Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку
статья по теме

Казначеева Ольга Николаевна

В данной статье отражены некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsiokulturnoy_kompetentsii_statya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции при обучении английскому языку. 

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурныхо особенностей страны изучаемого языка нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурном фоне страны изучаемого языка. 

Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями дополнительного образования: обучающей, развивающей и воспитательной. И воспитательная задача наиболее значима, поскольку от решения этой задачи зависит формирование в современном молодом человеке чувства патриотизма и чувства интернационализма. Изучая английский язык, мы формируем культуру мира в сознании человека. Мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов. 

Изучая английские пословицы, например, мы сравниваем, как одна и та же мысль передается разными средствами в разных языках. И обязательно обращаем внимание на такие моменты, как то, что народная мудрость, выраженная в пословицах, интернациональна. Мы говорим по-русски «Игра не стоит свеч» и по-английски: " The game is no worth the candle» или "Knowledge is power" знают во всем мире. Знание пословиц играет большую роль, как в изучении русского языка, так и в изучении иностранного языка. 

Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет изучение культуры англоговорящих стран и родной страны. Данный материал позволяет ребятам познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, дать свою оценку, выразить свое отношение к многообразию культур и найти то общее, что объединяет все творческие тенденции мировой культуры.

Самое главное в получении социокультурной компетенции, это понимание того, что человек, который восхищается, умеет ценить искусство и традиции разных народов, никогда не будет агрессивен и не толерантен к этим народам, носителям самобытной духовной культуры. Литература народов англоговорящих стран, которую также необходимо изучать на занятиях, является еще одним значимым средством для формирования социокультурной компетенции. Из произведений художественной литературы мы узнаем о жизни, традициях, обычаях, образе жизни англоговорящих стран, а также знакомимся с языковой культурой этих стран. 

Следующий момент, о котором нельзя забыть, говоря о формировании социокультурной компетенции – это конечно, речевой этикет. Речевой этикет – это культура речи, а культура речи – это лицо человека, лицо ученика. Речевой этикет английского языка имеет особое значение для воспитания личности в целом. Принимая во внимание нашу языковую культуру, можно многому научиться и научить, изучая английский разговорный этикет. Про англичан говорят, что они "hardly ever lie, but they would not dream of telling you the truth" что означает "они едва ли говорят неправду, но и правду не говорят". Такова языковая культура как, впрочем, и национальный характер. Те, кто побывал в Великобритании, отмечают тот факт, что буквально на каждом шагу на улице и в любом общественном месте вы слышите: "I am sorry, Excuse me, Thanks a lot, How kind of you" и т.д. Чем не пример для воспитания?

Обучая речевому этикету нужно помнить, например, о разнице между "sincere appreciation and flatter" (искренней оценкой и лестью), нужно знать не только старые традиции, но и быть на уровне сегодняшнего дня. Например, быть в курсе, что появился неологизм "Ms" позволяющий обращаться к любой женщине, не боясь ошибиться, замужем она или нет, наряду со старыми обращениями "Miss" и "Mrs".

Хотя мы изучаем речевой этикет в процессе овладения английским языком постоянно, было бы очень полезно выделить эту проблему в виде специальной программы и целенаправленно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучающихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности обучающихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д. 

Опыт показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. 

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции обучающихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. 

Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие формы. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой обучающиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. 

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Любой молодой человек должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения занятий является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у обучающихся способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. 
Нетрадиционные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Старая пословица гласит: "Tell me and I forget, teach me and I remember, involve me and I learn" («Скажите мне, и я забуду, научите меня и я запомню, вовлеките меня и я выучу»). Все, о чем говорилось выше, позволяет вовлечь обучающихся в процесс познания и добиваться результатов. 

Конечно, проблема формирования социокультурной компетенции многогранна и требует дальнейшего изучения и обсуждения, но в данной статье мы попытались отразить некоторые наиболее важные аспекты.


Список литературы

  1. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во "Весть”, ШГПУ, 2002. С.40-43.
  2.  Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ – 2000 - №4. С.14-19 
  3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. 
  5. Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // ИЯШ - 1986 - №4. 
  6. www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Реализовать  компетентностный подхода в обучении английскому языку, направленный на формирование метапредметных умений позволяют инновационные технологии и методы технологии развития критич...

Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку

Статья о необходимости формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."

Как уже понятно из названия, статья посвящена способам формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой друг...

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight»....

Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как я...