Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Тананко Надежда Викторовна

Урок проводится в рамках темы четверти "Можем ли мы услышать живопись?" Дети знакомятся с картиной И.И.Шишкина "На севере диком": определяют образно-эмоциональный строй, средства выразительности, с помощью которых художник воплощает идею своей картины, пишут сочинения "И снится ей сон...", фантазируя о том, что может сниться сосне. Далее происходит знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова "Сосна" и тремя музыкальными произведениями композиторов А.Даргомыжского, М.Балакирева, М.Кажлаева, написанными на основе этого стихотворения. Учащиеся анализируют музыкальные произведения, делают выводы о том, какую роль играют средства музыкальной выразительности в создании хуожественного образа.

К разработке прилагается презентация с творческими работами учащихся "И снится ей сон..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_severe_dikom.docx443.57 КБ
Файл i_snitsya_ey_son.pptx2.97 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема четверти: МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?

Тема урока: Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства.

Разработка учителя музыка

МБОУ СОШ № 66

Н.В.Тананко

Цель урока: знакомство с произведениями разных видов искусства, написанными на один сюжет; анализ средств выразительности, способствующих воплощению художественного образа.

Задачи:

  1. Образно-эмоциональное восприятие музыки
  2. Развитие творческих способностей учащихся
  3. Углубление понятия «средства музыкальной выразительности», их значения в создании музыкального образа.

Музыкальный материал:

  1. А. Даргомыжский «На севере диком» (Государственный академический мужской хор Эстонии п/у Г.Эрнесакса)
  2. М. Балакирев «Сосна» (романс исп. А.Иванов)
  3. М. Кажлаев «Сосна» (вокальный квартет «Гая» п/у Т.Мирзоева)

Репродукции:

И. Шишкин «На севере диком»

Ход урока.

Учитель заранее раздает учащимся тетради для творческих работ или листочки

Учитель. Сегодня мы продолжаем отвечать на вопрос четверти: «Можем ли мы услышать живопись?»  Нам предстоит на этом уроке «послушать» картину Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком». Давайте внимательно рассмотрим картину. Что мы видим на ней?

- Кто главный герой на картине? - Сосна

- Какое время года? – Зима.

- Где стоит сосна? – На горе.

- Какое изображено время суток? – Ночь.

- Почему вы утверждаете, что это ночь? – Свет Луны, темное небо.

- Почему вы решили, что это свет Луны? – Холодный и белый.

- А можно ли предположить, что это свет солнца? – Нет.

- Почему? – Свет солнца более яркий, теплый.

- Что делает сосна? Что можно делать в ночное время? – Спит.

   Итак, глядя на картину, мы очень многое узнали. И главное, мы выяснили – что же делает главный герой на этой картине. Сосна спит.

А теперь давайте заглянем поглубже в душу нашего «героя». Сосна спит. Подумайте, что она видит во сне?

     Сейчас мы напишем небольшие сочинения (10 минут).

В тетрадях (на листочках) запишите сегодняшнее число и название нашего сочинения.

… И снится ей сон…

Дети пишут сочинения в течение 10 минут. По окончании работы учитель просит желающих зачитать свои сочинения.

        Давайте, ребята, сделаем выводы из ваших сочинений. 

- Какова главная тема этой картины?

- Это просто красивый пейзаж, или в этой сосне Шишкин увидел живое существо? (Живое существо).

- С каким человеком мы можем сравнить эту сосну? (С одиноким) 

- Какое главное чувство испытывает сосна на этой картине?  (Чувство одиночества).

Шишкин написал эту картину, вдохновленный стихотворением М.Ю. Лермонтова «Сосна».

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Покрыта, как ризой она.

И снится ей сон, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

        

Вот такой сон, по мнению Лермонтова, снится сосне. Сравнили свои «сны», которые вы  придумали. Со сном, придуманным Лермонтовым? Кто-то из вас оказался очень близок к авторскому сюжету.

        Это стихотворение вдохновило многих музыкантов на создание вокальных произведений. Так родились в разное время, совершенно разные произведения на один сюжет.

