Статья " Воспитание и обучение через искусство"
статья по изобразительному искусству (изо)

Сидорова Валентина Михайловна

Изобразительная деятельность должна быть для детей источником положительных эмоций, которыми так богат процесс художественного творчества. Занятия изобразительным искусством должны доставлять детям радость, способствовать смене впечатлений в ходе напряженного учебного труда в школе, а выполненные ими работы должны служить украшением класса, подарком для взрослых и детей, частью выставки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_izo.docx1009.69 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание и обучение через искусство.

 Сидорова В.М.-учитель изо искусства и технологии.

Как взаимосвязаны педагогическая деятельность и художественная в процессе воспитания школьников. Область прекрасного многоаспектна. Сейчас уже доказано и проверено на практике, что без связи с искусством не может полноценно развиваться ни одна из сторон человеческой личности. Искусство формирует эмоциональный строй души, развивает творческое воображение, оно способно придать трудовому и умственному воспитанию высокую творческую одухотворенность. Но самое главное в эстетическом развитие – это связь с формированием духовного мира школьника. Как он относится к жизни? В каком цвете он видит окружающий мир? Безразличие к прекрасному, эмоциональная глухота – это следствие не только эстетической неразвитости, но и душевной черствости, духовной бедности, общей апатии и других пороков детской жизни. Опыт работы и общения с детьми говорит о том, что, если ребенок не видит красоты в малом, он не научиться видеть прекрасное и в большом; если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в творении красоты, то это приведет к излишней экзальтированности, а если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пагубным формам эстетства. Поэтому ребенка надо прививать к искусству с ранних лет. Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А.В. Луначарским, Н.К. Крупской, С. Т. Шацким. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и в жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать. Средствами изобразительного искусства осуществляется формирование интересов, потребностей личности школьника. Успех может быть обеспечен, если ученик, наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятии картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно – прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играет воспитатель – наставник, педагог который должен много знать и уметь. Конечно же, быть художником – уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными изобразительными средствами и материалами и т.д. Грамотно рисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не станет профессиональным художником, он все – таки узнает цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудоемка работа художника. Кроме того, умение владеть карандашом и кистью очень пригодится в жизни.

Занятия изобразительным искусством обогащают школьников и помогают овладеть особым методом художественного познания, характерным именно для художника, скульптора, графика, живописца и т.д. Учитель в школе лишь приоткрывает перед учеником дверь в бескрайний и бесконечно прекрасный мир искусства. Как важно сделать это так, чтобы у ребенка на всю жизнь осталась потребность жить в искусстве. Занятия увлекательны и интересны, если в классе найден верный тон, задания стимулируют к творчеству, выдумке, учитель поощряет разные формы работы, внимательно относится к индивидуальным интересам и возможностям школьников.

Изобразительное искусство, как предмет эстетического цикла в школе, воспитывает в учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к искусству и художественной деятельности, верность традициям решает задачи патриотического воспитания школьников. Уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при усвоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды. Уроки изобразительного искусства развивают у детей способность к художественному творчеству, стремление заниматься искусством в свободное время, помогают выявлению одаренных детей, которые могут продолжить углубленное изучение искусства на факультативных занятиях, а также во внешкольных учреждениях, в кружках при музеях, в художественных школах, вплоть до поступления художественные учебные заведения.

На сегодняшний день не секрет, что учащиеся не желают особого интереса к творческой деятельности. Причина тому гаджеты.... В школе на уроках изобразительного искусства учащиеся с небольшой охотой занимаются рисованием. Родители сами даём нашим детям сотовые телефоны и не можем их уже отобрать.  Все пытаемся обращаться к психологам. А надо дома, в выходные или будние дни вечерами вместе заниматься творческой деятельностью. Нам родителям самих тоже надо прививать к искусству, творчеству. Тогда только мы поможем своим детям. Учителям и классным руководителям необходимо привлечь родителей к творческой деятельности вместе с детьми.

 Изобразительная деятельность должна быть для детей источником положительных эмоций, которыми так богат процесс художественного творчества. Занятия изобразительным искусством должны доставлять детям радость, способствовать смене впечатлений в ходе напряженного учебного труда в школе, а выполненные ими работы должны служить украшением класса, подарком для взрослых и детей, частью выставки.

