Деятельностный подход в обучении через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии
статья по географии по теме

Пиникинштейн Галина Степановна

Доклад на РМО учителей географии в 2011 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении  через формирование ключевых компетенций в обучении и воспитании на уроках географии.

                                                                                    “Плохой учитель преподносит истину,

                                                                                   а хороший учит ее находить”  А. Дистерверг

           Выбор темы для меня закономерен; так как считаю, что концепция современного образования признаёт уникальную сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательного поля, побуждает учителя искать реальные пути, обеспечивающие успешность овладения системой знаний, умений и навыков, развития и воспитания учащихся.

В основу уроков и внеурочной деятельности закладываю методику педагогики сотрудничества выдающихся педагогов, психологов, методистов – практиков: И.С. Якиманской, А.С. Границкой, Ю.К. Бабанского, Д.Б. Эльконина, И.П. Волкова, Л.М. Фридмана.  Используя основы данных методик, проведя диагностику, пришла к выводу, что каждый ученик выбирает свой путь  познания, что позволяет реализовывать его личные качества, возможности. Это активизирует процесс мышления, запоминания, включается интерес, формируется мотивация.

             При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой.  Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

            Учебная деятельность –особого рода активность, направленная на саморазвитие.

В новых государственных стандартах деятельностный подход становится ведущим.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  -приданье результатам образования социального и личностного характера;

   - более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению у учащихся;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.

             Современное  образование все более целенаправленно использует деятельностный подход. С точки зрения этого подхода одной из основных задач образования является формирование ключевых компетенций, то есть готовности обучаемых использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для решения практических и теоретических задач.

    Поэтому,  работая над темой, разрабатываю и совершенствую уже известные технологические подходы. Изучаю и апробирую инновации. В результате у учащихся повышается мотивация к обучению, формируются универсальные учебные действия :самостоятельный поиск информации, обобщение, классификация и систематизация полученных знаний. Результаты мотивации проявляются в успешной сдаче ГИА.

       Примерные программы по стандартам второго поколения ключевые компетенции определяют так: личностным результатом обучения  в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. Формирование представления о России как субъекте мирового географического пространства, её достойном  месте и роли в современном мире. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности. Поэтому поэтапный переход к стандартам второго поколения осуществлять нужно сейчас. Хотя многое в своей работе мы уже делаем.

      Что означает термин «компетентностный подход» для учителя – практика, и каковы методические пути его эффективной реализации в обучении географии? В условиях модернизации   школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. Оно призвано вооружить учащихся умениями пользоваться различными источниками географической информации (прежде всего,картографическими произведениями), объяснять полученную информацию, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды, последствия человеческого вмешательства в природу.  

        Ориентация школьного географического образования  на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. То есть создание условий для эффективной работы самих учащихся. Ведь знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения.  Поэтому в учебном процессе постоянно применяю способы практического обучения учащихся анализу различных источников географической информации (планов 10 класс, схем местности 6 класс, карт, статистических материалов, геоиформационных ресурсов), что и составляет специфику методики обучения географии в школе.  

      Введение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения. Учащиеся могут применять географические знания в повседневной жизни, то есть реализуется на практике деятельностный подход.

. Освоить компетентность, как впрочем, и проявить ее можно только в деятельности. А коли так, то проектную и исследовательскую деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в школе развивать учебно-познавательную компетентность. Так как она как раз и содействует организации деятельности ученика по решению личностно интересной и социально актуальной проблемы. Действительно, в проектной и исследовательской деятельности не только применяются полученные умения, но и развиваются, закрепляются эти умения в режиме творческой деятельности.

        При изучении  темы «Мировое хозяйство. Роль и место России в международном географическом разделении труда» постоянно используем технологии проектной деятельности.  Ранее учащимися были представлены проекты развития России по направлениям «Туристско-рекреационный район Сибири – Байкал» и «Технополисы России и Новосибирской области», «Сочи 2014 года». Новый проект «Развитие агропромышленного комплекс России и Новосибирской области».  

       Проект – это творческая работа с применением исследовательского метода.

 Для меня, как для учителя ведущего географию, экономику, экологию такая технология является наиболее приемлемой, так как она позволяет объединить в проекте знания двух и более предметов. Результатами проектной деятельности учащихся являются работы:

- «Проект создания пришкольного огорода»

- Проект «У карты родного города»

- Проект и его реализация «Озеленение пришкольного участка»

-Разработка  и реализация социально-значимого проекта на уровне района «Солдаты Великой Победы»

Развитию творческих способностей, активизации деятельности учащихся способствует   исследовательская деятельность, позволяющая учащимся познавать мир природы и людей,  живущих в ней, общество и его законы.

Одна из целей такого подхода – это формирование самостоятельно мыслящих людей, которые уважают факты и воспринимают знания, которые могут изменяться в случае появления новых доказательных материалов. Учащиеся используют разнообразную информацию. Цель данного технологического подхода состоит в воспитании объективного, самостоятельного мыслящего человека. Подход к выполнению таких заданий требует тщательной подготовки учителя, так как эти задания должны способствовать побуждению ребёнка к действию:

- Разработайте и обоснуйте использование техники при освоении богатств Восточной Сибири с природоохранной, экономической точки зрения.

-Глобальное потепление климата на планете, благо или зло? Как оно повлияет на жизнь и хозяйственную деятельность человечества?

- Исследуйте условия  природы, возможности жизни в Антарктиде, спроектируйте посёлок учёных.     Проектная и исследовательская деятельность не предполагает решение глобальных проблем, мини проекты могут разрабатываться в отдельных темах или даже уроках.

            С шестого класса я стремлюсь научить детей учиться. Помогаю детям усвоить алгоритм действий, который предполагает «пошаговое освоение собственной деятельности.  Меняем формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

      Практически в своей работе я  это давно всё делаем, но эта методика должна перейти на качественно новый этап:

-расширить информационные и технические возможности и школы, и семьи;

-менять методику обучения от принципа я всё дала , а он ничего в ответ

      Для успешного усвоения важно придать каждой   работе системность.

         «Обучение ---тренировка --- итоговая проверка --- творчество» со значительной долей самостоятельности.

     Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение. А так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог сам должен уметь эту деятельность организовывать.

        Если мы рассматриваем компетентностный подход в процессе обучения,  то очень важным этапом является результат. Он называется "критерии оценки деятельности" и объясняет, как учащийся поэтапно будет продвигаться к достижению результата, каковы условия выполнения действий и с каким качеством их нужно выполнять. Хорошо написанный критерий оценки деятельности ориентирован на выполнение конкретной деятельности, поэтому он поддается оцениванию и задает уровень качества.

          Деятельностный подход требует особого внимания со стороны учителя к реализации практической составляющей обучения. Эффективность обеспечивается активной учительской позицией и модернизацией всей методической системы обучения предметам (целей, задач, форм, методов, приёмов, средств и результатов).

                                              Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно.

Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими

                                                Он должен путём собственной деятельности.

А. Дистерверг

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку

В работе представлены теоретические основы компетентностного подхода в обучении детей, дана характеристика ключевых компетенций, которые подлежат формированию в период школьного обучения, описаниы воз...

Формирование ключевых компетенций при обучении математике

  Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление.    В Национальной образователь...

Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского в 5 классе» (из опыта работы)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ldquo;Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”   Китайская мудрость...

«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»

laquo;Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»...