Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Цель программы:

Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества; создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.

Задачи  программы:

● воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

● освоение знаний о классическом современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

● овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

● формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Формы внеурочной деятельности: творческая мастерская

Формы и методы работы:

  • индивидуальная
  • групповая
  • выставка
  • экскурсия
  • творческий конкурс.
  • рассказ, беседа, игра;
  • наблюдение, оценивание процесса выполнения.

Форма промежуточной аттестации: выставки работ, участие в конкурсах, наблюдение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_2-_4_klass.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

     муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя школа №7 города Ярцева

        

«Рассмотрено»

на методическом совете        

Протокол №_____

от «____» _________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по ВР    

 МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

__________/______________

 «___» ___________2020г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ СШ № 7 г. Ярцева                  

___________/Кузнецова И. В.

                     

Приказ №151

от«31» августа  2020г.

«Принята»

педагогическим советом

протокол № 1 от 31.08.2020 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА»

Направления развития личности школьника:

общекультурное

2-4 класс

    Учитель:    Матвеева Ирина Геннадьевна, высшая категория

2020 - 2021  учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015  № 1576

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)

4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,

5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

6.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

7. Авторской программы,  разработанной народным художником России, академиком РАО и PAX Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему  в УМК «Школа России;

8.Требованиям  Положения о рабочей программе ОУ.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе.

Актуальность и перспективность курса        

Современные тенденции в развитии образования характеризуются повышенным вниманием к проблемам отечественной культуры, сохранением, переосмыслением её места и роли в структуре познавательной и практической деятельности. Формирование у подрастающего поколения российской самоидентификации, причастности к русской культуре, истории, духовности особенно актуальны в настоящее время.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям; организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым обучающимся вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого ученика.

Приобщение школьников к основам декоративно-прикладного искусства, в которые входит живопись, рисунок, роспись по ткани, бумажная пластика, аппликация, изготовление объёмных предметов, коллаж, – это увлекательное занятие, приносящее радость и знания, расширяющие представления обучающихся об искусстве.

Занимаясь различными видами ДПИ, ребята учатся чутко прислушиваться к тому, что подсказывает удивительный, живой и благородный пластичный материал, развивают воображение и фантазию.

Работа с различными материалами позволяет обучающимся воспринимать мир в единстве познавательной и эмоциональной сферы; формируются жизненно необходимые качества – трудолюбие, аккуратность, усидчивость, внимание, терпение; воспитываются творческое отношение к труду и развивается художественный вкус. Оттачивается ловкость, сноровка, моторика пальцев рук.

Флористика  искусство составления композиций из различных природных материалов, позволяющее научить детей понять и приблизить к себе природу, полюбить её красоту и относиться к ней бережно. Первыми детскими работами в сфере флористики являются аппликации, скульптурные композиции из природного материала.

Использование на занятиях личностно ориентированных подходов в воспитании позволяет не отступать от рамок государственного образовательного стандарта, варьировать содержание занятий исходя из интересов детей и пожеланий родителей, учитывать психолого-возрастные особенности детей.

Творческая деятельность в игровой форме позволяет учащимся легко усваивать серьезные понятия, что развивает воображение и творческие способности, которые являются основными качествами для формирования гармоничного и высокоразвитого человека, способного принести пользу обществу, укрепить и продолжить культурные традиции многонациональной России.

Цель программы:

Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества; создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.

Задачи  программы:

● воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

● освоение знаний о классическом современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

● овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

● формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Формы внеурочной деятельности: творческая мастерская

Формы и методы работы:

  • индивидуальная
  • групповая
  • выставка
  • экскурсия
  • творческий конкурс.
  • рассказ, беседа, игра;
  • наблюдение, оценивание процесса выполнения.

Форма промежуточной аттестации: выставки работ, участие в конкурсах, наблюдение.

2.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ    КУРСА

Личностные  результаты:

– осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни народов России;

– умение разрабатывать авторские проекты, макеты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов с учетом технологических требований;

– самостоятельное проведение работы по отбору, анализу и обобщению подготовительного материала;

– самостоятельное умение находить новые решения для каждой творческой задачи;

– самостоятельная разработка художественно-графических проектов произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и воплощение их в материале.

Важно отметить, что при освоении программы акцент делается на результатах личностного развития, не подлежащих оцениванию.

Метапредметные результаты освоения программы.

Активное использование в эстетической и художественной деятельности общеучебных умений:

● самостоятельно получать знания;

● умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

● занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению;

● аргументировать свою точку зрения;

● использовать специальные термины при анализе или оценке работ;

● выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах.

Предметные результаты

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

--выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как

значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-

творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на

эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему

общечеловеческих ценностей.

