Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку.
статья

Майорова Ольга Владимировна

В данной статье расказывается о системе ключевых компетенций при обучении английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnaya_zadacha_sovremennoy_sistemy_obrazovaniya.docx59.96 КБ

Предварительный просмотр:

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения.  Повышение качества общего образования выделяется как одно из приоритетных направлений в Концепции модернизации российского образования.слайд. А необходимым условием для его повышения является внедрение компетентностного подхода и развитие ключевых компетенций учащихся.  В настоящее время особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

  Компетенция в переводе с латинского соmpetentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

  Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

  Учебный предмет «Иностранный язык», в  частности «Английский язык»  можно  считать  компетентностным, поскольку  основа  его  содержания  является  практическая  деятельность. Данный предмет обладает  большим  потенциалом  для  формирования  таких  ключевых  компетенций как    слайд

1. Ценностно-смысловая компетенция.

 2. Общекультурная компетенция.

 3. Учебно-познавательная компетенция.

 4. Информационная компетенция.

 5. Коммуникативная компетенция.

 6. Социально-трудовая компетенция.

 7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

   Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

   Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. слайд

      Согласно Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и целям, которые он определяет изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Речевая компетенция предполагает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Языковая компетенция направлена на овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими).

Социокультурная компетенция приобщает учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, формирует умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Компенсаторная компетенция развивает умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств  при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция способствует дальнейшему развитию общих и специальных учебных умений, знакомит с доступными учащимся способами и приемами изучения языка и культуры.

    Таким образом, применительно к иностранному языку, компетентность – это просто умение общаться на этом языке.

     Работая учителем английского языка, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место  занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии. слайд

  Уроки английского языка – благодатная почва для развития ключевых компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий мир во всех его проявлениях. слайд

  Одним из самых лучших и эффективных методов формирования учебно-познавательной компетенции является метод проектов (школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать варианты решения). Метод проектов нашел свое отражение  и в УМК Кауфман К.И. “Happy English.ru”, по которым ведется обучение английскому языку в нашей школе. Почти каждая глава учебников заканчивается проектом.

 Метод проектов  всегда предполагает, во-первых, решение какой- то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, « Моя семья», «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты», «Мой поселок» и другие (5-6 классы). У детей должно создаться впечатление, что английский язык - это развлечение, деятельность, удовольствие.     В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: составление и комментирование расписания уроков (6-й класс), «Какую музыку слушают твои сверстники?», «Мой любимый предмет в школе» и многие другие.  С удовольствием ребята выполняют и такие ролево-игровые проекты как инсценировки сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

   На старшем этапе обучения учащиеся, безусловно, более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта и предпочтение, как правило, отдают рефератам, носящим поисковый характер, например: «Жизнь и творчество Элвиса Пресли», «Знаменитые люди Америки», « Уолт Дисней», «Формы обращения на английском языке»  или же презентациям.    Были внедрены такие проекты, как “My hobby”, “The English and Russian holidays”, “My favorite season” и многие другие. Такие проекты готовятся как индивидуально, так и группой желающих учеников. Для защиты дети могут приготовить и компьютерную презентацию, нарисовать рисунки и сделать фотографии, видеоролик и.т.д. слайд

 Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

 Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление.

В ходе подготовки к работе над проектом необходимо совершенствовать не только сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладывать основы будущих самостоятельных высказываний учеников, но и целенаправленно обучать коммуникативным речевым штампам. Дети должны уметь выражать свое собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think…; It seems to me…; I’m sure…; As far as I see it…; As for me…; In my opinion…; To my mind и т.д.

          Для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы:

          а) согласия: Yes, I think so too; Right. I think the same; I (absolutely) agree with you; that’s true; So do I; Right, I have the same problem.

          б) несогласия: No, I can’t say (that)…; I’m not sure (that)…; Sorry, I don’t think so; I doubt it somehow; I’m afraid you are wrong.

