Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра" (духовно-нравственное направление).
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Дорогою добра" предназначена для обучающихся 9 класса, имеющих ограниченные возможности здоровья, в связи с легкой умственной отсталостью . Программа расчитана на один год обучения, направлена на развитие духовно - нравственного направления обучающихся.
Программой реализуется комплекс мероприятий, не распространение идей добра. справедливости, честности, милосердия, трудолюбия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
духовно-нравственное направление
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Куредина Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 1 год обучения и разработана на основе следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2028 гг, вариант 1», утвержденной приказом директора от 24.05.2023 №56.
- Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2024-2025 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 85 от 27.08.2024.
- Положения об адаптированной рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов/ курсов внеурочной деятельности), утвержденного директором школы, приказ № 58 от 25.05.2023.
Программа «Дорогою добра» составлена для обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и направлена на развитие духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программой реализуется комплекс мероприятий, на распространение идей добра, справедливости, честности, милосердия, трудолюбия.
Актуальность
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования является освоение обучающимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа внеурочной деятельности обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, в связи с лёгкой умственной отсталостью.
Сроки реализации
Согласно программе и учебному плану ОО количество учебных часов по курсу внеурочной деятельности – 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Количество часов
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Программа включает в себя 34 занятия по 40 минут и рассчитана на один год обучения.
Цель: сохранение, формирование, коррекция духовно - нравственного здоровья, психоэмоционального состояния обучающихся с ОВЗ посредством приобщения их к ценностям профессионального самоопределения.
Задачи:
- закрепить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
- способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах;
- раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
- закрепить приемы и правила ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;
- развивать положительную мотивацию к профессиональному самоопределению, умению адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.
Занятия проводятся в форме тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих, обучающимся с ОВЗ закреплять опыт нравственного поведения.
Ожидаемые результаты
Личностные: понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как вежливость, доброта, справедливость, честность, порядочность.
Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и для реализации проектной деятельности;
Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека и общества; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Ведущие подходы
Формирующий подход. (особое внимание уделяется режиму, порядку, дисциплине).
Культурологический подход. (главное - взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей).
Герменевтический подход. (научить ребёнка понимать окружающих людей и самого себя).
Антропологический подход. (антропологическая система воспитания строится на открытой постановке гуманистических целей (человечности, доверия, благодарности, терпимости), специальном внимании к здоровью воспитанников, организации воспитательного процесса с учётом специфики ведущих видов деятельности в конкретном возрастном периоде).
Принципы реализации программы
- Принцип личностной направленности, предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей обучающихся, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них.
- Принцип толерантности, терпимость к мнению обучающихся, учет их интересов.
- Демократизм, предполагает сотрудничество педагога и обучающегося.
- Учет возрастных, психологических особенностей обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности
- Индивидуальная форма подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
- Групповая форма предполагает работу учащихся в группах, создаваемых на различных основах.
- Коллективная форма предполагает занятия одновременно со всем классным коллективом, по одному и тому же учебному материалу, с использованием фронтальных методов работы.
Теоретические занятия:
- беседы;
- лекции;
- диспуты;
- встречи с интересными людьми;
- просмотр и обсуждение видеоматериала.
Практические занятия:
- творческие конкурсы;
- коллективные творческие дела;
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- трудовые дела;
- тренинги;
- обсуждение;
- обыгрывание проблемных ситуаций;
- заочные путешествия;
- творческие проекты;
- презентации.
Используемые методы и технологии воспитания
Методы воспитания – это воздействие педагога на детей с целью достижения положительного воспитательного результата.
Методы формирования сознания личности (беседы, коллективное обсуждение, диспуты, пример, наблюдение, демонстрация и иллюстрация материала);
Методы организации продуктивной деятельности учащихся (разыгрывания нравственно – этических ситуаций, экскурсии (виртуальные), игры, познавательные викторины).
Методы стимулирования поведения, (поощрение).
Формы организации взаимодействия с родителями
Работа по духовно-нравственному направлению с обучающимися предусматривает работу с родителями, которая повышает психолого-педагогические знания родителей и вовлекает их в учебно-воспитательный процесс.
Просветительские мероприятия для родителей:
- Тематические родительские собрания, лектории, тренинги, диспуты и дискуссии на духовно-нравственные темы: «О культуре поведения школьника», «Как мы помогаем детям хорошо учиться», «Как приучать детей к труду», «Семейный досуг».
