Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку
статья по английскому языку на тему

Богданова Татьяна Владимировна

В работе представлены теоретические основы компетентностного подхода в обучении детей, дана характеристика ключевых компетенций, которые подлежат формированию в период школьного обучения, описаниы возможности реализации компетентностного подхода в обучении английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое образовательное учреждение                                    муниципального образования «Город Архангельск»                                                      «Средняя общеобразовательная школа № 60»

Отчёт по теме самообразования

«Формирование ключевых компетенций                                                                                              при обучении английскому языку»

Подготовила                                       учитель английского языка                 МКОУ СОШ № 60                    Т.В.Богданова                                               I кв. категория

07.11.2012г.

Теоретические аспекты компетентностного подхода:

Отечественная школа обеспечивает выпускника хорошим набором знаний и предметных умений, особенно в области естественно-математических дисциплин, однако нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:

  1. хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
  2. золотой или серебряный медалист, отлично знающий предметы в рамках школьных программ, не выдерживает конкурсный экзамен в выбранный ВУЗ;
  3. молодой специалист – выпускники института – слишком долго адаптируется на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных им в ВУЗе вполне достаточен;
  4. в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
  5. подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса в массовой школе, который в своей основе является «некомпетентностным». Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Это человек, которому хватает знаний и умений, но не хватает опыта их применения в различных ситуациях. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределенности, постоянно повторяющихся в жизни.

Компетентностный подход позволяет:

  1. согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;
  2. подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в ВУЗе или колледже и исключить ту распространенную ситуацию, когда высокая степень свободы студента опьяняет его и приводит к «завалу» первой же сессии;
  3. подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам. Успех в жизни рассматривается, прежде всего, как получение и удержание рабочего места, соответствующего интересам и потребностям самого человека, и как дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономики;
  4. повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
  5. облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С.Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;
  6. разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;
  7. не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся сам понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Компетентностный подход не отрицает, но изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные: они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете и др., а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро воспользоваться всеми источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Основным для компетентностного подхода является понятие «компетенция». Компетенция [1]готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации неопределенности.

Компетенция[2] - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность[3] - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Классическая классификация компетенций предложена доктором педагогических наук А.В.Хуторским. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) он предлагает трехуровневую иерархию компетенций:

  1. ключевые компетенции – относятся к общему метапредметному то есть надпредметному;
  2. общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций А.В.Хуторский выделяет 7 ключевых компетенций:

  1. ценностно-смысловая компетенция
  2. общекультурная компетенция
  3. учебно-познавательная компетенция
  4. информационная компетенция
  5. коммуникативная компетенция
  6. социально-трудовая компетенция
  7. компетенция личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция – это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать сою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурная компетенция – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательная компетенция – элементы логической, методологической, общеучебной деятельности ученика (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебной деятельности).

Информационная компетенция – умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция – знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе (умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.).

Социально-трудовая компетенция – владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей.

Компетенция личностного самосовершенствования – освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Реализация компетентностного подхода                                                                                                 в преподавании английского языка:

Ценностно-смысловая компетенция: Уроки английского языка – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающим мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Общекультурная компетенция: выполнение этой задачи позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым днем все возрастает.

Учебно-познавательная компетенция:

Момент совместного целеполагания присутствует на каждом уроке. Начиная изучать новую тему вместе с детьми обсуждаем сферы применения данного материала, его практическую направленность. Типичные вопросы к обучающимся:

-В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?

-Какими способами я буду достигать эти цели?

Какие средства мне для этого понадобятся?

Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у ученика должна быть достаточно развита самооценка. Формирование адекватной самооценки начинается еще на младшей ступени обучения. Ученикам младшего звена предлагаются задания типа: «прежде чем выполнять задание, подумай и предложи, насколько успешно ты с ним справишься. Можешь использовать знаки «!» (отлично), «+» (хорошо), «-» (плохо), поставив один из них на полях тетради.

После того, как задание выполнено, ученикам предлагается еще раз оценить правильность его выполнения, указав это знаками повторно, увидев тем  самым объективность своей самооценки. Также ребята получают навыки оценивания работы одноклассника. Затем работы оцениваются учителем, и результаты трех оценок обсуждаются с учениками.

