Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интереса к культурному наследию русского народа. Познакомить с видами русского праздничного костюма, рассказать учащимся о понятии "ансамбль" и о всех состовляющих ансамбля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: учитель ИЗО и черчения

ГБОУ СОШ №254 Кировского района

Санкт-Петербурга

Леонова Анастасия Николаевна

Технологическая карта «Русский народный праздничный костюм»

Предмет

ИЗО

Класс

6

Тип урока

Комбинированный

Жанр урока

Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции

Технология построения урока

Открытие и познание новых знаний

Тема

Русский народный праздничный костюм.

Цель:

Задачи:

  • познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма;

  1. создать условия формирования интереса к культурному наследию русского народа;
  2. воспитанию чувства гражданской идентичности;
  3. познакомить в процессе мышления и самостоятельного познания с видами русского праздничного костюма, понятием ансамбль ;
  4. создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, креативного творческого мышления, умения применять полученные знания в практической работе, навыка определения общего и различного в праздничных костюмах разных областей России.

Основные термины и понятия

понятия: «ансамбль», «мировоззрение»;

термины: «рубаха», «понева», «сарафан», «косоворотка», «зипун», «порты», «агашник», «епанечка», «душегрея», «кичка», «сорока», «венец», «кокошник», «ермолка», «онучи»

Педагогическая проблема

Может ли народный праздничный костюм рассказать о мировоззрение народа

Педагогическая идея

Народный праздничный костюм является символом представления народа о целостности мира.

                                                           Планируемый результат.

Предметные умения:

формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Учебно - творческие умения:

научить создавать модели народного праздничного костюма, применять в декоре элементов праздничного народного костюма традиционные, орнаментальные вышивки имеющие символическое жизненно важное значение;

работать в разных стиля и техниках изобразительного искусства (аппликация, живописи, стилизации и т.д.),

различными художественными материалами;

Речевые умения:

умение грамотно, полно и ясно излагать свои мысли уметь применять усвоенные термины в устной и письменной речи во время ответов;

Формы работы:

Групповая

Индивидуальная

Самостоятельная

Просмотр- анализ работ

Личностные УУД:

положительное отношение к культурному наследию своей страны;

осознать чувства гражданской идентичности;

уметь выражать в творческой работе свое эмоциональное отношение к усвоенным знаниям.

Регулятивные УУД:

                 научить планировать свою деятельность при выборе способов выхода из проблемных ситуаций;

                 уметь предвидеть планируемый результат, составлять последовательность промежуточных целей при его достижение, находить способы его реализации;

                 выработать активность и инициативность в решении творчески задач;

                  осуществлять контроль качества способа и результата действия относительно предлагаемого эталона;

Познавательные УУД:

                    уметь осуществлять поиск и выделение главной информации из предлагаемых источников (книги, образовательные интернет ресурсы, произведения искусства и т.д.);

                    научиться определять учебную цель и задачи;

                    осуществлять анализ по выявлению общего и различного в новых знаниях;

                   уметь работать с учебником;

Коммуникативные УУД:

                    развить навык работы в группах;

                    находить способы созидательного внутри группового общения;

соблюдать правила культурного уважительного общения и взаимопонимания;

                     владеть навыками точного изложения своих мыслей.

Книгопечатная продукция:

1.Т.Я. Шпикалова  «Изобразительное искусство» 5 класс. Поурочные разработки.

2. УМК Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство» 5 класс.

3. М.Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма»

4. Н. Соснина, И. Шангина «Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия»

ТСО:

мультимедиа проектор, музыкальный центр,

Экранно-звуковые пособия:

                     мультимедийная презентация

«Русский народный костюм»;

                     фрагменты из документального фильма

«Народное декоративно- прикладное искусство»;

                       аудио записи русских народных песен в сопровождении оркестра русских народных инструментов;

Ресурсы интернета:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC

http://www.NARODKO.RU

материалы сайта http:/ /www.fcor.edu.ru

                                                                               

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

обобщения на тему урока

Познавательные УУД:

-действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Создает эмоциональный настрой на урок:

Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Учитель организует работу для определения темы урока. Побуждает к высказыванию своего мнения:

Сегодня мы отправимся на урок-экскурсию в музей.

А вот ответ на вопрос чему была посвящена экспозиция нашего виртуального музея, вы скажите мне в конце урока, договорились?

Прослушайте эти строчки

Рубаха, красный сарафан

и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны,

которой так гордимся мы!

Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей.

Вступают в диалог с учителем, делятся информацией. Формулируют тему урока.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание;

-сотрудничать с учителем и одноклассниками;

-находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Вопрос:

Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворение?

(о народном костюме)

Как вы думаете, куда и для чего люди одевали одежду?

Вы любите отгадывать загадки?

Тогда давайте поиграем и заодно определим из каких элементов состоял русский народный праздничный костюм. Обратите внимание на ряд слов на доске.

На доске написаны слова: головной убор, штаны, понева, рубаха, сарафан – это ваши помощники в ответах на загадки.

Посмотрим подготовленную презентацию и ответим на поставленные вопросы.

Активизация мышления, анализ информации, построения ответа с точным изложением своей мысли. Определение прогноза по поводу цели урока.

