Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему

Запорожцева Ольга Ивановна

Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения» — вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

 

Задачи программы:

·         воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения», «Правил пожарной безопасности» и «Основам безопасности жизнедеятельности»;

·         Обучение учащихся правильным действиям при пожаре и правилам дорожного движения, предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;

·         активизация работы ЮИД

·         осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской, водительской и пожарно-спасательной деятельности;

·         повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.

 

Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном классе. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и городах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yuid_7_klass.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1

Рассмотрено:

____________________________________

____________________________________

Протокол № __ от «__» ____________20__г

Руководитель ОМО ___________________

Согласовано:

_____________________________

_____ ________________________

«___» ________________ 20__г

Утверждаю:

Директор школы:

______________________________

«___» __________________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАСТЕРСКАЯ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

2 ступень обучения 7 класс

Срок реализации программы:  20__ – 20__ учебный год

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности по военно – патриотическому направлению автор Н.Ф. Виноградова М., Просвещение 2010.

Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория

с. Лосево

2015 г

Пояснительная записка

Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Цель программы «Юные инспекторы дорожного движения» — вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Задачи программы:

  • воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения», «Правил пожарной безопасности» и «Основам безопасности жизнедеятельности»;
  • Обучение учащихся правильным действиям при пожаре и правилам дорожного движения, предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
  • активизация работы ЮИД
  • осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской, водительской и пожарно-спасательной деятельности;
  • повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.

Занятия могут проводить педагоги, специалисты ГИБДД в учебном классе. В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности движения на улицах и городах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, состязания «Безопасное колесо» и др.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и гибели детей при ДТП породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, является недисциплинированность учащихся, не знание ими правил дорожного движения РФ.

Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить ДТП среди детей и подростков.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);

- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

-соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития).

Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;

-принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).

Формы учебных занятий:

1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей, развивающей и воспитательной задачам.

2. Исследовательская и проектная деятельность предполагает выполнения группами и парами учащихся Научно-исследовательских работ и проектов по формированию школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3. Тематические экскурсии, фестивали. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.

4. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

5. Совместная деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.

 6. Выездные формы занятий – экскурсии, соревнования.

Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.

Занятия посещают дети, проявляющие интерес к велоспорту, машинам, инспекторской работы Дорожно-патрульной службы, Пожарно-спасательной службы. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, фестивали, походы, и т. п.)

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод взаимодействия, метод коллективной творческой деятельности, метод проектной деятельности, словесные и наглядные методы, практические.

Виды деятельности: беседы, дискуссии, наблюдения, экспериментальные работы, творческие игры, практические работы, проектные работы.

Режим работы

Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Развивающий курс «Мастерская юных инспекторов дорожного движения» ориентирован на социальное и общеинтеллектуальное направления внеурочной деятельности.

Сроки реализации программы: 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю из расчета 35 учебных часов. Рассчитана на учащихся 7 классов. Набор детей в группу – свободный (по желанию ребенка). В группе 10 - 20 человек.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий:

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика; умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования (умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части с использованием ПДД);

Умению делать простейшие повязки при оказании I медицинской помощи, но и применяю в жизненных ситуациях во время прогулок во дворе, где проживаю; если буду хорошо знать ПДД и ПБ, то из меня получиться хороший, грамотный, организованный, добросовестный, трудолюбивый водитель или инспектор ДПС, ГИБДД, ПБ;

Умение выполнять исследовательские работы и проекты по медицине (ОБЖ), которые пригодятся мне для экзаменов в выпускных классах.

Действовать по инструкции при оказании первой медицинской помощи при ДТП и ЧС;

Уметь представлять план, корректировать себя и оценивать после выступления по преодолению полосы препятствий по ПДД и ПБ;

Оформлять научно - исследовательские работы (проекты), презентовать их;

Проводить спортивные мероприятия и конкурсы по ПДД, ПБ совместно с учителем, проявляя лидерские качества; организовывать работу в группах и парах при изучении теоретического материала по ПДД и ПБ.

Находить самостоятельно нужную, дополнительную информацию в различных источниках (ИКТ, энциклопедии, видеоматериал) по основам теории ПДД и ПБ;

Нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП и ЧС;

Умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их;

Уметь составлять опорный конспект при сдаче экзаменационных билетов (в конкурсе – соревнования) и выстраивание своего ответа к нему.

Уметь работать в команде;

Проявлять лидерские качества и согласованные действия с партнером; Уметь слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, находить такие аргументы, которые, не обижая, доказывают правильность позиции;

Уметь организовать ребят, разделить обязанности в группах, парах; Оказывать моральную поддержку в практических заданиях, сопереживать за команду и каждого участника по отдельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МАСТЕРСКАЯ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДОРОЖНОГО ДВВИЖЕНИЯ»

1. История автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч) ___ / ___

Из истории создания автомобиля, велосипеда, мотоцикла. Проблемы безопасного двиения.