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- умения пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;

-умения осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-умения отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- умения  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- умения адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Итоговый контроль осуществляется по результатам итогов участия в конкурсах, олимпиадах, по защите проектов. Кроме того, на протяжении курса регулярно осуществляется контроль знаний учащихся в форме тестирования, проводится самоанализ, самооценка, наблюдения.

Результаты достижений учеников представляются на организованных в школе выставках, используются для накопительной системы оценивания (портфолио).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Программа предусматривает занятия, основной задачей которых является освоение упражнений, направленных на развитие в большей степени изобразительных навыков и ознакомления с формой, фактурой и структурой изображаемых предметов. Задания по живописи, рисунку, бумагопластике  включают в себя анализ и правильную передачу форм и размеров предметов изображения. Школьники учатся анализировать и правильно передавать форму, пропорции, строение, пространственное положение и цвет предметов; овладевают приёмами работы с акварелью, гуашью, акрилом, пластическими массами на разных материальных поверхностях – бумаге, дереве, ткани. В программу этапа входит знакомство с различными видами искусства – пейзажем, портретом, натюрмортом. Этому способствуют задания по иллюстрации сказок, изображению по памяти, изображению с натуры, тематическое изображение по представлению, ознакомление с орнаментом и геометрическими фигурами. Занятия сопровождаются показом слайдов, фрагментами видеофильмов и классической музыки.

2 класс

Вводное занятие. Экскурсия «Красота осени». Работа с природным материалом (10 ч.)   Рисуем цветы (7 ч.). Рисование с натуры (10 ч.). Искусство пейзажа. Итоговое занятие (7 ч.).

3 класс

Вводное занятие. Экскурсия «Красота осени». Работа с природным материалом.

Айрис-фолдинг из осенних листьев (9 ч.). Рисуем животных. Пр. р. «Форма и содержание. Виды линий, штриховка». Анималистический жанр в живописи. (15 ч.). Папье – маше. Маска (образ животного). Подведение итогов. (9 ч.) Выставка работ (1 ч.).

4 класс

Вводное занятие. Картонное кружево (7 ч.). «Изо-нить» (11 ч.). Техника «Граттаж» (7 ч.). Миллион роз из гофрированной бумаги (3 ч.). Техника «Монотипия» (2 ч.). Декупаж.  Панно. Подведение итогов. Выставка работ (4 ч.).

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

1

Работа с природным материалом

3 ч

7 ч

2

Рисуем цветы

1,5 ч

5,5 ч

3

Рисование с натуры

2 ч

8 ч

4

Искусство пейзажа

2,5 ч

4,5 ч

ИТОГО

34 часа

9 ч

25 ч

3 класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

1

Работа с природным материалом

3,5 ч.

5,5 ч

2

Рисуем животных

2,5 ч.

12,5 ч

3

Папье – маше

3 ч.

7 ч

ИТОГО

34 часа

9 ч.

25 ч.

4 класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

1

Картонное кружево

2,5 ч.

4,5 ч

2

Техника «Изо-нить»

2 ч.

9 ч

3

Техника «Граттаж»

1 ч.

6 ч

4

Работа с бумагой

0,5 ч.

2,5 ч

5

Техника «Монотипия».

1 ч.

1 ч

6

Декупаж

2 ч.

2 ч

ИТОГО

34 часа

9 ч.

25 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Занятия

Дата

Тема

Форма организации деятельности

Теория

Практика

Работа с природным материалом 10 ч.

1.

Вводное занятие:

а. ПТБ. б. Задачи и план работы.

в. Другое.

1

-

2-3

Экскурсия «Красота осени»

а. ПТБ.б. Сбор листьев.

в. Подготовка природного материала к работе.

1

1

4

5-7

8-10

Работа с природным материалом:

  • Изготовление розочек из кленовых листьев;

  • Тв. р. «Осенний букет»;

  • Аппликация из природного материала на свободную тему.

1

6

Рисуем цветы 7 ч.

11

12

13

14

15

16

17

Рисуем цветы:

-Одуванчик;

-Подсолнух;

-Ромашка;

-Василек;

-Тюльпан;

-Колокольчик;

-Роза.

1,5

5,5

Рисование с натуры 10 ч.

18-24

Рисование с натуры.

Натюрморт. Драпировка. Изображение складок. Свет и тень. Перспектива. Композиция натюрморта. Зарисовки с натуры.

1,5

5,5

25-27

Рисование с натуры.

Композиция «Букет».

0,5

2,5

Искусство пейзажа 7 ч.

28-30

Искусство пейзажа.

Виды пейзажей. Композиция и перспектива. Пр.упр.

1

2

31-33

Тв.р. «Пейзаж» (нетрадиционные приёмы рисования)

0,5

2,5

34

Итоговое занятие.  Выставка работ.

