Главные вкладки

    Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."
    статья по английскому языку на тему

    Кольт Ольга Олеговна

    Как уже понятно из названия, статья посвящена способам формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку играет существенную роль в развитии личности обучающегося, так как дает возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося. Данный компонент призван расширить общий, социальный, культурный кругозор обучающихся, стимулировать их познавательные и интеллектуальные процессы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_sotsiokulturnaya_kompetentsiya.docx96.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

    Кольт Ольга Олеговна

    В программе по иностранным языкам отмечается, что  "основной целью обучения иностранным языкам  в средней школе является развитие личности школьника,  способной и желающей участвовать в межкультурной  коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно  совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной  речевой деятельности". При этом особая роль отводится  социокультурному компоненту содержания обучения,  как фактору, во многом определяющему  использование языка в конкретных ситуациях,  тем самым влияющему на иноязычную  коммуникативную компетенцию обучающихся. Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».

              При формировании социокультурной компетенции содержания обучения предполагает:

    1. Формирование знаний о своей стране и странах изучаемого языка (географическое положение стран, их столицы, достопримечательности, политическое устройство, традиции, культурное наследие стран  изучаемого языка, менталитет, стиль и ритм жизни людей определённой  культуры или страны,  факторы, предопределяющие развитие  и становление культуры, искусства, истории стран).

    1. Развитие умений соотносить свою собственную и иноязычную культуру, воспринимая различия как норму сосуществования культур в современном поликультурном мире; гибко использовать различные стратегии для установления контакта с представителями других культур; представлять свою страну и ее культуру,

    1. Воспитание готовности к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде, культурной непредвзятости, толерантности, речевого и социокультурного такта и вежливости.

    Современные УМК предоставляют широкий спектр деятельности в плане реализации социокультурного подхода  к преподаванию иностранного языка. В современных  УМК по английскому языку содержится достаточно материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемого языка. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.

             Посредством страноведческих, культуроведческих и социолингвистических материалов школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, расширяется их кругозор, обогащается их коммуникативный и жизненный опыт, развивается способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; целенаправленно  формируются умения представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Обучению придается современное звучание, ориентированное на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами английского языка. Современная цель обучения иностранному языку и культуре может быть сформулирована как подготовка к реальной межкультурной коммуникации. Ряд авторов трактуют межкультурную коммуникацию как адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам. [1,131] Именно такая постановка обучения соответствует потребностям, предъявляемым к иностранным языкам на современном этапе развития общества.

           Важным фактором формирования социокультурной компетенции является применение новых технологий обучения. Технология критического мышления, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве и игровые технологии, технология развивающего обучения развивают интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание. При формировании социокультурной компетенции очень актуально также использование информационно-коммуникационных технологий.

            Но что такое теория без практического ее применения?!  В данной статье, я хотела бы поделиться с вами именно тем, как на практике можно применить представленный выше теоретический материал и представить несколько фотографий.

             При знакомстве в 4 классе с флагами англоговорящих стран, мы выполняли проект «Нарисуй и представь свой любимый  флаг». Обучающимся очень понравился данный вид работ, они отнеслись к заданию ответственно и с большим энтузиазмом.LiI_TKBSSM4999.jpg

     Что касается географического компонента. Одной из любимых тем обучающихся, а так же составителей учебников является обсуждение того или иного города. И проходя такие темы в 4, 5 и 6 классах можно  выполнять  различного рода проекты, целью которых является представить наиболее понравившийся город из пройденных. Материал касается англоговорящих стран, но так же нельзя обойти стороной и нашу родную страну и уже в 6 классе темой проекта была: « Путешествие по России ». Так же наряду с английским языком мы улучшили свои знания не только в области географии, но и немного в области истории и литературы. В 5 классе, проходя тему Древних городов (Египет и Инки) мы решили исследовать русские древние города  и  обучающиеся сделали по ним доклады. А что касается литературы, то в 6 классе мы представляли  мифы и сказки собственного сочинения. V2Y-hGH1CvQ99999.jpgb91fEAo5IWM99999.jpg