Смотрят презентацию. «Русский народный костюм». Заостряют внимание на древних образах.

3.Постановка учебной проблемы.

Познавательные УУД       - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Метапредметные УУД

регулятивные:

-отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

-осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

-правильно владеть художественными терминами;

-сравнивать образцы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-умение грамотно (точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

1.Меня на тело одевают,

На Руси

меня все знают.

Я не топик не папаха

Догадались –

Я  (рубаха)

2.Очень любят здесь и там

Яркий красный (сарафан)

3.Юбку в клетку я надену.

Очень я люблю (поневу)

4.На голове я восседаю и о тебе я всё уж знаю.

С тобой не начинаю спор

Так думал (головной убор)

5.У ребят есть не одни свои удобные, любимые)(штаны)

Вопрос: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

(праздничный народный костюм)

Дети высказывают своё мнение в ответах на загадки учителя, высказывают свои прогнозы о теме урока и результате работы.

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- определять правила работы по художественно- дидактической таблице;

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное(  характер формы, декор, цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание;

-создание творческого и реалистичного  объекта. Задания;

-уметь выражать в своей работе  отношение к создаваемому объекту.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

А кто из вас знает, что такое сарафан, рубаха, штаны, понева. Какие головные уборы носили женщины на Руси? Головные уборы были разные или одинаковые? Что влияло на то какой головной убор носили люди женского пола. А что надо сделать чтоб узнать об этом?

Правильно, мы проведём исследовательскую работу

Давайте разделимся на 5 экспертные группы. (рубаха и понева, сарафан, головной убор, штаны, роль узора в убранстве костюма, народное мировоззрение в образе костюма)

Обратите внимание на доску. Там вы увидите, вопросы для каждой группы. Вам надо выбрать из учебника ответы на них и затем сообщить эту информацию всему классу. Начинайте работу.

Дети, под руководством учителя, определяют своё групповое задание в опоре на осознание зоны знания и незнания, анализируют способ достижения в нём результата, планируют последовательность своих действий для его достижения.

5.Открытие нового знания

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

-уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

-определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Давайте послушаем, что же удалось узнать нашим экспертам в ходе исследования.

(выступления экспертных групп

А кто из вас был самым внимательным и смог запомнить из текста что такое ансамбль?

А теперь каждая группа творчески реализует свои проекты в виде рисунка, аппликации, коллажа того элемента народного праздничного костюма, который она исследовала ранее

Работа с учебником, распределение ответственности выполняемых действий среди членов групп, реализация публичного выступления по результатам исследования

Выполнение рисунков заданных элементов народного костюма.

6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

-определять и формулировать деятельность на уроке;

-под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

-определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Давайте посмотрим на ваши работы и сравним их с образцами-эталонами на доске. Как вы думаете, что в них получилось. А что имеет недостатки?

Просмотр работ выявление достоинств и недостатков

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельность на уроке;

-определять последовательность своих действий на уроке;

предметные:

-владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками.

-первичные умения видеть конструкцию.

-проводить правильно вертикальные, горизонтальные, наклонные линии;

Метапредметные УУД

регулятивные:

-анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

-проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

-умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-умение выражать свои мысли во время ответов.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

А сейчас вам предстоит выполнить эскизы современных костюмов с использованием элементов русской национальной одежды. Это могут быть стилизованные ансамбли с элементами вышивки, ткачества, тесьмы, авторским орнаментом-оберегом. Выполнить их вы можете в разных техниках на ваш выбор: аппликация

(бумага, ткань), коллаж,

живопись, графика и т.д.. В своих работах постарайтесь отобразить своё эмоциональное состояние на нашем занятии. Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы.

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях.

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

-установление связи между целью деятельности и её результатом;

-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

-уметь критически оценивать творческие работы (свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Ребята, а вы знаете что творение всех людей на свете гениально. Никто и никогда не сможет понять и отобразить в своей работе содержание нашего урока так же как вы. И поэтому все ваши работы достойны восхищения. Несите их к доске. Сейчас мы устроим экспозицию. Давайте все вместе придумаем ей название

(Отображение мировоззрение народа в образе праздничного костюма). Ещё раз полюбуемся на разнообразие моделей русских костюмных ансамблей. Посмотрите сколько будущих конкурентов Юдашкина и

Зайцева находятся

В нашем коллективе.

Так в какой музей мы совершили путешествие? (в этнографический) а наш выставочный зал посвящён теме (народный праздничный костюм).

Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился (лась)…

- У меня получилось…

- Мне понравилось …

В конце урока

выбор названия выставки из вариантов, предлагаемых детьми. Выставка результатов с обсуждением работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"

На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Конспект урока изобразительного искусства "Народный праздничный костюм (татарский)", 5 класс по ФГОС

Конспект урока ИЗО в 5 классе, по ФГОС на тему "Народный праздничный костюм (татарский народный праздничный костюм)"...

Презентация к уроку в 5 классе "Народный праздничный костюм

В презентации содержится описание русского женского костюма северного и южного....

Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"

Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные  в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что уро...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)

Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).На уроке ...