1

   Итого: 34                                                                                                                      9 ч.       25 ч.

3 класс

№  п/п

Тема урока

Форма организации деятельности

Дата

Теория

Практика

Факт

Коррект. КТП

Работа с природным материалом 9 ч.

1.

Вводное занятие:

а. ПТБ. б. Задачи и план работы. в. Другое.

1

-

2-3

Экскурсия «Красота осени»

а. ПТБ. б. Сбор листьев.

в. Подготовка природного материала к работе.

1

1

4

Работа с природным материалом:

Айрис-фолдинг из осенних листьев.Техника работы. Подготовка листьев (сушка).

0,5

0,5

5-7

8-9

Айрис-фолдинг из осенних листьев. Изготовление панно.

 Оформление рамки

0,5

0,5

2,5

1,5

Рисуем животных 15 ч.

10-11

 «Я рисую животных». Раскрытие темы. Материалы. Пр. р. (шаблоны)

0,5

1,5

12-14

Пр.р. «Форма и содержание. Виды линий, штриховка»

1

2

15

16

17

18

19

20

Рисуем животных:

-Божья коровка;

-Мышонок;

-Морж;

-Пингвин;

-Лягушонок;

-Ежик;

-Щенок;

-Котенок;

-Зайчик;

-Медвежонок;

-Лошадь.

1

1

1

1

1

1

21-24

Анималистический жанр в живописи.

Особенности жанра, анималистический пейзаж, художники – анималисты (1 час); практическая работа. Я - художник – анималист. Ж.р. (3 часа)

1

3

Папье – маше 9 ч.

25-33

Папье – маше. Маска (образ животного)

Техника папье-маше, ТБ, инструменты, особенности работы с художественными материалами (1 ч); выполнение (лепка) основы (2 ч); Маска животного, выполнение папье-маше (2 ч); Снятие основы маски, грунтовка (1 ч); оформление, декор маски, ТБ (2 ч); Выставка, презентация работ (1 ч)

2

7

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов. Выставка работ.

1

-

Итого

                                         34 часа                                        9                   25

4 класс

№  п/п

Тема урока

Форма организации деятельности

Корректировка КТП

теория

практика

Картонное кружево 7 ч.

1

Вводное занятие:

а. ПТБ.б. Задачи и план работы.в. Другое.

1

-

2

Картонное кружевоТехника работы.

0,5

0,5

3-5

6-7

Картонное кружево. Выполнение рисунка на картонной основе. Работа с клеем. Т. Б.

Работа с клеем. Т. Б.  Оформление работы.

0,5

0,5

2,5

1,5

Техника «Изо-нить» 11 ч.

8

9-12

Техника работы, основные приемы.

 Пр. р. (карандаш, циркуль, линейка). Т.Б.

1

4

13-18

«Изо-нить». Творческая работа. «Снежинки». Техника работы, (черный картон, белые нитки, иголка). Т. Б.

1

5

Техника «Граттаж» 7 ч.

19-20

Техника «Граттаж». План работы. Техникаработы, л/к построение рисунка.

1

1

21

Техника «Граттаж». Подготовка фона (воск, гуашь)

-

1

22-24

Техника «Граттаж». Перенос рисунка на основу, процарапывание. Т. Б.

-

3

25

Техника «Граттаж». Оформление работы.

-

1

Работа с бумагой 3 ч.

26-28

Миллион роз из гофрированной бумаги. Поздравительная открытка.Т. Б.

0,5

2,5

Техника «Монотипия» 2 ч.

29

Техника «Монотипия». Художники - монотиписты.

Особенности техники. План работы.

1

-

30

Техника «Монотипия». Творческая работа. Т. Б.

-

1

Декупаж 4 ч.  

31

Декупаж.  Панно. Техника работы. Подбор материала (яичная скорлупа, салфетка, основа, клей ПВА).  Т. Б.

1

-

32-33

Декупаж.  Панно.  Выполнение работы, оформление.

-

2

34

Заключительное занятие.

Подведение итогов. Выставка работ.

1

-

Итого

                                         34 часа                             9              25    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс

Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.Цель программы «...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел" за 2017-2022 годы. 5-9 класс, коррекционной школы....

Методический материал для занятий дополнительного образования по изобразительному искусству Из опыта работы «Необычное в обычном» Направление развития личности школьника: общекультурное Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна

Хочу поделиться своими наработками и открытием в области ДПТ.Работая с детьми, хочется поразить их воображение. Конечно, придумано очень много всего в области ДПИ, но мне кажется, многим то, о чем пой...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ» Направления развития личности школьника: общекультурное 1 класс

Цель программы:  формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.Задачи  программы:совершенствовать практические у...