        

К сожалению уроки изобразительного искусства считаются не самыми значимыми среди предметов, изучаемых в школе.  Через рисунок, декоративно-прикладное творчество, народные традиции происходит передача всех земных ценностей. При этом не столь важно, насколько хорошо ребёнок рисует. Ведь красиво рисовать дано не каждому ребёнку. Это талант, который дается человеку свыше. И неважно при этом, как учится ребёнок. Конечно, даже со скромными изобразительными способностями можно научиться рисовать в определённой степени. Как и в других науках, здесь есть свои правила, законы, хитрости. При этом каждый урок побуждает ребёнка прочитать сказку или стихи, чтобы изобразить героев, или полистать энциклопедию. Чтобы узнать, как выглядит то или иное растение, или животное или архитектура, или костюм народа какой-нибудь страны. Дети учатся наблюдать. Смешивать цвета, видеть красоту и ещё много чего. Применяя теоретические знания и навыки, полученные при выполнении практических упражнений, знакомясь с различными техниками можно улучшить свои способности, но не до бесконечности. Но хочу сказать другое. Очень многое зависит не оттого, насколько качественно ты нарисовал, а оттого, как ты это сделал, насколько творчески ты это сделал, какой смысл ты в это вложил.

Из опыта работы:

Фотографирование.

Иногда бывает что, детей которых не умеют рисовать на своих уроках даю другие задания. Например: фотографировать закат, рассвет, интересные моменты жизни. Не обязательно надо чтобы он выиграл в конкурсах места, конкурировал с кем то. Важно чтобы это занятие понравилось ребёнку самому. В ходе фотографирования ребёнок уже сам наблюдает за природой, за состоянием погоды и вто же время у него появляется интерес к искусству, любовь к природе.

C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\увлечения\IMG_20190426_202629.jpg        C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\увлечения\IMG_20200316_184354.jpg         C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\увлечения\IMG_20200626_191800.jpg

Роспись  по снегу. (начальные классы) Трафареты своими ножками, ручками, палочками и т.д.

C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\кружковая работа\IMG_20210216_153401.jpg            C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\кружковая работа\IMG_20210216_153424.jpg          C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\кружковая работа\IMG_20210216_153407.jpg

Роспись на окне.

C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\кружковая работа\IMG_20191211_154729.jpg   C:\Users\Эдик\Desktop\телефон\Photo\рабочие\IMG_20151222_114631.jpg  C:\Users\Эдик\Desktop\телефон\ноябрь декабрь\IMG_20191211_094553.jpg   C:\Users\Эдик\Desktop\телефон\ноябрь декабрь\IMG_20191211_094604.jpg

Оформление  печки.

  C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\оформительские работы\P1030859.JPG   C:\Users\Эдик\Desktop\личный конкурс СВМ\оформительские работы\IMG-20150825-WA0001.jpg    E:\фотки для методички\IMG_20150403_204633.jpg   C:\Users\Эдик\Desktop\Новая папка\Устье лето-2015\IMG_20150711_161201.jpg

Роспись по ткани.

. C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191019_131004.jpg    C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191019_130820.jpg    C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191019_130928.jpg                         

                   

Роспись по дереву.

C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191119_113326.jpg    C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191119_113304.jpg   C:\Users\Эдик\Desktop\8 класс\IMG_20211201_154332.jpg    C:\Users\Эдик\Desktop\8 класс\IMG_20211201_155824.jpg

Декорирование  тестом. Приготовление ажурных оладушек.

C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191011_155007.jpg    C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191011_154451.jpg    C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191011_154239.jpg  C:\Users\Эдик\Desktop\рабочие\IMG_20191011_154136.jpg

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства играют огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, креативными и самодостаточными членами нашего общества.

Литература:

  1. Азаров Ю.П Семейная педагогика. Москва, 1982
  2.  Азаров Ю.П Искусство воспитывать. Москва, «Просвещение», 1985
  3.  Алёхин А.Д Изобразительное искусство. Москва «Просвещение»,1984
  4. Кушаева Н.А Основы эстетического воспитания. Пособие для учителей. Москва, «Просвещение», 1985
  5.  Моносзон Э.И Основы педагогических знаний. Москва, «Педагогика», 1986
  6.  Новикова Л.И Педагогика детского коллектива. Москва, «Педагогика», 1978
  7. Савин Н.В Педагогика. Москва, «Педагогика», 1978
  8. Личные фотографии из опыта работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Статья "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через правовое воспитание"

В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонаруш...

Статья "Реализация принципов культуросообразности через самобытные формы воспитания "

        Повышение эффективности воспитательной работы– залог успешной реализации Программы воспитания. Мы ищем пути дальнейшего совершенствования работы с классными ко...

Статья "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий"

В статье представлен опыт работы воспитателей по теме "Воспитание школьников с нарушением слуха  в процессе внеурочной деятельности  через организацию и проведение общешкольных мероприя...

Статья "Воспитание духовно- нравственной культуры через внеурочную деятельность"

Статья "Воспитание духовно- нравственной культуры через внеурочную деятельность"...

статья "Воспитание гражданственности на уроках математики через активные формы"

Как воспитать гражданина своей страны на уроке математики?...