2.Понятие об участниках дорожного движения (4 ч) ___ / ___

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.

3.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (8 ч) ___ / ___

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрестков и правил разъезда на них ответственность за нарушение правил.

Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

4.Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста (8 ч) ___ / ___

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.

Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.

5.Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда (7 ч) ___ / ___

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Особенности назначения основных частей велосипеда. Маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приемам безопасного падения.

Практическая работа: освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

6.Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта (8 ч) ___ / ___

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.

Практическая работа: работа на тренажерах; освоение правил работы с электронным экзаменатором.

7.Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Правила пожарной безопасности (8 ч) ___ / ___

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно – транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правил наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Правила пожарной безопасности. Общие требования правил пожарной безопасности в школе, в быту. Причины возгораний. Предупреждение травматизма и несчастных случаев при пожаре. Движение во время эвакуации. Элементарные способы тушения загораний. Оказание первой помощи при ожогах

Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

8.Профилактика детского дорожного травматизма (6 ч) ___ / ___

Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка, назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке. Движение учащихся группами и в колонне

Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.

9.Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения (7 ч) ___ / ___

Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.

Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов.

10.Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» (5 ч) ___ / ___

Подготовка соревнований «Безопасное колесо».

Практическая работа: проведение соревнований.

11.Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения (4 ч) ___ / ___

Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.

Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Разделы, темы

Всего

Кол-во часов

Вид деятельности

аудиторное

внеаудиторное

1

История автомототранспорта и проблемы безопасного движения

1

1

0

Учащиеся познакомятся с историей автомототранспорта и проблемами безопасного движения

2

Понятие об участниках дорожного движения.

3

2

1

Учащиеся познакомятся с понятиями об участниках дорожного движения.

3

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

7

6

1

Научатся применять правило безопасного поведения на дорогах и улицах. Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

4

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

7

3

4

Освоят навык безопасного движения пешеходов и велосипедистов. Познакомятся с какой скоростью можно ехать на велосипеде, с порядком движения группы велосипедистов.

5

Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

5

3

2

Познакомятся с устройством велосипеда, узнают зачем на велосипеде зеркало.

6

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и транспорта.

7

5

2

Познакомятся с понятием транспортный поток, пешеходные зоны.

7

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Пожарная безопасность

6

4

2

Научатся первым правилам оказания доврачебной помощи, накладывание повязок на рану. Познакомятся с правилами пожарной безопасности и правилами эвакуации.

8

Профилактика детского дорожного травматизма.

5

1

4

Познакомятся с устройством автогородка, назначением его основных элементов и особенностью технического оборудования.

9

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения.

6

2

4

Знакомятся с играми и участвуют в конкурсах ПДД.

10

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо».

3

2

1

Участвуют в подготовке и проведении соревнований.

11

Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения.

3

2

1

Подготовка выступлений агитбригады юных инспекторов.

Итого:

53

31

22


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Учащиеся должны знать:

  • дорожные знаки и знаки дополнительной информации;
  • правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
  • правила поведения участников дорожного движения;
  • устройство велосипеда, мопеда;
  • правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле;
  • правила перевозки груза;
  • правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно – принудительные меры воздействия;
  • способов защиты от пожара;
  • источники пожара – электрические нагревательные и осветительные приборы (в том числе и телевизоры) как при неумелом и беспечном пользовании ими;
  • особенности и свойства горения различных синтетических предметов и тканей (мебели, пластмассы и др.), выделение при горении ядовитых газов;
  • оказание первой помощи при ожогах;
  • действия при пожаре;
  • оказание первой помощи при отравлении угарным газом и др;
  • порядок эвакуации людей из горящих зданий.

Учащиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
  • передвигаться в группе, в колонне;
  • дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
  • ориентироваться в дорожной обстановке;
  • определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
  • оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, черепно – мозговых травмах, переломах);
  • предвидеть опасные ситуации и предотвращать их;
  • распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня;
  • выполнять действия и спасательные мероприятия при пожаре

Оценка достижений воспитательных результатов по программе «Патруль безопасности»

 Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы: самостоятельная разработка учащимися наблюдений, выполнения проектных работ, их защита в группе, участие в общешкольной внеучебной деятельности.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • защита проектных работ.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методическое обеспечение программы:

Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения.

Ресурсное обеспечение программы:;

  • технические средства обучения: компьютер, принтер, интерактивная доска.

Список источников информации для учителя

  1. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги.
  2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе..
  3. ОБЖ для детей. - М. «Просвещение»,1998.
  4. История транспорта. – СПб, 2002г.
  5. Открытия и изобретения. – М.: РОСМЭН,2011г.

Использованные медиаресурсы и Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...