Позднее, когда учащиеся выходят на более старшую ступень обучения и уровень их самооценки становится достаточно адекватен, им предлагается время от времени оценивать уровень владения языком по таблице самооценки.

На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.

Формированию этого навыка способствует и самопроверка учащимися собственных работ. Учащиеся получают выполненную ими работу (сочинение, грамматический тест) проверенной, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними природу ошибок, дети выполняют работу над ошибками, систему упражнений, анализируют неточности.

Позитивно способствуют развитию самооценки разноуровневые задания, дифференцированные по уровню сложности (должна быть обеспечена открытость тих уровней).

Одним из самых лучших и эффективных по мнению И.А.Зимней и Т.Е.Сахаровой методов формирования учебно-познавательной компетенции является МЕТОД ПРОЕКТОВ (школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать варианты решения). Метод проектов нашел свое отражение в УМК М.З.Биболетовой и УМК В.П.Кузовлева, по которым ведется обучение английскому языку в МКОУ СОШ № 60. Подробнее о методе проектов я рассказывала в предыдущем выступлении в 2008 году на ПОМО учителей иностранного языка.

Информационная компетенция: Обучение английскому языку дает достаточно возможности для формирования этой компетенции. На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в жизнь детей, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является их жизненной потребностью. Получая задания, написать реферат или подготовить сообщение, выполняя творческие задания, участвуя в конкурсах,  учащиеся ищут дополнительную информацию в различных источниках, тем самым совершенствуя свою информационную компетенцию.

Информационные компьютерные технологии заняли прочно место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения: индивидуализация обучения, интенсификация самостоятельной работу учащихся, повышение познавательной активности и мотивации учащихся).

В своей практике я практически на каждом уроке использую обучающие компьютерные программы к УМК М.З.Биболетовой. Оптимальным считаю фрагментарное использование этих программ в зависимости от целей урока. Такие уроки всегда вызывают оживление и интерес учащихся.

Коммуникативная компетенция: работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.

Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это реализуется в монологической или диалогической форме.  Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам.

В письменной форме о сформированности коммуникативной компетенции можно судить, когда учащиеся способны заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию (начиная от самой простой – своего имени и фамилии, адреса в начальных классах до резюме в старших классах).

Социально-трудовая компетенция: В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (знакомство, в магазина, за столом) до более сложных ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.

Компетенция личностного самосовершенствования: личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию растет и развивается под воздействием среды, в которую попадает ученик. Большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.

        

Таким образом, уроки английского языка представляют  большую возможность для реализации компетентностного подхода, и именно формирования ключевых компетенций.

        Помимо уроков английского языка большим подспорьем в деле формирования ключевых компетенций является внеурочная работа по предмету, когда дети не испытывая давления грядущей отметки с удовольствием совершенствуют и демонстрируют свои навыки владения английским языком и сформированность общеучебных умений и навыков в целом.

        Это традиционные предметные Недели английского языка, Недели Америки, Недели краеведения (вот лишь некоторые из дел, проведенных совместно с учениками нашей школы за последние три года (далее фото на слайдах).

Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.

В УМК В.П.Кузовлева типичные вопросы к обучающимся:

“Which views do you share?”

“Which behavior rules do / don’t you follow?”

Тема «Праздники»

 Тема «Семейный обед»

Пословицы и поговорки (подбирая русские эквиваленты дети убеждаются, что разные народы различными словесными формами и образами часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи).

Тема «Занятия в свободное время»

Тема «СМИ» 9 класс

Элективные курсы (по страноведению)


[1] И.С.Сергеев, В.И.Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.М., Аркти. 2007. Стр. 23

[2] А.Г.Штарина. Компетентностный подход в преподавании английского языка. Волгоград. «Учитель». 2008. Стр. 6

[3] А.Г.Штарина. Компетентностный подход в преподавании английского языка. Волгоград. «Учитель». 2008. Стр. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «к...

Применение ИКТ для формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.

Обзор средств, приемов и методов формирования ключевых компетенций на уроках английского языка....

Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку

В данной статье отражены некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции....

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку.

В данной статье расказывается о системе ключевых компетенций при обучении английскому языку....

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Данная статья о формировании ключевых компетенций на уроках английского яхыка....

Значение универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка

автор раскрывает важность  значения универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка      ...