РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Плешивцева Людмила Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ   МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ   МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС

                          ДЛЯ 5- 8 КЛАССОВ

 Составитель: Плешивцева Л.В.

учитель физической культуры

Пояснительная записка

              Рабочая программа «Спортивный марафон» составлена на основании следующих документов:

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

 -  Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»

 - «Стандарты  второго  поколения:  Рекомендации  по  организации  внеучебной деятельности учащихся».

 - Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014г.

     Данная программа предназначена для обучающихся 5-8 классов основной и подготовительной физкультурных групп и ориентирована на применение широкого комплекса средств и методов физической культуры для увеличения уровня физической подготовленности обучающихся. Особый акцент в рабочей программе сделан на подготовку обучающихся к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса ГТО и «Президентских состязаний»

Актуальность программы:

 Как  никогда  актуальной  остаѐтся  проблема  сохранения  и  укрепления  здоровья  с  раннего возраста  и  роль  в  еѐ  решении  отводится  школе.  Именно  школе  доверено  воспитание  новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своѐ предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически  и  нравственно  (способные  к  самопознанию,  самоопределению,  самореализации, самоутверждению).  Только  здоровый  ребѐнок  может  успешно  учиться,  продуктивно  проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивный марафон» включает  в  себя    знания,  установки,  личностные  ориентиры  и  нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья.

Данная программа  является    комплексной  программой  по  формированию  культуры  здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребѐнка. Включает в себя,  как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – подготовка  к  сдаче  нормативов  Всероссийского  физкультурно-спортивного  комплекса  «Готов  к труду и обороне» (ГТО), проведение соревнований. В программу также включено знакомство со спортивными  играми  (пионербол,  футбол,  волейбол,  баскетбол).  Игра  –  естественный  спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Правильно организованные спортивные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Хотелось  бы  обратить  особое  внимание  на  воспитание  полезных  привычек,  как альтернативы привычкам вредным. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное  –  приобщить  детей  к  здоровому  образу  жизни.  Здоровый  образ  жизни  несовместим  с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.  
Программа  помогает  создать  поведенческую  модель,  направленную  на  развитие

коммуникабельности,  умение  делать  самостоятельный  выбор,  принимать  решения,

ориентироваться в информационном пространстве.  

 Цели программы:

 - создание  наиболее  благоприятных  условий  для  формирования  у  школьников

отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении

успеха.  

- приобщение к занятиям  физической культурой и спортом, формирование интересов к определённым видам двигательной активности.

 Задачи:

 - сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

-  обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

-  научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-  добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

-  обеспечить двигательную активность во внеурочное время;

-  воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься

спортом;
-  развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, а так же эмоционально-чувственную сферу.

Категория обучающихся:

Программа рассчитана на детей 12-15 лет.

Объём программы, срок её освоения, режим занятий

Программа рассчитана на 4 года

1-й год обучения 1 раз в 2 недели по 1 часу (всего 17 часов);

2-й год обучения 1 раз в 2 недели по 1 часу (всего 17 часов);

3-й год обучения 1 раз в 2 недели по 1 часу (всего 17 часов);

4-й год обучения 1 раз в 2 недели по 1 часу (всего 17 часов);

Данная  программа строится на принципах:

   Научности -   содержится анализ статистических медицинских исследований по

состоянию здоровья школьников.

   Доступности -  содержание курса составлено в соответствии с возрастными

особенностями обучающихся.  

   Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с

окружающими, с одноклассниками.

   Патриотизма – идентификации себя с Россией, её культурой.

   При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

 Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к

вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

   Обеспечение мотивации

 Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный марафон» направлена на достижение занимающихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения программы внеурочной деятельности должны отражать:

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

 Основные направления реализации программы:

 - организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

-  организация  и  проведение  разнообразных  мероприятий  по  всевозможным  видам

спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами

(мячи, скакалки и пр.);

-  организация и проведение занятий на свежем воздухе в любое время года;

-  активное использование спортивной площадки.  

 Формы занятий:

-  беседы

-  подвижные и спортивные игры

-  соревнования

-  викторины

-  конкурсы  

-  часы здоровья

-  спортивные часы

-  веселые старты

-  тестирование

 Результатом  практической  деятельности  по  программе  «Спортивный марафон» можно  считать следующие критерии:

 - Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

-  Повышение  активности  детей,  участие  в  спортивных  мероприятиях  класса,  школы, района.  

- Взаимодействие со сверстниками с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни.

