Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»
рабочая программа (5 класс) на тему

Крылова Татьяна Робертовна

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_dobryh_del_5_kl.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

           

               .                                                            

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района

«Рассмотрено»

На заседании МО

 «___»____________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/В. Н. Демченко/                 

 «__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор

__________/С. И. Демченко/                 

                         

Приказ № ____ от «___»______2015г.

Рабочая программа внеурочной              деятельности

«Мастерская добрых дел»

(социальной направленности)

для 5 класса

Составитель: Т.Р.Крылова учитель изобразительного искусства ВКК

МКОУ Копёнкинская СОШ

Россошанского района

Воронежской области

                                                                                  Количество часов: 35

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

      Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях. Формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.  Важным становится воспитание подлинно-свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Каким образом этого можно достичь?

         В самой сути  человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на занятии такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Это возможно через проектную деятельность. Направления внеурочной деятельности - социальное.

       Программа кружка «Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», « Художественное творчество» для обучающихся 5 классов. Программа кружка «Мастерская добрых дел» объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность»  и «Художественное творчество»  объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.

Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:

      С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. В урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.

     Работа над проектами способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

- расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным.

     

Цели:

Формирование у обучающихся способности и готовности к социально-преобразующей деятельности.

Задачи:    

  • приобретение знаний о структуре проектной деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • приобретение школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение;

Данная программа ориентирована на достижение результатов определённого уровня:

  • в 5 классе программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности;

           Преимущества метода проектов и коллективных  творческих дел:

-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

-Ведение уроков методом творческих проектов, в коллективных творческих делах позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.                                                                                            

-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта, коллективных творческих дел  учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное,  слабым - по их реальным возможностям.

    Основные принципы, заложенные в основу программы:

1      Гуманистический  принцип предполагает:

  • Создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности.
  • Организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта).
  • Реализацию свободы самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.
  1. Коммуникативный принцип:

Этот принцип позволяет:

  • Строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, процесс которого обеспечивает учащимся свободу высказывания при их взаимном уважении;
  • Обеспечить интенсивное формирование коммуникативно-речевых навыков и развивать умение договариваться при решении  конфликтных ситуаций;
  • Развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил нравственности, сформировать культуру речевого общения;
  • Понимать общение не только как процесс информационный, но и духовно-практический, обогащающий собеседников духовно-нравственными ценностями и идеалами.
  1. Принцип целостности картины мира.
  • Предполагает отбор такого содержания занятий, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей.
  1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

Этот принцип ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся. Он позволяет сохранить разноуровневые представления знаний в течение всех лет начального обучения

  1.  Принцип  «Идти от простого к сложному»

  1. Принцип творческой активности 
  • Предполагает активное использование творческой деятельности школьников.  Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека:  сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.
  1. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
  • Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.

Предполагает ориентацию содержания на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность

9. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

  • На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
  • На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание -  для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
  • На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.  

9. Принцип динамичности. 

  • Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и с взрослыми:
  • В начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
  • На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
  • постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

10. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

11. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

       Правильно организованная деятельность на занятиях  помогает:

  1. Улучшить отношение в коллективе;
  2. Разнообразить общение детей;
  3. Скомпенсировать самооценку младших школьников;
  4. Учит их лучше понимать друг друга и самих себя;

5.  Удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка

        Педагогическая целесообразность программы кружка «Мастерская добрых дел» заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи в рамках внеурочной деятельности. В ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников, с другой стороны, закладывается  основа для эффективного внедрения проектной деятельности через выполнение коллективных творческих дел  как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи

         Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, коллективного творческого дела; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе «от всего сердца». Обязательно присутствуют три момента – выбор проекта, планирование проекта, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проектах.

Возрастная логика обучения,  основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся:

  • творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.);
  • сообщение, доклад реферат;
  •  исследование;
  •  проект.

Особенности учебных  проектов,  коллективных творческих дел школьников

      Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Метод проектов в 5классе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В 5 классе школы возникают только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий,  коллективных творческих дел или специально созданной системы проектных задач. 

        Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью.

      Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.), основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

     Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт - коллективное творческое  дело. Подобные задачи, как правило, занимают несколько занятий.

Включение в воспитательный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

     Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 5-м классе

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Организационно - методические условия.

       В качестве организационно-методических условий реализации данной программы  следует выделить следующее:

  • системность и преемственность по годам обучения;
  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
  • единство урочной и внеклассной работы по научно-познавательному, общественно-полезному, художественно-эстетическому обучению и воспитанию;

стимулирование познавательной активности младших школьников.

.

Рекомендации по организации проектной деятельности  школьников:

  • «Исходи от ребёнка».  Узнай, чем интересуются дети, о чём хотели бы узнать, что сделать.
  • Приступай к выполнению проекта немедленно, пока не угас интерес.
  • Чем младше школьник - тем проще проект. Следует учитывать имеющиеся уже навыки совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов
  • «Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной  деятельности прямо в школе».

Межпредметные связи на занятиях по  решению проектных задач:

  •          с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        
  •          с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        
  •         с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

Сроки реализации программы:

         Программа предусматривает 1год  обучения. 5 класс -35 учебных часов (по 30 минут).

Продолжительность периода является ориентировочной - она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями через проектные задачи, с их ролью в жизни, в результате – выполнение.

Режим занятий.

       Занятия проводятся в 5 классе -1 раз в неделю. Программа рассчитана на весь учебный год. Во время каникул дети выполняют индивидуальные творческие задания по выбранной теме, ведут поиск, обработку информации. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя, в связи с освоением учащимися пройденных тем. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка  могут быть изменены по усмотрению учителя. Индивидуальные  творческие задания  (по ряду тем) по желанию обучающихся могут выполняться  дома,  тогда  в классе предусмотрена  презентация выполненных работ.

Реализация данной программы  осуществляется в следующих видах деятельности  школьника:

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
  • творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
  • исследовательская деятельность;
  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Программа  курса  предусматривает  задания,  предлагающие  разные виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Теоретическая часть дается в форме бесед, экскурсий, просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Типы проектов:

  • Проект одного действия
  • Проект-наблюдение
  • Проекты игр
  • Конструктивные проекты (изготовление материальных предметов)
  • Экскурсионные проекты

Этапы работы над проектом:

  1. Выбор проекта
  2. Планирование проекта
  3. Исследование, сбор материала
  4. Оформление
  5. Презентация проекта

                     

                             Презентация проекта

    Презентация проектов может проходить в рамках урока, внеклассной работы, научно-практической конференции, родительского собрания.

Задача учителя помочь ребятам грамотно подготовить презентацию: коротко обосновать суть работы, продемонстрировать конечный продукт.

  • .

Последовательность выполнения проекта

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают здание. Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2.Планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

3.Выбор методов проверки принятых гипотез

Осуждение методов проверки  принятых гипотез, возможных источников информации

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует.

4.Выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Выполнение проекта.

Работа с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проекты.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). Проверяет письменные черновые записи.

5.Защита проекта

Представление результатов проектирования. Оценка результатов.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Технологический  (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.
  2. Подготовиться к празднику.
  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.

Информационный проект

1-й этап. Разработка проекта

Для  чего и кому  нужен проект?

1. Выступить перед  школьниками.

2. Выступить перед  взрослыми.

3. Что-то другое…

Что будем делать?

1. Обсуждаем и выбираем тему(-ы).

2.  Определяем форму подачи информа- ции  (сообщение, доклад, альбом, стен- газета, компьютерная презентация).

3.  Выполняем зарисовки, схемы, эскизы оформления.

4. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

1. Решаем, где искать информацию.

2.  Продумываем возможные проблемы и их решение.

3.   Подбираем материалы,  инструмен- ты,  технические средства.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

1.  Распределяем роли  или  обязанности

(в коллективном, групповом проекте).

2.  Ищем и отбираем нужную информа- цию (журналы, книги, энциклопедии).

3. Оформляем информационный проект.

4.  Вносим необходимые дополнения, исправления (в  содержание, оформле- ние).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

1. Что решили делать и для  чего.

2. Как работали над замыслом.

3. Какие проблемы возникали.

4. Как решались проблемы.