          в) обобщения сказанного: On the whole…; In general…; Thus… . слайд

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка подразумевает обогащение лингвистических, прагматических, эстетических и этических знаний учащихся о стране изучаемого языка. Кроме того, предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». Богатый культурологический материал учебников “Happy English.ru”  обеспечивает развитие  социокультурной компетенции учащихся, предлагая как информацию о Великобритании, так и  о других странах, так и развивая умения учащихся представить свою страну в сравнении с другими странами.  В качестве примера возьмем учебники английского языка для 2 и 3 классов. слайд Знакомство со страной начинается с первых страниц учебника. После того как ученики познакомились  с  первыми буквами и прочитали слово flag ,дается информация о флаге Великобритании, познакомившись со словом bus ребята узнают о происхождении слова автобус. При изучении оборота Thereis /there are  обычно ученикам дается задание описать свой дом или квартиру. а здесь ученики знакомятся с Букингемским дворцом и  Downing Street 10,где живет премьер министр Великобритании.Также детям будет интересно узнать как возникла традиция английского чаепития.

Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры,  на приёме у врача и т.д.  На сайте englishteachers.ru дается богатый видеоматериал не только к учебнику  “Happy English.ru” к другим учебникам английского языка. Традиционно я провожу уроки, посвященные Рождеству, Новому году и Пасхе. Здесь мы, кроме обрядов и особенностей празднования, обязательно затрагиваем национальную одежду, кухню, подарки и т.п.  Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать». Слайд

   Большой интерес у учащихся вызывает исполнение песен и стихов. Особенностью УМК “Happy English.ru” является то, что все использованные в нем стихи и песни авторские, специально написанные для нестандартной отработки грамматического и лексического материала в логике сюжетной линии. Они построены на знакомой учащимся лексике и грамматике, обобщают в лаконичной форме суть нового материала, помогают учащимся лучше запомнить его, поскольку рифмованный текст, особенно положенный на динамическую основу, способствует непроизвольному запоминанию учебного материала.

Стихотворный материал отличается значительным разнообразием. Используются как традиционные рифмованные стихи, так и лимерики, баллады. Стихи положены на музыку в стиле техно, латино, рэп. Ребята с удовольствием слушают и исполняют эти песни. слайд

    Обучение английскому языку дает достаточно возможности для формирования информационной компетенции. На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в жизнь детей, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является их жизненной потребностью. Получая задания, написать реферат или подготовить сообщение, выполняя творческие задания, участвуя в конкурсах,  учащиеся ищут дополнительную информацию в различных источниках, тем самым совершенствуя свою информационную компетенцию.

Для себя я сделала выводы, что современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.

Информационные компьютерные технологии заняли прочно место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье.

     В моем арсенале находится электронная библиотека презентаций уроков и внеклассных мероприятий по английскому языку по  разным темам: « Animals in Our Life», « The ABC» , « Holidays and Traditions in Great Britain»,  « Sentences  with there is(are)» , «English Grammar Land» и другие.

    В своей работе я использую Интернет, где нахожу дополнительный материал для подготовки к урокам, олимпиадам, внеурочным мероприятия. Благодаря Интернету я получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно недоставало. То, что раньше  приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, не выходя из классной комнаты. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point, , видеоролики с сайта www.Youtube.com, учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК.

     Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

  Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть, что никакие самые новые технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать как одно из эффективных способов организации учебного процесса и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности. слайд

 Работа над коммуникативной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Основа коммуникативного подхода в обучении иностранного языку – общение. Главная задача - преодоление языкового барьера, научить учащихся говорить свободно и правильно. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это реализуется в монологической или диалогической форме.  Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. В письменной форме о сформированности коммуникативной компетенции можно судить, когда учащиеся способны заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию (начиная от самой простой – своего имени и фамилии, адреса в начальных классах до резюме в старших классах).

 В последнее время я все чаще стала обращаться к нетрадиционным формам урока, которые помогают мне решать вопросы развития инициативы и самостоятельности школьников, способствуют мотивации изучения иностранного языка, дают учащимся оценивать свой уровень владения языком, применять знания и умения в новой ситуации, снимать языковой барьер. Именно нетрадиционные формы обучения позволяют мне делать свои уроки уроками плодотворного творческого сотрудничества с ребятами, а это для меня самое главное. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Но я стараюсь не слишком часто обращаться к подобным формам организации учебного процесса, т.к. считаю, что это может привести к падению у учащихся интереса к предмету.  Из нетрадиционных форм урока, я часто использую такие, как:- урок – путешествие

- урок – интервью, «круглый стол», КВН, урок- викторина и другие. Слайд. Так во 2 классе я проводила урок «Путешествие в Англию с Мери Поппинс», где мы с детьми совершали путешествие в Англию, а их гидом была Мери Поппинс, роль которой исполняла я.