     Важной темой при формировании социокультурной компетенции является знакомство с традициями, обычаями и очень плодотворной темой для работы послужили праздники.   Продуктивен  метод сравнения,  позволяющий  сопоставить  факт родной культуры и культуры изучаемого языка, а также провести параллель сравнения  традиций,  обычаев,  манер,  праздников  и  достижений. Хотелось бы привести некоторые примеры: на «День матери» обучающиеся подготовили прекрасные открытки, поздравления и сочинения для своих мам. На Новый год так же обучающиеся  делали открытки, писали письма Дедушке Морозу. vy7rI38dhdk9999.jpg

    И на День влюбленных обучающиеся приготовили прекрасные доклады, открытки и презентации. С большим интересом к этому празднику отнеслись старшеклассники, они подготовили материал о зарождении этого праздника, о праздновании его в разных странах и, конечно же,  в России.  _6uUd1FGa0k9999.jpg

    Хотелось бы поделиться еще одной интересной, на мой взгляд, традицией, которая  имеет место быть на моих уроках. По завершению каждого юнита мною  проводится « КВН». Обучающимся очень нравится данное мероприятие, они с нетерпением ждут его. «КВН» проводится в форме игры, класс делится на 2 команды (у нас это обычно мальчики против девочек) и обучающиеся выполняют различные задания.  Приведу примеры из последнего проведенного мной относительно недавно  «КВНа»: конкурс «Волшебный цветок» («Magic flower»)  каждая команда поочередно  отрывает лепестки, на которых написаны вопросы и отвечает на них, вопросы соответственно я составляю по пройденному материалу. Или конкурс «Секретное послание» («A secret letter») : каждой команде дается свиток с зашифрованными на нем предложениями ( слова стоят не по порядку) и нужно составить грамматически правильное предложение.  Интерактивное  взаимодействие  учащихся  в группах  обеспечивает  практическое  использование  языка   в ситуациях,  моделирующих  реальную  действительность.

                К наиболее действенным методам формирования социокультурной компетенции можно также отнести сравнительно-сопоставительный метод, включающий различного рода дискуссии (на занятиях обсуждаются традиции, обычаи, которые в значительной мере отличаются от родной культуры); метод «критических инцидентов», нацеленный на выявление различий в вербальном и невербальном общении (ученикам предлагается описание инцидента в общении, в результате которого взаимодействие представителей различных культур было затруднено по причине культурных различий и недопонимания ситуации одним из партнеров); метод «культурных капсул», акцентирующий одно из различий в культурах, например, различие между покупателями в Англии и России; метод «аудио-мотора» (по типу детской игры «Simon says»). [2]

              В заключении, хотелось бы добавить, что обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку играет существенную роль в развитии личности обучающегося, так как дает возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося. Данный компонент призван расширить общий, социальный, культурный кругозор обучающихся, стимулировать их познавательные и интеллектуальные процессы.

    Литература:

    1. Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для V классов школ с углубленным изучением английского языка/ И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. - М.: Просвещение, 2001. - 94с.
    2. Knapp-Ptohoff, A. Instead of Introduction: Conceptual issues in Analizing Intercultural Communication/ A. Knapp-Ptohoff, K. Knapp, W. Enniger// Analizing intercultural communication: Studies in anthropological linguistics. – Berlin; New York; Amsterdam: Mouton der Gruyter, 1987. – P. 1 – 14.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

    В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

    Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

    аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

    Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

    Реализовать  компетентностный подхода в обучении английскому языку, направленный на формирование метапредметных умений позволяют инновационные технологии и методы технологии развития критич...

    «Вопросы межкультурной коммуникации и социокультурной компетенции на уроках английского языка и внеурочной деятельности».

    На сегодняшний день среди многообразия социальных процессов, главенствующая роль отводится коммуникации как необходимому элементу взаимодействия отдельных людей, групп, и даже целых государств. В хо...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ "

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ"...

    статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

    статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight»....