- Выполнение нормативов комплекса «ГТО»

 Формы подведения итогов работы:

 - Анкетирование детей  

-  Мониторинг  состояния здоровья детей

-  Сдача норм комплекса «ГТО»

-  Защита проектов

Ценностные ориентиры

Содержание учебного курса «Спортивный марафон» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Содержание курса. (68ч)

1.Понятие о здоровом образе жизни.-(4ч.)

Питание, режим дня, закаливание, занятия

физическими упражнениями и.т.д.

Слагаемые  здорового  образа  жизни.  Здоровое  питание:  полезные  и  вредные  продукты, витамины и микроэлементы.  

Значение и способы закаливания. Профилактика вредных привычек.  

Воздействие физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечнососудистую системы организма спортсмена.  

Общие гигиенические требования к режиму дня с учетом тренировочных занятий.  

Практические  работы:  ознакомление  с  информацией  в  сети  Интернет,  создание  презентаций, рефератов, составление индивидуального режима дня.  

 2.История возникновения и возрождение физкультурно-спортивного комплекса. «Готов к труду и обороне» (ГТО).-(4ч) 

Государственные требования к уровню физической

подготовленности обучающихся.

История  развития.  Причины  возрождения  комплекса  в  России.  Виды  испытаний:

обязательные испытания и испытания по выбору. Нормативы ГТО. Знак ГТО.

 Практические работы: сдача нормативов комплекса ГТО – III-IV ступени.

 3. Педагогический и врачебный контроль, самоконтроль состояния здоровья обучающихся. –(4ч.)

Мониторинг здоровья обучающихся.

Значение  и  организация  самоконтроля  на  тренировках,  в  школе  и  дома.  Понятие  о

субъективных  и  объективных  критериях  самоконтроля,  подсчет  ЧСС,  тестирование,

антропометрия. Ведение дневника самонаблюдения.

 Практические работы: самоконтроль состояния здоровья каждого ребёнка.

 4. Олимпийские игры древности и современное олимпийское движение.-(4ч.)

История  возникновения  Олимпийских  игр.  Мифы  Древней  Греции.  Виды  состязаний  и особенности  их  проведения.  Возрождение  Олимпийских  игр.  Роль  Пьера  де  Кубертена  в возрождении  олимпийского  движения.  Олимпийские  идеалы,  символика  игр.  Российские спортсмены олимпийцы.

 Практические  работы:  ознакомление  с  информацией  в  сети  Интернет,  создание  презентаций, рефератов, проектов. Участие во Всероссийской Олимпиаде школьников по предмету.  

 5. Легкая атлетика –(10ч.)

История  зарождения  легкой  атлетики.  Соблюдение  требований  безопасности  и

гигиенических  правил  при  занятиях  легкой  атлетикой.  Высокий  и  низкий  старт.  Бег  с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Кроссовый бег. Гладкий равномерный бег. Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в вертикальную цель  и  на  дальность  с  разбега.  Упражнения  общей  физической  подготовки.

 6. Спортивные игры: волейбол, пионербол, баскетбол, футбол.-(26ч.) 

История зарождения игр (баскетбола, футбола, волейбола). Правила ТБ. Современные

правила соревнований по видам спорта.

Б а с к е т б о л .  

Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом,

со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.  

Ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением

направления  движения;  бросок  мяча  в  корзину  двумя  руками  снизу  после  ведения  и  от груди с места.  Упражнения общей физической подготовки.

В о л е й б о л .  

Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и

влево; выход к мячу.  

Упражнения  с  мячом:  прямая  нижняя  подача  через  сетку;  прием  и  передача  мяча

снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными

шагами).

Упражнения общей физической подготовки.  

Ф у т б о л  (м и н и - ф у т б о л ).  

Упражнения без мяча: бег с изменением направления движения; бег с ускорением; бег

спиной вперед; бег «змейкой» и по кругу.  

Упражнения с мячом: ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы;

удар  с  места  и  небольшого  разбега  по  неподвижному  мячу  внутренней  стороной  стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.

Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек);

удар с разбега по катящемуся мячу. Упражнения общей физической подготовки.    

 Практические работы: игра в мини-футбол, пионербол, волейбол, баскетбол по правилам,

соревнования по видам спорта.

7. Гимнастика с элементами акробатики-(8ч)  

Соблюдение  требований  безопасности  и  гигиенических  правил  при  занятиях

гимнастикой.

История зарождения гимнастики. Российские гимнасты, герои олимпиад.

Комплексы  упражнений  для  развития  гибкости  и  координации  движений,  для

формирования правильной осанки.

Акробатика.  Кувырки  вперед  и  назад  в  группировке,  стойка  на  лопатках,  мост  из

положения лежа.  

