Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка
статья

 Данная статья о формировании ключевых компетенций на уроках английского яхыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_vystuplenie.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Компетентностный подход в области обучения иностранному языку отражен в целях обучения и в требованиях к уровню подготовки выпускников средней школы на каждой из ее ступеней. Основной целью обучения иностранному языку признается развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьника в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций).

  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

На уровне результатов обучения требования к выпускнику сформулированы в компетентностном формате не только в предметной, но и в метапредметной (надпредметной) области, что означает необходимость формирования и развития у школьников ключевых универсальных учебных компетенций. Выделяется 7 ключевых образовательных компетенций:

  1. ценностно-смысловая компетенция;
  2. общекультурная компетенция;
  3. учебно-познавательная компетенция;
  4. информационная компетенция;
  5. коммуникативная компетенция;
  6. социально-трудовая компетенция;
  7. компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Общекультурная компетенция — это способность ученика ориентироваться в пространстве англоязычной культуры, она позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Социально-трудовая компетенция - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм,  знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах.

В своей практике использую следующие  приемы и технологии, нацеленные на максимальную активность учащихся (познавательная активность и активность речевого взаимодействия), на развитие креативности (творчества), на получение реального речевого продукта, на самореализацию ученика как личности.

а) метод проектов;

б) развитие критического мышления;

в) метод дебатов;

г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);

д)  проблемные дискуссии;

е) парная и групповая работы;

ж) языковой портфелъ;

и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.

Метод проектов рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление сформированности метапредметных умений обучающихся. Школьник приобретает возможность получать информацию из разнообразных источников, что помогает критически оценивать эту информацию.

Помимо этого в процессе проектной деятельности формируются умения определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты исследования и делать выводы. Кроме того в процессе выполнения проектно-исследовательской работы учащиеся получают возможность дополнительной языковой практики.

Проектные задания могут носить как предметный, так и межпредметный характер, могут выполняться как индивидуально, так и в группах, как в письменной, так и в устной форме. Проектная методика как способ организации речевого взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка может быть использована на любом этапе обучения. В своей работе часто использую долгосрочные, средней продолжительности и  краткосрочные индивидуальные и групповые проекты в виде презентаций, открыток, плакатов. Кроме того ведем с учащимися языковой портфель, заполняем страницы краткосрочными проектами. Создание языкового портфеля, используемого как инструмента продвижения ученика в изучении иностранного языка, позволяет повысить ответственность и самостоятельность школьника.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Пазлы.

Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д. Как играть в пазлы?

На бумаге пишутся 3–5 предложений разным цветом, затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы. Слова перемешиваются и складываются в шапку. Класс делится на 2–3 команды и каждая поочередно собирает предложения. Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.

Пантомима

Интересная и забавная игра, которая поможет развеять атмосферу в классе. Она не похожа на классические фонетические игры на уроках английского языка, однако игра хорошо развивает говорение, ведь участники постоянно произносят свои варианты слов на английском и общаются между собой (все кроме мима). В «мимов» играть очень просто. Для этого одному ученику задается слово и он должен символами и жестами показать его остальным ученикам. При этом миму нельзя произносить какие-либо фразы, а другие студенты могут говорить только на английском.

Угадай слово.

Hot Seat помогает развить навык говорения и фонетику английского. Такие лексические игры на уроках английского языка пользуются огромной популярностью среди учеников.

Как играть в Hot Seat?

Ученики делятся на две команды, причем один садится лицом к классу и спиной к доске. На доске записывается группа слов для каждой команды. Затем ученики по одному садятся напротив студента на Hot Seat и пытаются ему помочь отгадать слово на доске. Можно описывать слово и предлагать синонимы, но нельзя называть его или же рисовать на бумаге. На каждого студента отведено время. Выигрывает та команда, которая первой отгадала все слова на доске

Игра в мяч

Два студента в комнате для практических занятий бросают друг другу мяч, добиваясь устранения задержки коммуникации. Задания могут быть разными: а) Перевод слов с русского на английский и наоборот по любой теме, б) Ответы на вопросы, в) Составление простого предложения с данным словом по данной грамматической теме, г) Составление подобного высказывания и тд

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию.  Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д

  ИКТ технологии Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики.

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,

научно-исследовательские работы и проекты

Использу программы Power Point  для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики  создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследую ещё и практическую цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной учащихся.

        Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю, я использую этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе.

Таким образом, названные педагогические технологии повышают мотивацию к изучению иностранного языка, развивают интеллектуальные и коммуникативные способности учащегося, раскрывают его творческий потенциал,  формируют  ключевых компетенций.

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

                                                                        Учитель английского языка МБОУ «СОШ №32»

                                                                         Марьянская Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку

В работе представлены теоретические основы компетентностного подхода в обучении детей, дана характеристика ключевых компетенций, которые подлежат формированию в период школьного обучения, описаниы воз...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия «к...

Применение ИКТ для формирования ключевых компетенций на уроках английского языка.

Обзор средств, приемов и методов формирования ключевых компетенций на уроках английского языка....

Формирование ключевых компетенций при обучении английскому языку.

В данной статье расказывается о системе ключевых компетенций при обучении английскому языку....

Значение универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка

автор раскрывает важность  значения универсальных учебных действий в формировании ключевых компетенций на уроках английского языка      ...