РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Игры народов Севера» 4А класса
методическая разработка по теме

Харисова Жанна Алексеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

    Одной из центральных линий Стандартов второго поколения выступают задачи формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация трудовой деятельности и организация активного отдыха.

    Рабочая программа «Игры народов Севера» в начальной школе выполняет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика программы состоит в том, что она строится на психологической и дидактической базе, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и физического развития. Игры народов Севера имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствуют максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности. Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

   Эмоционально насыщенные, яркие и разнообразные по содержанию, игры социальны по своей сущности, так как отражают опыт человеческих отношений, формируют нравственность ребёнка и укрепляют его здоровье.

    В играх познаются различные свойства предметов, разнообразные стороны жизни. При помощи игры ребята получают информацию. Она поступает к ним без насилия и нажима. Основными мотивами является интерес, положительные эмоции, сопровождаемые чувством радости.

   Психология ребёнка такова, что он видит и переживает, отражается в его поступке, действии. Ребёнок постоянно стремится к деятельности, к общению, не имея возможности удовлетворить эту потребность в другой форме, кроме как в игре. Это - один из факторов, привлекающих детей к игре.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих  обучающихся.

Данная программа является наиболее актуальной, так как способствует развитию разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки,  физическому развитию, укреплению здоровья оказывает влияние на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства и творческие способности, создаёт определённый духовный настрой, интерес к истории, культуре своего края.  Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. По степени новизны программа  включает  знания, не содержащиеся в базовых программах, или дополняет их.  

Цель программы: содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в играх  и состязаниях.

Задачи:

 - укреплять здоровье младших школьников;

- активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;

 - познакомить слабослышащих обучающихся с разнообразием подвижных игр народов Севера;

- развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость,

- воспитывать культуру игрового общения, целеустремлённость, самостоятельность, ценностное отношения к подвижным играм как  

   наследию и к проявлению здорового образа  жизни.

 Материал Рабочей программы «Игры народов Севера»  разделен по блокам, которые выдаются последовательно.

1. Игры с бегом.

2. Подвижные игры на развитие ловкости, выносливости.

3. Подвижные игры на развитие внимания.

4. Силовые игры народов Севера.

 Это связано с тем, что слабослышащие обучающиеся таким образом легче запоминают и перерабатывают полученную информацию.

Особенности реализации программы.

Рабочая программа «Игры народов Севера» рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих  обучающихся 4А класса, объёмом 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 45 минут. Место проведения занятий –  пришкольная площадка. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 10-11 лет.

II. Предполагаемые  результаты:

Реализация данной Рабочей программы предполагает:

  • понимание подвижной игры как средства организации здорового образа жизни;
  • умение применять игры  самостоятельно;
  • понимание подвижной игры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно–массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения;
  • владение умением вести диалог в доброжелательной форме, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

 Программа реализуется через следующие формы:

 На занятиях применяются разные формы подвижных игр: сюжетно ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-

 забавы; имитирующие игры; игры-соревнования, эстафеты. Основные   формы  проведения занятий: групповая и  коллективная.

III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Ауд.

Внеауд.

I.

Игры с бегом.

9

1

8

Познакомить с играми  народов Севера

1

Какой народ живёт на Севере?

1

1

   Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Донесение своей позиции до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимание позиции других взглядов, интересов, умение договариваться с другими, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что -то сообща. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.

Предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.

Учить работать по предложенному учителем плану.

2

Игра : «Тюленьи бега»        

1

1

3

Игра: «Каюр и собаки»        

1

1

4

Игра: «Охота на оленей»        

1

1

5

Игра: «Важенка и оленята»        

1

1

6

Игра: « Охота на куропаток»

1

1

7

Игра: « Волк и олени»        

1

1

8

Игра : «Догонялки»

1

1

  9

Соревнования.

1

1

II.

Подвижные игры на развитие ловкости, выносливости.

7

0

7

Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

Ценностные установки, нравственная ориентация, личностная саморефлексия.

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

10

Игра: «Жмурки»        

           1

1

11

Игра : «Птицелов»        

            1

1

12

Игра : «Северный и южный ветер»        

            1

1

13

Игра : «Ловкий оленевод»        

            1

1

14

Игра : « Успей поймать»        

            1

1

15

Игра : «Быстрый оленевод»

            1

1

16

Соревнования.        

            1

1

III.

Подвижные игры на развитие внимания.

10

1

9

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

 Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину.

Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму.

17

Развиваем внимание.

1

1

18

Игра : «Куропатки и ягодки»

            1

1

19

Игра : «Звери и птицы»

            1

1

20

Игра : «Охота на куропаток»        

            1

1

21

Игра : «Лук и стрелы»

            1

1

22

Игра : «Льдинки, ветер и мороз»        

            1

1

23

Игра : «Луна и солнце»

            1

1

24

Игра : «Оленьи упряжки»

            1

1

25

Игра : «Бой лосей»

26

Самостоятельная организация детьми игр по выбору под руководством воспитателя.

IV.

Силовые игры народов Севера

8

1

7

Учет разных мнений, координирование разных позиций. Разрешение конфликтов;                            Учиться работать по определенному алгоритму. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 Аргументация своего мнения и позиции.

Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.

27

Что такое силовые игры народов Севера?

