в группе;
  • учиться распределять работу между участниками проекта;
  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).

                                                             

 Результатом практической деятельности по программе «Юный художник» можно считать  следующее:  создание каждым ребёнком своего оригинального продукта,  его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к  обучению  в  специальных  учебных заведениях.

          Формой контроля   на занятиях является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Овладевать языком изобразительного искусства:

-понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;

-понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

-знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

- что такое орнамент, геометрический орнамент;

-учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

-эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

-учиться чувствовать образный характер различных видов линий;

-учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

-различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности Владение простейшими навыками:

-рисунка;

-аппликации;

-построения геометрического орнамента;

техники работы акварельными и гуашевыми красками.

Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

-живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

-графика (иллюстрация);

-народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

-композиция, рисунок, цвет для живописи;

-композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- практический;

- объяснительно – иллюстративный;

- частично – поисковый;

- исследовательский;

- наблюдение;

- проблемно – поисковый;

- информативный.

Способы и средства:

- модели и таблицы;

- технические средства;

- рисунки;

- дидактические материалы;

-технологии: информационные (ИКТ), тестовые, здоровьесбережение,  деятельностный подход.

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" (декоративно-прикладное и художественное направление) на 2018-2019 учебный год

Рабочая  образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС)  «Смотрю на мир глазами художника» (художественное направления)  на учебный год   носит инновацио...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс

Цель программы: Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...