- Индивидуальные беседы, консультации, анкетирование по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей.
- Создание информационных стендов и стенгазет.
Организация совместной деятельности:
- Проведение совместных с родителями праздников, традиционных мероприятий, семейных гостиных.
- Совместные проекты («Моя семья в истории России»).
Содержание курса «Дорогою добра»
Процветание страны невозможно без культурного развития общества и его духовно-нравственного становления, вот к какому понимаю приходит на современном этапе развития наше общество. В связи с этим ребенку с ОВЗ необходимо создавать условия, в которых он мог бы участвовать в экономической, культурной и политической жизни страны, то есть чувствовать себя полноправным членом общества.
Что такое вежливость? Школьные правила этикета. Будем беречь друг друга. Правила поведения в общественных местах. Различение хороших и плохих поступков. Нравственный поступок.
Какой я ученик? Особенности характера. Самопознание. Уровень самооценки. О хороших и дурных привычках. Как я работаю над собой. О терпении.
Поговорим о доброте. Твори добро и будь добрее. Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Кто такой добрый человек. Отношение к старшим. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Россияне о любви к Родине. Моя малая родина. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Проект «Моя добрая сказка». Проект «Мой добрый рисунок».
Поговорим о дружбе. Дружба каждому нужна, Дружба верностью сильна. Нравственные качества настоящего друга. Конкурс пословиц о дружбе. Правила дружбы.
Поговорим о справедливости. Поговорим о справедливости (приложение8). Дискуссия о справедливости.
Поговорим о честности. Свои и чужие поступки. Зачем человеку быть честным?
Трудолюбивый человек – какой он? Мои индивидуальные особенности. Карта интересов. Мир профессий. Профессии наших родителей. Угадай профессию. Выбор профессии. Твоя будущая профессия. Трудолюбие и культура народа нашего края.
Профессиональная ориентация: как сделать выбор. «Рассказы о профессиях». Ассоциация. Три судьбы. Мои личные и профессиональные планы.
Развитие интересов и склонностей у обучающихся с умственной отсталостью осуществляется во внеклассной деятельности. В ходе которой реализуются различные формы профорентационной деятельности, ставшие уже традиционными: общешкольные, групповые, индивидуальные.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Тема 1. Что такое вежливость? | ||
1 | Школьные правила этикета. | 1 |
2 | Будем беречь друг друга. | 1 |
3 | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
4 | Различение хороших и плохих поступков. | 1 |
5 | Нравственный поступок. | 1 |
Тема 2. Какой я ученик? | ||
6 | Особенности характера. | 1 |
7 | Самопознание. | 1 |
8 | Уровень самооценки. | 1 |
9 | О хороших и дурных привычках. | 1 |
10 | Как я работаю над собой. О терпении. | 1 |
Тема 3. Поговорим о доброте. | ||
11 | Твори добро и будь добрее. | 1 |
12 | Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. | 1 |
13 | Кто такой добрый человек. | 1 |
14 | Отношение к старшим. | 1 |
15 | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | 1 |
16 | Россияне о любви к Родине. Моя малая родина. | 1 |
17 | Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. | 1 |
18 | Проект «Моя добрая сказка». | 1 |
19 | Проект «Мой добрый рисунок». | 1 |
Тема 4. Поговорим о дружбе. | ||
20 | Дружба каждому нужна, Дружба верностью сильна. | 1 |
21 | Нравственные качества настоящего друга. | 1 |
22 | Конкурс пословиц о дружбе. | 1 |
23 | Правила дружбы. | 1 |
Тема 5. Поговорим о справедливости | ||
24 | Дискуссия о справедливости. | 1 |
25 | Свои и чужие поступки. | 1 |
Тема 6. Поговорим о честности. | ||
26 | Зачем человеку быть честным? | 1 |
Тема 7. Трудолюбивый человек – какой он? | ||
27 | Мои индивидуальные особенности. | 1 |
28 | Карта интересов. | 1 |
29 | Мир профессий. | 1 |
30 | Профессии наших родителей. | 1 |
31 | Угадай профессию. | 1 |
32 | Выбор профессии. | 1 |
33 | Твоя будущая профессия. | 1 |
34 | Трудолюбие и культура народа нашего края. | 1 |
Всего | 34 | |
Материально-техническое обеспечение и оснащение
образовательной деятельности
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Интерактивная доска.
- Видеофильмы, фотографии, научно-технические и художественные издания.
- Стенд по тематике духовно-нравственного воспитания.
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Дорогою добра» разработана для обучающихся 9 класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант 1).
Цель: сохранение, формирование, коррекция духовно - нравственного здоровья, психоэмоционального состояния обучающихся с ОВЗ посредством приобщения их к ценностям профессионального самоопределения.
В учебном плане на изучение программы внеурочной деятельности «Дорогою добра» в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Приложение к рабочей программе внеурочной деятельности
кружка «Дорогою добра»
Календарно-тематическое планирование для 9 класса
На 2024-2025 учебный год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Тема 1. Что такое вежливость? | ||||
1 | Школьные правила этикета. | 1 | 06.09 | |
2 | Будем беречь друг друга. | 1 | 13.09 | |
3 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 20.09 | |
4 | Различение хороших и плохих поступков. | 1 | 27.09 | |
5 | Нравственный поступок. | 1 | 04.10 | |
Тема 2. Какой я ученик? | ||||
6 | Особенности характера. | 1 | 11.10 | |
7 | Самопознание. Мои индивидуальные особенности. | 1 | 18.10 | |
8 | Уровень самооценки. | 1 | 25.10 | |
9 | О хороших и дурных привычках. | 1 | 08.11 | |
10 | Как я работаю над собой. О терпении. | 1 | 15.11 | |
Тема 3. Поговорим о доброте. | ||||
11 | Твори добро и будь добрее. | 1 | 22.11 | |
12 | Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. | 1 | 29.11 | |
13 | Кто такой добрый человек. | 1 | 06.12 | |
14 | Отношение к старшим. | 1 | 13.12 | |
15 | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | 1 | 20.12 | |
16 | Россияне о любви к Родине. Моя малая родина. | 1 | 27.12 | |
17 | Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. | 1 | 10.01 | |
18 | Проект «Моя добрая сказка». | 1 | 17.01 | |
19 | Проект «Мой добрый рисунок». | 1 | 24.01 | |
Тема 4. Поговорим о дружбе. | ||||
20 | Дружба каждому нужна, Дружба верностью сильна. | 1 | 31.01 | |
21 | Нравственные качества настоящего друга. | 1 | 07.02 | |
22 | Конкурс пословиц о дружбе. | 1 | 14.02 | |
23 | Правила дружбы. | 1 | 21.02 | |
Тема 5. Поговорим о справедливости | ||||
24 | Дискуссия о справедливости. | 1 | 28.02 | |
25 | Свои и чужие поступки. | 1 | 07.03 | |
Тема 6. Поговорим о честности. | ||||
26 | Зачем человеку быть честным? | 1 | 14.03 | |
Тема 7. Трудолюбивый человек – какой он? | ||||
27 | Мои индивидуальные особенности. | 1 | 21.03 | |
28 | Карта интересов. | 1 | 04.04 | |
29 | Мир профессий. | 1 | 11.04 | |
30 | Профессии наших родителей. | 1 | 18.04 | |
31 | Угадай профессию. | 1 | 25.04 | |
32 | Выбор профессии. | 1 | 02.05 | |
33 | Твоя будущая профессия. | 1 | 16.05 | |
34 | Трудолюбие и культура народа нашего края. | 1 | 23.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Техническое оснащение и наглядные пособия:
- портативный компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- цифровые образовательные ресурсы;
- компьютерные презентации к занятиям;
- художественные рисунки и иллюстрации;
- настольные игры;
- диски с мультфильмами.
Список используемой литературы
- Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. М., 2003 г.
- Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. М., 2001г.
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб, 2006 г.
- Зак Г.Г., Козик Т.В. Профессиональная ориентация обучающихся с умственной отсталостью: концептуальные положения, Траектория развития // Специальное образование. 2020. № 3(59). С. 40-51.
- Петракова Г.М. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ // Молодой ученый. 2017. № 49(183). С. 398-399.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва, 2006 г.
- Сарафанникова Е.А., Алехина Е.В. К вопросу о духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: Материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического форума. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. С. 377-380.
- Федорова Е.А. Пути реализации духовно-нравственного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями через внеурочную деятельность // Открытый мир: объединяем усилия: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2021. С. 331-334.
- Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы ВР классного руководителя на диагностической основе. М., Центр, «Педагогический поиск», 2003 г.
- Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. 2011 г. №5. С. 40-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Будущее в настоящем»
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной си...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...