   На уроке иностранного языка особое место занимают формы, методы и приемы, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося. В результате мы стимулируем речевое общение, способствуем формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых приемов обучения. Используя игровые приемы на уроке английского языка, в полной мере проявляются способности любого человека, а особенно ребенка. Эти приемы не требуют напряжения эмоциональных и умственных сил. А если учащиеся при этом говорят или поют на английском языке, открываются богатые обучающие возможности. слайд

Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляется не только знания, но и сообразительность и находчивость.

Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность оказываются здесь порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задания – всё это дает возможность обучающимся свободно высказываться на чужом языке.

 Я стремлюсь к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней.  Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.

      В моём арсенале большая картотека игр и игровых ситуаций, которые я собрала за годы работы в школе.  Мы проводим с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры,  а также игры, направленные на развитие речевых умений. Нравятся ребятам такие игры, как «Лесенка», «Загадки о животных», « В магазине», «Собери портфель» и другие. Такие игры я провожу в начальных классах.  Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока,  т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. И я играю вместе с ними, что им нравится ещё больше.

      В старших классах и игры становятся серьёзнее: игры-конкурсы «Брейн- ринг», «Поле чудес», « Кто хочет стать миллионером». Игровые технологии на старшей ступени использую как отдельный урок или как игровой момент во внеурочной деятельности. Бесспорно одно: игровые технологии делают процесс обучения более увлекательным и творческим. слайд

    В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (знакомство, в магазине, за столом) до более сложных, ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.

  На уроках английского языка  при формировании ключевых компетенций я  отвожу  значительное место в учебном процессе  технологии обучения в сотрудничестве. Технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.   Формы работы в рамках этой технологии  парная и групповая. При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Все учащиеся могут побывать в ситуации успеха.  Работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе.

  Исходя из учебных планов общеобразовательных учреждений, где на овладение иностранным языком выделяется три часа в неделю, считается, что приоритетным должно стать развитие и формирование компенсаторной компетенции, под которой понимается дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств  при получении и передачи иноязычной информации. Чтобы сформировать компенсаторную компетенцию у учащегося, необходимо на уроке ставить его в ситуации, когда наиболее эффективно могут активизироваться его речемыслительные механизмы, с помощью вербальных и невербальных средств общения, а именно:ситуация непонимания реплики партнера; уточнение информации; грамматически и лексически верно построенный вопрос; интонационно правильно оформленные фразы.

  Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Размышляя над целями уроков, следует продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. К данной компетенции относятся правила личной гиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

   Таким образом, уроки английского языка представляют  большую возможность для реализации компетентностного подхода, и именно формирования ключевых компетенций. Слайд.

   Помимо уроков английского языка большим подспорьем в деле формирования ключевых компетенций является внеурочная работа по предмету, когда дети не испытывая давления грядущей отметки с удовольствием совершенствуют и демонстрируют свои навыки владения английским языком и сформированность общеучебных умений и навыков в целом. Это традиционные предметные Недели английского языка.  Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

  Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности – и вовлекаю детей в реальный процесс общения. Слайд. Ведь, как гласит древнекитайская мудрость, «скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму».

 В заключении хотелось бы отметить, что неравнодушное отношение к своему предмету, стремление к постоянному самосовершенствованию, любовь к детям и желание работать являются для меня основополагающими принципами преподавания в школе.

   Таким образом,  моя профессиональная деятельность основывается на стремлении быть и оставаться учителем, главной  задачей которого является активная работа над своим внутренним миром, поиск  новых, ещё лучших путей преподавания,  интересных приёмов преподнесения материала.

Список литературы

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

2.  Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.

3. .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  

 4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.

5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

7.Воробьёв Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей). Иностранные языки в школе.2003, № 3.

 8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2007.

9.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку

В работе представлены теоретические основы компетентностного подхода в обучении детей, дана характеристика ключевых компетенций, которые подлежат формированию в период школьного обучения, описаниы воз...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «к...

Применение ИКТ для формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.

Обзор средств, приемов и методов формирования ключевых компетенций на уроках английского языка....

Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку

В данной статье отражены некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции....

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Данная статья о формировании ключевых компетенций на уроках английского яхыка....

Значение универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка

автор раскрывает важность  значения универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка      ...