5. Достигнут ли результат.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • макет,
  • модель,  
  • наглядные пособия,

  • плакат,
  • план,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,

эк      экскурсия.

.

Основные содержательные линии курса. (35часов)

Проектных задач -16 .Общественно-полезная деятельность -12ч.

Введение.  5часов, индивидуальные консультации- 2 часа

Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать, или, учимся работать в команде.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли Коллективная игра-исследование.  Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.  Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

     

      1 Направление . Человек и природа.

Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению  к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

Общественно-полезная деятельность.

Акция «Не жгите опавшей листвы». Прогулка-предостережение

Акция «Берегите птиц»

Операция « Покормите птиц зимой»

Сохраним в чистоте нашу землю

Проектные задачи:

1."Осень разноцветная";

2.«Безопасная дорога»

3.«Мастерская Деда Мороза»;

4. «Птицы вокруг нас»;

 5.«Мои домашние животные»

Экскурсии: на пришкольный участок, в лес.

      2 Направление . Человек и общество.

В данном  разделе предусмотрены проектные задачи, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим.. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи, участникам войны.

Общественно-полезная деятельность

 Акция «Чужих стариков не бывает» 

Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).

Устный журнал «Домоводство» (как помочь маме?).

  Акция «Поздравь ветерана»

Проектные задачи:

1. «День любимых бабушек и дедушек»

2.«Как поздравить наших мам, пап»,

3.«Мама – главное слово».

4. «Космос»

5.«Слава героям!»

Экскурсии

    3Направление . Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику  без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Общественно-полезная деятельность

  «У кого в порядке ручки тетрадки?»

 "Береги учебник"

Проектные задачи:

1.«Символика нашего класса», День проектов

2.«Я, ты, мы, наша учительница- дружная семья»

3. День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2»

4Направление .Я  и культура

Работа в этом разделе направлена  на формирование у детей чувства  прекрасного, позволяет  развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Общественно-полезная деятельность.

Представление спектакля

Проектные задачи:

1.«Рождественский сувенир.»

2.«Создаем свой букварь»

3.«В гостях у сказки»

4.«Пасхальная открытка»

Тематическое планирование кружка « Мастерская добрых дел»

сентябрь

Проектная задача

дата

1неделя

Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или учимся работать в команде.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

2неделя

Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли.

3неделя

Проект «Символика нашего класса».

Коллективная игра-исследование

4неделя

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Общественно-полезная деятельность.  Акция «Не жгите опавшей листвы»,  Прогулка-предостережение.

октябрь

проект

1неделя

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

День проектов" Осень золотая"

 Учимся планировать свою деятельность.

Разучиваем стихи  и песни

 

2неделя

День проектов "День любимых бабушек и дедушек»

 Презентация продукта. Рефлексия.

3неделя

День проектов проект "Осень разноцветная"

Учимся планировать свою деятельность.

4неделя

День проектов.  Проект:  «Мама – главное слово».

Учимся создавать продукт проектной деятельности 

ноябрь

проект

1неделя

День проектов

 "Осень разноцветная".

Презентация продукта. Рефлексия.

 

2неделя

День проектов

Проект «Как поздравить наших мам» праздник

Презентация продукта. Рефлексия.

3неделя

Проект"Спорт-это здорово" Учимся создавать продукт проектной деятельности 

Общественно-полезная деятельность

  «У кого в порядке ручки и тетрадки?» 

4неделя

Проект "Спорт-это здорово" Презентация продукта. Рефлексия

 Индивидуальные консультации

Общественно-полезная деятельность

 Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).

декабрь

1неделя

Проект Мастерская Деда Мороза  Песни. стихи, танцы.

Учимся планировать свою деятельность

2неделя

Проект Мастерская Деда Мороза

Выпуск стенгазеты Презентация продукта. Рефлексия.

3неделя

Рождество.

Проект Мастерская Деда Мороза «Рождественский сувенир.

