Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Емельянова Лариса Викторовна

Конспект урока по изобразительному искусству

«Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

по учебнику "Изобразительное искусство"

для 5 класса общеобразовательных учреждений

                      под редакцией Т. Я. Шпикаловой                           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uchebno-metodicheskogo_materiala.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                           МБОУ «Тарасковская СОШ»

Конспект урока по изобразительному искусству

«Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства» 

по учебнику "Изобразительное искусство"

для 5 класса общеобразовательных учреждений

под редакцией Т. Я. Шпикаловой                           

Разработала: Емельянова Лариса Викторовна,

учитель изобразительного искусства

Кашира, 2022 г.

Цели и задачи урока: Расширить знания обучающихся о символическом значении дерева в изобразительном искусстве,  научить выполнять ребят декоративную плакетку в рельефной технике, воспитывать художественный вкус, развивать творческую фантазию, формировать потребность обучающихся в самовыражении через исторический  и художественный опыт мифотворчества и искусства.

Оборудование: компьютер, проектор, работы учащихся, фотографии

Вид творческой работы: рельефная декоративная плакетка «Дерево»

Материалы изображения: цветной пластилин, лист картона или фанеры

План урока:

Орг.момент – 1 мин

Работа по теме (беседа) – 15мин

Практическая часть урока – 20 мин

Итог урока – 4 мин

 

Ход урока:

Организационный момент.

Беседа:

 Образ-символ «древо » в культуре разных народов остается одним из самых распространенных в искусстве. Издавна произведения устного народного творчества прославляли животворящее дерево. Чаще всего мотив искусства «древо жизни – мировое дерево» встречается в различных изделиях народных мастеров — вышивке, кружеве, росписи и резьбе по дереву и камню.

Показ слайд – презентации.

1-й слайд. Обратите внимание на изысканный драгоценный  белокаменный резной убор Дмитриевского собора, который органически слит с его изумительной по красоте архитектурой. Он подобен лежащей на стенах драгоценной и тяжелой, затканной выпуклыми изображениями ткани, отороченной по краям пышной узорчатой «бахромой» колончатого пояса. Белокаменные резные изображения, покрывающие стены, портал, аркатурно-колончатый пояс, сплелись в картину удивительной красоты. Многочисленные рельефы святых окружены орнаментом, включающим растительные мотивы, разнообразных зверей и птиц.

Пластическое убранство говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном — о смысле жизни.

С древних времен образ дерева олицетворял мирное произрастание всего живого на Земле.

 2-3 слайд. Замечательный исследователь народного творчества В. А.  Василенко отмечал:  «Олицетворяя мироздание, произрастание всего живого на Земле, этот образ раскрывает самую суть народного искусства. Суть эта - никогда не прекращающееся развитие». Действительно, Мировое дерево – прежде всего является центром мира. По вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир: наверху – птицы, в середине – копытные животные, внизу – хищники, ночные животные, земноводные, черви. Древо что лестница – по его  ветвям можно достигнуть неба, через корни в подземный мир.

У наших предков дерево занимало огромное место в повседневном хозяйстве: это и дом, и обувь, и пища, и предметы быта.

 Наши предки связывали образ дерева с центром вселенной.

 4-5 слайд. Для современных художников и народных мастеров традиционные образы народного искусства стали прежде всего поэтическими мотивами, сказочными темами, которые они часто сочетают в своих работах с современной символикой, с темами современности.

Разнообразие художественных материалов и технических приемов при изображении образа-символа «Древа», свидетельствует об огромном значении в творчестве многих мастеров ведущего символического мотива всех народов мира.

К этому уроку ребята готовили небольшой материал  о символическом значении «Мирового дерева». 

Выступление  учащихся.

6 слайд. На уроке мы выполним  рельефную декоративную  плакетку «Дерево», используя первообраз Мирового Дерева. Одной из разновидностей рельефа является так называемое плакатное искусство. Плакетка - это дощечка пластинка прямоугольной или близкой к прямоугольной форме из металла, керамики или других материалов с рельефным изображением. Обычно плакетки размещаются в залах для украшения интерьеров. Рельеф на плакетке может быть выполнен в технике барельефа (изображение возвышается над плоскостью фона менее чем на половину реального объема) и горельефа (изображение возвышается — более чем наполовину).

7 слайд. Создавая свой образ дерева, постарайся преодолеть буквальное понимание сюжета. Художественный образ на твоей плакетке может быть представлен в виде как дерева, так и куста, ветки с плодами (рябины, винограда, желудей, орехов и т. д.).

3. Практическая часть:

—  За основу плакетки возьми лист картона или фанеры. Его следует покрыть тонким слоем пластилина, а затем нанести на эту поверхность рисунок.

—  Отметь, что рельефное изображение можно выполнять разными способами: маленькими кусочками постепенно наращивать выпуклые формы или сразу готовые вылепленные формы налеплять в нужные места рисунка.

Итог урока:

В чем смысл мироздания  на основе первообраза  «Мирового дерева»?

О чем, по-твоему, свидетельствует разнообразие произведений, техник, сюжетов, связанных с изображением мотива «мирового дерева»?

Есть ли среди резных каменных рельефов те изображения, которые исполнены в высоком рельефе или в плоском с обилием деталей орнаментального характера? Назови их.

Выставка работ учащихся. Составление фриза из декоративных плиток. Выставление оценок.

 Д\З: подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства

Урок проводится в рамках темы четверти "Можем ли мы услышать живопись?" Дети знакомятся с картиной И.И.Шишкина "На севере диком": определяют образно-эмоциональный строй, средства выразительности, с по...

конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс

Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»Тема урока: Времена года в разных видах искусства.Тип: погружение в темуЖанр:  с элементами интеграции...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс

Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева», 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом...