РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет
рабочая программа (5 класс)

Гладышева Ирина Валериевна

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_hudozhnika_po_fgos_.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

«Согласовано»

на заседании ШМО

учителей  

Протокол №____

«____» _________ 2017г.

«Согласовано»

Зам директора по УВР

Л.Г. Хайруллина

«____» _________ 2017г.

«Утверждена»

приказ директора школы

 от «_____» ______2017 г. №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская»

направленность: художественно-эстетическая

возраст: 12-13 лет

                                                                                                                                                                    составитель: учитель изобразительного искусства

Гладышева Ирина Валериевна



г. Югорск

2017-2018 г.

Оглавление

1. Планируемые результаты освоения  курса.        3

2 Содержание курса:        5

3 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:        8

4 Поурочное планирование        12

                                                                               

1. Планируемые результаты освоения  курса.

Одна из целей данной программы - ориентированность обучающегося на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС (формирование УУД), в частности:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников.

2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Возрастные особенности достижения результатов воспитания 

  • При организации внеурочной деятельности в первый год обучения в кружке «Художественная мастерская», педагогу необходимо обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
  • Во второй год обучения в кружке, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Личностными результатами изучения программы  является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения  программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию);
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника, наглядные материалы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения  программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

2 Содержание курса:

Виды изобразительного искусства и основы образного языка-11 часов

 Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

Многообразие форм окружающего мира.

 Изображение объема на плоскости.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

Пейзаж. Правила построения перспективы.

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей).

Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. - 3 часа

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).

Понимание смысла деятельности художника-13часов

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).

 Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве-6 часов

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).  

 Искусство полиграфии-3 часа

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.

 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки.

 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн - 12часов

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

От плоскостного изображения к объемному макету.

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного  и функционального в вещи. Форма и материал.

 Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

 Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.

История костюма.

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. - 4 часа

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).

Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества - 3часа

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография -11часов

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

Изображение в фотографии и в живописи.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

Выбор темы художественно-творческих проектов.

Этапы работы над проектом. Планирование.

Возможные формы и жанры продуктов проектной деятельности.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму,  просмотр презентации по теме.

Защита проектов.

Итоговое занятие.

Итого: 68 часов


3 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:

Раздел. Тема.

 

Т

П

Характеристика основных видов деятельности

Виды деятельности ученика

Система оценивания

уровня достижения планируемых результатов

Всего часов

Всего часов

Предметные результаты освоения ФГОС учебного предмета

Личностные

Метапредметные

 Раздел 1.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

12

освоение художественной культуры во всём многообразии её видов,

жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,

воплощённых в пространственных формах (фольклорное худо-

жественное творчество разных народов, классические произведения

отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

и познанию;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Приобретать представление о различных способах и задачах изображения  в различные эпохи. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

 

Участие в творческих конкурсах:

  • Моя будущая профессия;
  • Благославляю вас леса;
  • Профессия спасатель.

Раздел 2.

Стили, направления, виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв

3

умения сравнивать

описания, произведения

искусства на одну тему;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

самостоятельная

мотивация учебно-

познавательного

процесса;

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать жанровые произведения . Знать имена выдающихся художников бытового жанра и их произведения.

Уметь воспринимать, анализировать  произведения великих мастеров.

Участие в региональном конкурсе конкурсе «Улыбки севера -2018».

Раздел 3.

Понимание смысла деятельности художника

13

понимание влияния

природного окружения на

художественное творчество и

понимание природа как

основы всей жизни человека;

самостоятельная

мотивация своей

деятельности,

определение цели

работы и выделение

ее этапов;

самостоятельная

мотивация своей

деятельности,

определение цели

работы и выделение ее

этапов;

-умение

Знакомиться с произведениями художников , преобретать опыт понимания и анализирования  произведений, выражать свое мнение о видении сюжетной линии. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении  и анализе произведений.

Тест по жанрам живописи с репродукциями картин известных художников.

Раздел 4.

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

6

умение фиксировать свое

эмоциональное состояние,

возникшее во время

восприятия произведения

искусства;

умение доводить

работу до конца;

умение выполнять по образцу и

самостоятельно

действия при решении

отдельных учебно-

творческих задач;

Приобретать представление о великих, вечных темах искусства. Узнавать  наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском искусстве. Приобретать опыт строить тематическую композицию на основе библейского сюжета

Участие в ежегодном городском фестивале «Одаренные дети – будущее России»

Раздел 5.

Искусство полиграфии

3

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

способность

работать в

коллективе;

участие в

тематических

обсуждениях и

выражение своих

суждений;

Узнавать  элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале.

Создание книги «Моя ЮГРА»

Раздел 6.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

12

сформированность

представлений о связи

архитектуры с природой,

знание архитектурных

памятников своего региона,

их истории;

способность

работать

индивидуально и в

малых группах;

умение объяснять, чем

похожи и чем

различаются традиции

разных народов в

сказках, оформлении

жилища, в обустройстве

дома в целом;

Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей.

Создавать практические творческие работы.

Раздел 7.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

4.

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных

образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения

к Отечеству,

знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России; усвоение гуманистических, традиционных ценностей

многонационального российского общества;

умение проводить самостоятельные расследования.

Иметь представление и рассказывать о главных элементах архитектуры Владимира, Н.Новгорода, их особенностях.

Создавать разнообразные творческие работы  в материале.

Раздел 8.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

3

понимание зависимости

народного искусства от

природы и климатических

особенностей местности, его связи с культурными

традициями, мировоззрение

народа;

готовность

слушать собеседника,

вести диалог,

аргументировано

отстаивать

собственное мнение;

понимание и передача

своих впечатлений от

услышанного,

увиденного,

прочитанного;

Знать основные отличительные особенности модерна в архитектуре,

уметь проводить сравнительный анализ русской и зарубежной архитектуры

Тестирование по темам с прошлых занятий.

Раздел 9.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

12

умение использовать

элементы импровизации для

решения творческих задач.

адекватная оценка

результатов своей

деятельности.

понимание и передача

своих впечатлений от

услышанного,

увиденного,

прочитанного;

Приобретение опыта выступления и защиты своего проекта. Оценивать собственную художественную деятельность  и деятельность своих сверстников.

Подготовка презентации, выступления, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта.


4 Поурочное планирование

Тема занятия

Дата прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Понятие формы. Геометрические тела:

куб, шар, цилиндр,

конус, призма.

2

Многообразие форм окружающего мира.

3

Изображение объема на плоскости

4

Освещение. Свет и тень.

5

Натюрморт в графике.

6

Цвет в натюрморте

7

Пейзаж. Правила построения перспективы

8

Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.    

9

Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.Моне, А.Сислей).

10

Пейзаж в графике.

11

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.  Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

12

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).

13

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). Монументальная скульптура второй половины XIX века

14

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.

15

Портрет в скульптуре.

16

Графический портретный рисунок

17

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

18

Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин,И.Н. Крамской,В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

19

Изображение фигуры человека и образ человека.

20

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден).

21

Пропорции и строение фигуры человека.

22

Лепка фигуры человека.

23

Набросок фигуры человека с натуры.

24

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества.(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров)

25

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

26

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.(К.П. Брюллов и др.).

27

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне,Рафаэль Санти).

28

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

29

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).

30

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих).        

31

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

32

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.

33

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

34

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

35

От плоскостного изображения к объемному макету.

36

Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

37

Важнейшие архитектурные элементы здания.

38

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.

39

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).

40

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города. (город, микрорайон, улица).

41

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.

42

Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков.

43

Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада

44

История костюма.

45

Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

46

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода.

47

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев,

Феофан Грек, Дионисий).

48

Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

49

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

50

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

51

Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди).

52

Крупнейшие художественные музеи мира  и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

53

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

54

Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века. (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа,

 М.В. Добужинский)

55

Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

56

Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

57

Изображение в фотографии и в живописи.

58

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

59

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме

 (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

60

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино. (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер).

61

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,

А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

62

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

63

Выбор темы художественно-творческих проектов.

64

Этапы работы над проектом. Планирование.

65

Возможные формы и жанры продуктов проектной деятельности.

66

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму,  просмотр презентации по теме.

67

Защита проектов.

68

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)

Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика речевого общения» (общекультурное: художественно эстетическое направление) для 6 класса

Программа внеурочной  деятельности «Этика речевого общения»  направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов,  воспитание личнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – предприниматель» (общеинтеллектуальное направление). Возраст обучающихся 15-16 лет

Рабочая программа «Я-предприниматель» разработана для реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению по предмету «Математика» на основе Федерального го...