4неделя

Проект Мастерская Деда Мороза 

Создание коллективной работы  (поздравительная открытка Презентация продукта. Рефлексия

январь

1неделя

Индивидуальные консультации

Общественно-полезная деятельность

Акция «Берегите птиц»

2неделя

Индивидуальные консультации

Общественно-полезная деятельность  Операция « Покормите птиц зимой»

3неделя

День проектов

Проект «Птицы вокруг нас» 

Учимся планировать свою деятельность

4неделя

День проектов

Проект «Птицы вокруг нас» Презентация продукта. Рефлексия.

февраль

проект

1неделя

Проект Мои домашние животные

Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев  

«Зверьё моё»  

2неделя

Индивидуальные консультации

Общественно-полезная деятельность

Рейд «Береги учебник» 

3неделя

День проектов

Проект «Мы – будущие защитники Отечества» -

планирование, прогнозирование;

4неделя

День проектов

Учимся планировать свою деятельность

март

День проектов

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Презентация продукта. Рефлексия.

1неделя

День проектов

Проект «Как поздравить наших мам»,

планирование, прогнозирование;

«Подарок маме». Творческая работа.

2неделя

Общественно-полезная деятельность

Устный журнал «Домоводство» (как помочь маме?).

А что у Вас» (дискуссия – мамы всякие нужны).

3неделя

День проектов

Проект. Создаем свою книжку

Учимся планировать свою деятельность

4неделя

День проектов

Проект Создаем свою книжку

Презентация продукта. Рефлексия

апрель

проект

1неделя

День проектов

Проект «В гостях у сказки». Учимся планировать свою деятельность. Распределяем роли

2неделя

День проектов Проект «В гостях у сказки» Учимся выступать публично

Презентация  продукта – спектакль Рефлексия.

3неделя

Общественно-полезная деятельность.

«Космос» организация выставки.

4неделя

Проект «Пасхальная открытка» Учимся планировать свою деятельность. Презентация продукта. Рефлексия.

май

проект

1неделя

Проект «Слава героям!»

стенгазета

2неделя

Общественно-полезная деятельность

 Акция  «Поздравь ветерана» 

3неделя

День проектов «5 класс, мы прощаемся с тобой – переходим мы в 6» Учимся планировать свою деятельность.

4неделя

День проектов «5 класс, мы прощаемся с тобой – переходим мы в 6»

Презентация продукта. Рефлексия.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов, Второй уровень результатов,Третий уровень результатов 

1 уровень предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

2 уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

3 уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)

Раздел

Баллы

Критерии оценки

Общение

3

Легко общается  в коллективе, владеет навыками вежливого поведения.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.

1

Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Планирование

3

Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.

2

Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает  мнения других.

1

Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.

Оценивание

3

Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда  каждого ребенка зависит результат работы)

2

Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.

1

Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.

Изо-навыки

3

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.

2

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.

1

Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.

Творчество

3

К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.

1

Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

  Итого:

15

Критерии оценки докладов

№ п/п

 Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество доклада:
- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

3

- четко выстроен;

2

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

1

- зачитывается.

0

2.

Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

2

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

1

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

0

3.

Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;

3

- не может ответить на большинство вопросов;

2

- не может четко ответить на вопросы.

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:
- показано владение специальным аппаратом;

3

- использованы общенаучные и специальные термины;

2

- показано владение базовым аппаратом.

1

5.

Четкость выводов:
- полностью характеризует работу;

3

- нечетки;

2

- имеются, но не доказаны.

1

  Итого:

14 баллов

Методические и учебные пособия

  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  •  Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  • По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  • Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.

  • Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010
  • Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  • А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010
  •  Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.

Приложение

Типы проектов                                                                                                      

   Проект младшего школьника, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие? Ну, например,

походи босиком по песочку – по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, затем – по камушкам. Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты чувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли. Ты делаешь следующий шаг, еще один, еще.. и не заметил, как погрузился в свои микронаблюдения. Одно простое действие в самом начале дает первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребенка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.

