статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».
статья на тему

Мишенина Наталья Александровна
статья "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка на примере УМК «Spotlight».

Автор Мишенина Наталья Александровна

Место работы МБОУ Дивненская СОШ Аксайского района РО

Должность учитель английского языка

В последние годы российское образование претерпело множество трансформаций. Причиной их стали изменения политической, экономической и культурной жизни страны, с одной стороны и обострение национальных конфликтов, с другой. Во главе угла стала проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также становление их гражданской идентичности, как основы развития гражданского общества. Иными словами, перед учителем стоит четкая задача, сформулированная президентом России В.В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Федеральный государственный образовательный стандарт видит цель обучения иностранному языку в школе в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности, т.е. в формировании, развитии и совершенствовании коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция - это готовность обучающихся к иноязычному общению, позволяющая вступать в равноправный диалог с представителями других культур. Безусловно, невозможно сформировать коммуникативную компетенцию без знания социокультурного компонента.

Одним из основных принципов обучения иностранному языку является обучение на основе диалога культур. Приобщение к иной культуре способствует не только коммуникации, пониманию носителя языка, а также дает возможность представить свою страну в условиях межкультурного общения. В содержании обучения английскому языку социокультурный компонент играет немалую роль в развитии личности школьника, так как позволяет не только ознакомиться с культурными ценностями англоязычной страны, но и сравнить эти ценности с ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры обучающегося. Таким образом, социокультурный компонент позволяет расширить общий, культурный, социальный кругозор обучающихся.

И вот здесь перед учителем возникает вопрос «А как же создать условия для развития социокультурной компетенции обучающихся? Как научить их не только говорить, но и мыслить на чужом языке?» Конечно же, успешнее всего развивать социокультурную компетенцию в естественной среде, находясь в стране изучаемого языка, погружаясь в атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм иноязычной страны. Но ведь данная практика не общедоступна. И значит учителю необходимо создать искусственную среду, найти эффективные методы и средства для развития социокультурной компетенции. И вот здесь на помощь учителю придет учебно-методический комплекс. Ведь каждый урок иностранного языка - это пересечение культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает другой мир и иную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.

В настоящее время образовательное пространство изобилует различными УМК. Каждый из них несомненно предоставляет широкий спектр деятельности для реализации социокультурного подхода. И единственное, что нужно сделать учителю это грамотно сделать выбор. Ведь от него зависит насколько качественно и «безболезненно» будут достигнуты планируемые результаты, как предметные и метапредметные, так и личностные.

Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт поставил меня перед необходимостью выбрать учебно-методический комплекс, соответствующий требованиям ФГОС. Проанализировав представленные УМК, я остановила свой выбор на УМК «Spotlight» издательства «Просвещение». Чем же я руководствовалась? Я обратила внимание на авторский состав. Данный методический комплект является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. Немаловажным для меня было наличие методического сопровождения УМК, которое в полном объёме представлено на сайте издательства «Просвещение». В условиях дефицита времени такая помощь просто неоценима. Ну и конечно же развитие социокультурной компетенции. В данном учебно – методическом комплексе в полном объеме представлена информация о культуре, традициях, обычаях, памятниках разных стран в разделе «Culture Corner», «Extensive reading», «Across the Curriculum». Авторский коллектив данного комплекса не ограничиваются только англоговорящими странами. В этих разделах представлен разнообразный страноведческий материал, который дает возможность обучающимся больше узнать о культурных ценностях, исторических событиях, особенностях других стран, своей родной страны.

На мой взгляд, знание социокультурной информации необходимо для успешной коммуникации. Ведь, если собеседник при общении допускает грамматические или даже лексические ошибки, это не приводит к непониманию. А вот если собеседник не знает культурных особенностей, обычаев иноязычной страны, это может привести к коммуникативным препятствиям, а также может показать неуважение к иностранцу и к его стране. Даже в одной и той же речевой ситуации люди из разных англоговорящих стран используют разные речевые клише, средства для выражения своего мнения, своей точки зрения. Ученикам необходимо выражать свое мнение на английском языке, использовать те выражения, которые бы использовали носители языка при общении.

В УМК «Spotlight» как следует, продемонстрирован диалог культур. После текстов, которые содержат элементы другой иноязычной культуры, следуют задания, которые помогают обучающим сопоставить, проанализировать, выделить необходимую информацию для сравнения со своей родной культурой. После таких текстов обязательно следуют задания, проекты, портфолио, где нужно представить творческую работу о своей стране, найти культурные сходства и различия. Например, в учебнике «Spotlight» 7 класса, в разделе «Culture Corner» на уроке мы совершаем путешествие в Великобританию, знакомимся с достопримечательностями Британских островов, работаем с текстом, картой, столицами каждой страны. А дома ученики готовят статью о достопримечательностях своей страны, рисуют путеводитель по родному городу. Такие задания не только расширяют кругозор учеников, пополняют их словарный запас, обогащают их культуру, но и развивают творческий потенциал, делают изучение иностранного языка легче и интереснее.