Упражнения на снарядах:  

- передвижение по гимнастическому бревну;

-  упражнения на невысокой перекладине;

-  опорный прыжок согнув ноги (козел). Упражнения на трамплине: прыжок с

разбега на горку матов, соскок с приземлением в определенное место;

-  упражнения на брусьях.

      Упражнения общей физической подготовки.

 8. Подготовка и проведение соревнований по видам спорта.-(8ч)

Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсменов.  

Подготовка  соревнований.  Требования  к  спортивной  форме,  номер,  эмблема  и  другие атрибуты.  

Правила проведения соревнований.  

Права и обязанности судейской коллегии.

  Практические работы: участие в соревнованиях.

Планируемые результаты изучения программы

 После окончания I года обучения, занимающиеся научатся:

- выполнять основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

- руководствоваться правилами командных подвижных игр и простейшими комплексами упражнений для развития физических способностей;

- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды.

- характеризовать задачи общей физической подготовки;

- понимать цели и задачи разминки, основной и заключительной частей занятий;

- выполнять основные действия и приёмы командных подвижных игр;

- руководствоваться основами техники безопасности во время занятий физическими упражнениями;

- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств;

- взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения двигательных действий;

- участвовать в организации и проведении спортивных праздников и соревнований.

После окончания II года обучения, занимающиеся научатся:

- выполнять комплексы упражнений, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств;

- выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол;

- определять базовые понятия и термины спортивных игр;

- руководствоваться правилами спортивных игр;

- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.

После окончания III года обучения, занимающиеся научатся:

- характеризовать задачи специальной подготовки;

- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

- использовать занятия физическими упражнениями, спортивные игры и соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, повышения уровня физических кондиций;

- выполнять основные технические действия и приёмы игры баскетбол в игровой деятельности;

- выполнять упрощенные обязанности помощников судей.

После окончания IV года обучения, занимающиеся научатся:

- характеризовать задачи тактической подготовки;

- составлять комплексы упражнений оздоровительной и тренирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в соревновательной деятельности;

- осуществлять судейство по осваиваемой спортивной игре;

- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

- владеть терминологией спортивной игры.

Учебно-тематический план

№п/п

Темы

                         Кол-во часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

1

Основы знаний и умений. Способы физкультурной деятельности

                           Во время занятий

2

Легкая атлетика  

4

4

4

4

3

Спортивные игры

10

10

10

10

5

Гимнастика с элементами акробатики

3

3

3

3

Всего

17

17

17

17

 

Учебно-практическое оборудование

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой; щиты баскетбольные навесные; мячи баскетбольные; мячи волейбольные, скамейка гимнастическая; стенка гимнастическая; скакалка гимнастическая; гимнастические маты; козел, табло перекидное

Литература

  Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  ФГОС основного общего образования;

  Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;

  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  в

общеобразовательных учреждениях».

  «Комплексная  программа  физического  воспитания  1-11  классы»,  автором  -

составителем  которой  являются  В.И.Лях  и  А.А.Зданевич;  издательство  «Просвещение», Москва – 2014г.  

  «Примерные  программы  внеурочной  деятельности  начального  и  основного

образования». Авторы: В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др., под редакцией  

В.А. Горского издательство «Просвещение», Москва – 2013г.

  «Физическая культура  5 – 7классы». Учебник для общеобразовательных организаций,    

авторы:  М.  Я.  Виленский,  Т.  Ю.  Торочкова,  И.  М.  Туревский,  под  редакцией

М.Я.Виленского, Просвещение, 2014г.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ КОРОЛЕВЫ» по ФГОС

Данная программа разработана  на основе:-  Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  НОО – М.: Просвещение, 2011 год;- Примерных программ по учебным пред...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению по ФГОС НОО. Развитие речи (Английский язык) «Полиглотик»

Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка"

Рабочая программа внеурочной  деятельности в 5 классе по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" ...

Рабочая программа, внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлению на 2015-2016учебный год

Рабочая программа,внеурочной деятельности «Русские народные игры» по спортивно-оздоровительному направлениюна 2015-2016учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги к ГТО" (спортивно-оздоровительное направление)

Программа внеурочной деятельности «Первые шаги к ГТО» по физической культуре для учащихся 3 класса. Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:- в...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка по английскому языку «Учимся дружить!» в рамках клуба интернациональной дружбы. ФГОС

Уровень общего образования:  основная школаРуководитель: Чайникова Е.К.Срок  реализации программы: 1 годКоличество часов по учебному плану: всего  35 часовРабочая программа составлена н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 6 классеосновной школы спортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностив 6 классеосновной школыспортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»...