        Целый пласт проектов- наблюдений для младших школьников – наблюдения за природой. Сравнение времен года. Проект - «Встречаем зиму» или «Готовимся к зиме». Альтернативный проект – «Встречаем лето». Зима оценивается по отношению к лету. Лето – нулевая точка отсчета. Никто не говорит « летушко – лето », но говорят «зима- зимушка», а почему? С летом все ясно – «лето - красное». Лето фундамент, на котором все строится. Летом много работы для жителей села. Лето – время отдыха для горожан. Зима – «стихийное бедствие с интересным результатом». Холодно – не так как летом; нет комаров – не так как летом; бело – не так как летом. В чем красота зимы? Что русский фольклор говорит о зиме? Какие ассоциации связаны с зимой? Зимние праздники, зимние игры, зимняя еда. Время общения. Разные ощущения зимой и летом. А что для меня лето? А что зима для меня? Как я себя ощущаю зимой и летом? Как люди готовятся к зиме? К лету?

         Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это может вылиться в проекты начальной школе. Тем более, что ведение дневников наблюдений- основа проекта. Правило записывать все проекты в особые тетради, фиксировать ход работы над проектом и конечным результатом и конечные результаты работы дает достаточно материала для упражнений в письме и счете. Правда, это возможно тогда, когда человек умеет немножко уже читать и писать. До этого момента итогом наблюдений  становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями.

        Идея проекта-рассказа достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и деткой фантазии, а также как результат изучения ряда тем школьных предметов. Это устный рассказ (придуманная фантастическая история на заданную (выбранную) тему, рассказ- наблюдение, патриотические рассказы, исторические, географические, природоведческие и др.), рассказ – песня, музыкальный рассказ, рассказ- картинка. Проекты – рассказы дают достаточно материала для упражнения в течении и прохождении необходимого минимума по истории, природоведению, географии. Просмотр фильма тоже может стать основой проекта-рассказа. Здесь самое главное- отношение Добра и Зла сопереживание. Ребенок всегда идентифицирует себя с Добром. Когда он смотрит на экран, то постоянно ищет и сортирует персонажей на самом простом уровне. Кто тут хороший? А кто плохой? Кто центр Добра? Подсознательно, как следствие естественной человеческой потребности самоиндефикации, дети следуют за добрым персонажем, болеют за него, инстинктивно противостоят центру Зла. Вербализованные впечатления в виде устного рассказа – рецензии – достойный детский проект. Этому тоже надо учиться. Смотреть, выделять главное, отличать Добро от Зла, уметь передать это другим людям. Такая работа, безусловно, относится к самостоятельной познавательной деятельности ребенка и, несомненно, на уровне младших классов может считаться проектом.

        Конструктивные проекты, в том числе проекты- игры. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеурочной  работе. Изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания».  Важен момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими учениками принадлежностей.  Эта группа проектов наиболее понятна учителям в силу конкретности результата. Объекты труда известны, так как связаны с развитием моторики рук, присущим данному возрасту. Задача только в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.

        Экскурсионные проекты. Программа обучения в младшей школе обычно насыщена разного рода экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом превратить экскурсии в серии детских проектов. Целью таких проектов является определение интересов и склонностей каждого ребенка. Для проведения экскурсии, должен быть составлен план, в результате  которого каждый ученик знает, зачем идет, что ему надо от экскурсии. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут свои отзывы, вербализуя впечатления, наблюдения, полученные знания. Примерные темы проектов - экскурсии:

-Какие птицы водятся в нашей округе.

-Чем отличается сосна от кедра.

-Как м-с …. Выращивает такие красивые цветы.

-Почему одуванчик так скоро размножается.

-Наблюдать, как паук ткет свою паутину.

-Как хлеб печется на пекарне.

-Как проводятся выборы в школьный совет.

-Как печатается газета.

        Строго говоря, это проектом не является, но, безусловно, содержит такой важный элемент проектной деятельности как исследование путем наблюдения. Приступая к проектированию, с младшими школьниками следует учесть, что большинство младших школьников еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо медленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести е потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследование надо « на одном дыхании» из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Из этого вытекает одно условие, которое должно быть соблюдено при организации проектной деятельности младших школьников: максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.  Желательно чтобы при работе над заданной темой проекта у учащихся все было под рукой. Ценность этого для начинающих исследователей очень высока. Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые, помимо вышеперечисленного, связаны с историей, музыкой, изо. (Завуч Нач.шк №6. 2007г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс

Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.Цель программы «...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Певческая мастерская"

Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел" за 2017-2022 годы. 5-9 класс, коррекционной школы....