В журнале «Spotlight on Russia», который является частью учебника «Spotlight», представлены материалы о России, ее традициях, обычаях современном образе жизни, ее достижениях в различных сферах, ее географии и культуре. Этот журнал дает возможность обучающимся совершить виртуальное путешествие по России и узнать больше об укладе жизни людей в разных ее уголках. Например, тексты о российских подростках, российских городах-миллионерах, музеях России, об экологических лагерях и здоровом образе жизни в России предоставляют возможность детям осознавать себя гражданами своей страны.

Такой раздел имеет огромное значение для достижения личностных результатов, таких как воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, на прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной. А ведь именно личностные результаты занимают центральное положение в ФГОС.

Воспитать любовь и уважение к своей Родине, развить чувство патриотизма на уроках английского языка, можно только тогда, когда учебная деятельность имеет эмоциональный отклик в душе каждого ученика. Несомненно, каждому учителю необходимо создавать такие ситуации, в которых обучающие будут чувствовать гордость за свою Родину, историю, свою семью. Такие ситуации мне позволяет создавать УМК «Spotlight». Наряду с этим, все разделы учебника насыщены иллюстративным, красочным материалом, который позволяет интересно и доступно рассказать о многообразии мира. Все это и создает ту искусственную иноязычную среду, с помощью которой, обучающие вступают в коммуникацию путем погружения в культуру других стран.

Другими словами, данный учебно-методический комплект отличается тем, что необходим, интересен обучающимся, так как создает базу для живой коммуникации. При необходимости на уроке можно использовать книги для чтения, карточки, видео, аудиоматериалы, различные ролевые игры, компьютерные обучающие программы, пословицы, рифмовки, музыку. Это все разумно дополняет УМК и помогает учителю. Так, например, в качестве речевой зарядки я часто использую пословицы и поговорки. Изучая английские пословицы, мы, сравниваем, как одна и та же мысль передается разными средствами в разных языках. Знание пословиц и поговорок играет большую роль и в русском, и в английском языке.

Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет современная музыка, например английские, американские песни. И, данный учебно–методический комплекс содержит большое количество диалогов, заданий для аудирования. Но такой вид аудирования (с песнями) очень нравится школьникам. Они могут слушать песни и вставлять пропущенные слова, т. е и работать и отдыхать. Это позволяет познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, рассказать о своем любимом артисте (группе), музыкальном направлении, найти, что объединяет и различает все творческие тенденции мировой музыки.

Конечно урочное время ограничено и очень трудно создать иноязычную среду, но на уроке можно заложить основы социокультурной компетенции, а вот развить уже на внеурочных занятиях, на элективных курсах, во время кружковой работы, при проведении общешкольных мероприятий, предметной недели.

Например, на предметной неделе по английскому языку с учениками 4 класса мы давали спектакль на основе предусмотренной УМК «Spotlight» сказки «Голдилокс и 3 медведя». Эта театральная постановка на английском языке позволила детям лучше понять специфику и своеобразие новой для них культуры, почувствовать себя приобщенными к культурным ценностям страны, попрактиковаться в разговорной речи, что в конечном итоге повысило интерес к изучению английского языка. Вот именно такие мероприятия помогают создать иноязычную среду, которая позволяет почувствовать себя жителем другой страны, другой культуры, у который есть свои особенности. Дети погружаются в эту среду и лучше усваивают этот материал.

В заключении мне бы хотелось сказать, что процесс обучения – очень сложный процесс и состоит он из множества разных нюансов. Но заветная цель, конечно же, достижима. И для этого необходим тандем творческий учитель-любознательный ученик - грамотный УМК. На мой взгляд учебно-методический комплекс «Spotlight» полностью соответствует всем необходимым параметрам; позволяет сформировать социокультурную компетенцию обучающихся и достичь планируемых результатов на уроке английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система учебных заданий в рамках ФГОС на уроках английского языка на примере учебника “Spotlight” «Английский в фокусе» для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули М., Просвещение 2013г

В данной работе рассматривается один Модуль "Holidays"(7 уроков). Представлена система учебных заданий в помощь учителю при планировании учебного материала в  рамках ФГОС на уроке английского язы...

Организация учебного процесса по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов.

аттестационная работа  по формированию социокультурной компетенции на уроках английского языка на основе использования аутентичных текстов и видеоматериалов...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Реализовать  компетентностный подхода в обучении английскому языку, направленный на формирование метапредметных умений позволяют инновационные технологии и методы технологии развития критич...

«Вопросы межкультурной коммуникации и социокультурной компетенции на уроках английского языка и внеурочной деятельности».

На сегодняшний день среди многообразия социальных процессов, главенствующая роль отводится коммуникации как необходимому элементу взаимодействия отдельных людей, групп, и даже целых государств. В хо...

Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."

Как уже понятно из названия, статья посвящена способам формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка.Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой друг...

Упражнения, направленные на формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка, на примере УМК "Spotlight 10"

Примеры упражнений для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка (УМК "Spotlight 10")....