1

1

28

Игра : «Перетягивание на руках»

            1

1

29

Игра : «Кто бросит дальше?»

1

1

30

Игра : «Кто быстрее встанет?»

1

1

31

Игра: « Перетягивание на палках»                

1

1

32

Игра «Бой оленей»

1

1

33

Игра «Перетягивание каната»

1

1

34

Коллективные игры – соревнования.

1

1

IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I.

Игры с бегом.

9

Знакомство с общим содержанием курса «Игры народа севера».

1

Какой народ живёт на Севере?

1

Рассказать о народах Севера их быте, традициях, играх.

2

Игра : «Тюленьи бега»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения.

Беседа «Профилактика простудных заболеваний».

Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

3

Игра: «Каюр и собаки»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

4

Игра: «Охота на оленей»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

5

Игра: «Важенка и оленята»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения.

Беседа «Осанка».

Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

6

Игра: « Охота на куропаток»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

7

Игра: « Волк и олени»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

8

Игра : «Догонялки»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения.

Беседа «Учимся самостоятельно подводить итог игры».

Разучивание игры.  Проведение игры. Закрепление игры.

  9

Соревнования.

1

Игровые командные состязания с использованием изученных игр.

II.

Подвижные игры на развитие ловкости, выносливости.

7

10

Игра: «Жмурки»        

1

Познакомить детей с понятием ловкость, провести  игры.

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

11

Игра : «Птицелов»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

12

Игра : «Северный и южный ветер»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

13

Игра : «Ловкий оленевод»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

14

Игра : « Успей поймать»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа: «Правила поведения во время игры».

Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

15

Игра : «Быстрый оленевод»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

16

Соревнования.        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа: «Правила поведения во время игры».

Подведение итогов 3 четверти. Спортивные состязания «Выше, дальше и быстрее» с использованием выученных игр.

III.

Подвижные игры на развитие внимания.

10

17

Развиваем внимание.

1

Познакомить детей с понятием внимание с его видами.

Провести игры на внимание.

18

Игра : «Куропатки и ягодки»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Как закалять свой организм».

 Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

19

Игра : «Звери и птицы»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

20

Игра : «Охота на куропаток»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Жизненно важные правила» (правила оказания первой помощи пострадавшему от травмы).  Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

21

Игра : «Лук и стрелы»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа: «Правила поведения во время игры».

Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

22

Игра : «Льдинки, ветер и мороз»        

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разучивание считалок.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

23

Игра : «Луна и солнце»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Развиваем грацию и пластику»» Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

24

Игра : «Оленьи упряжки»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения.

Разучивание считалок.

Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

25

Игра : «Бой лосей»

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения.

Беседа «Как правильно ходить и бегать». Разучивание игры. Проведение игры.  

Закрепление изученных игр: «Охота на волка»,

«Льдинки, ветер и мороз»        

26

Самостоятельная организация детьми игр по выбору под руководством воспитателя.

Инструктаж по технике безопасности.

Самостоятельная организация детьми игр по выбору под руководством воспитателя.

IV.

Силовые игры народов Севера

8

Познакомить с понятием силовые игры.

27

Что такое силовые игры народов Севера?

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

28

Игра : «Перетягивание на руках»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.   Закрепление игры.

29

Игра : «Кто бросит дальше?»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа: «Правила поведения во время игры».

Разучивание игры. Проведение игры.    Закрепление игры.

30

Игра : «Кто быстрее встанет?»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разучивание считалок.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры.

31

Игра: « Перетягивание на палках»                

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

32

Игра «Бой оленей»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения.

Беседа «Как правильно ходить и бегать». Разучивание игры. Проведение игры.  

Закрепление изученных игр: «Кто дальше бросит», «Перетягивание на палках»

33

Игра «Перетягивание каната»

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Вода и питьевой режим».

Разучивание игры. Проведение игры.  Закрепление игры.

34

Коллективные игры – соревнования.

1

Инструктаж по технике безопасности.

Разминка: общеукрепляющие упражнения.

Подведение итогов за год»Чему мы научились».

Весёлые игры, забавы и состязания.

                                                          V. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

                                 

                                                         Библиотечный фонд (для учителя)

1.Городенко Д. Устное народное творчество народов ханты и манси.// Югра.- №9-10,2000.

2.Жедик Ю. Куклы Нерым-ях. //Югорское детство.-№4, 2012.-С.22

3.Мифологическое время: альбом-каталог. Государственный музей Природы и человека Ханты-  

   Мансийск/сос.Е.В.Перевалова, С.В.Лезова, А.В.Головнев- М.: Эпифания, 2003.

4. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.

5.Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера.

6.  Степанова Г.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера»

      Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003г

7.Фёдорова Л.В..- «Ямальский калейдоскоп: Учеб. пособие по литературному краеведению: 2 класс Тюмень: Изд-во   ИПОС СО РАН, 2003                   

                                                           

                                                             Библиотечный фонд (для обучающихся)

1. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

2.  Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

3.  Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

4.  Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

5. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

6.  Степанова Г.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера»

      Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003г

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • компьютер
  • медиапроектор
  • интерактивная доска
  • спортивные сооружения и спортивный инвентарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Общая физическая подготовка »в рамках ФГОС для 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса

     Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом и...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ   МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...