        Сегодня мы познакомимся с тремя такими произведениями. В каждом из них образы сосны и её сна переданы при помощи разных средств музыкальной выразительности. И, прослушав эти произведения, мы постараемся разобраться – что это за средства и какие из них способствуют созданию более яркого, зрительного образа.

        Первое произведение, которое мы послушаем – это будет романс А. С. Даргомыжского «На севере диком», который прозвучит в хоровом исполнении.

        Слушание: А. Даргомыжский «На севере диком» (Государственный академический мужской хор Эстонии п/у Г. Эрнесакса)

        Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использованы в этом произведении для создания образа?

  1. Однообразная динамика
  2. Тембр (мужские голоса создают сумрачную картину холода, севера),
  3. Интонации, приближенные к разговорной речи (чего добивался Даргомыжский),
  4. Спокойный однообразный темп

        Вывод: Данные  средства музыкальной выразительности создали  образ, который  отличается единством, нет резкого контраста между реальностью и сном.

        

        Следующее произведение, которое мы послушаем, написано М. А. Балакиревым. Этот  романс, прозвучит в исполнении известного русского певца Александра Иванова.

        Слушание: М. Балакирев «Сосна» (романс. исп. А. Иванов)

        Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности использованы в этом романсе?

  1. Медленный темп сменяется более подвижным.
  2. Минорный лад изменяется на мажорный.
  3. Аккомпанемент во второй части становится более прозрачным, светлым.

        Вывод: Средства музыкальной выразительности в этом романсе создают резкий контраст между реальностью и сном (сопоставление сумрачного «севера» и светлого «юга»). Холодная, статичная, безжизненная, сумрачная реальность и живой, теплый, более яркий и жизненный сон.

        

        А сейчас мы послушаем произведение дагестанского композитора М. Кажлаева «Сосна», которое прозвучит в исполнении азербайджанского эстрадного вокального квартета.

        Слушание: М. Кажлаев «Сосна» (вокальный квартет «Гая» п/у Т. Мирзоева)

        Вопрос: Какие средства музыкальной выразительности являются основными для создания образа в этом произведении?

  1. Тембр (группа ударных инструментов имитирует неспешный шаг каравана)
  2. Причудливый ритм
  3. Восточные интонации.

        Вывод: Средства музыкальной выразительности в этом произведении создают яркий зрительный образ.

        Заключение. Сегодня мы с вами познакомились с произведениями из разных областей искусства (живопись, литература, музыка). Сюжет в них один, но раскрыт он разными художественными средствами и поэтому каждый раз приобретает новый оттенок, новый ракурс, новый смысл. Сегодняшний урок – это пример тесной взаимосвязи всех видов искусств, пример взаимопроникновения сюжетов.

        Домашнее задание: нарисовать свой рисунок на тему «Одиночество».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческие работы по музыке учащихся 5 класса МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара «И снится ей сон...»

Слайд 2

И.И.Шишкин. На севере диком М.Ю. Лермонтов Сосна На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Покрыта, как ризой она. И снится ей сон, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Слайд 3

Сердюк Наташа

Слайд 4

Сокур Настя

Слайд 5

Малиева Вика

Слайд 6

Фесай Настя Коробейников Артем

Слайд 7

Хачатурян Сирануш

Слайд 9

Бурденко Диана

Слайд 10

Мустафаева Вика

Слайд 11

Ачмиз Рустам

Слайд 12

Носкова Алена

Слайд 13

Сычёва Вика

Слайд 15

Болотова Алена

Слайд 18

Школа Кристина

Слайд 21

Фотографии из интернета: Слайды 1,2: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/48/468/48468343_na_severe_dikom.jpg Слайд 6: http://www.forumimage.ru/uploads/20120211/13289498086400696.jpg Слайд 8: http://img-fotki.yandex.ru/get/4909/nvvukr.9/0_6a2d9_faca743f_XL Слайд 11: http://images42.fotki.com/v1376/photos/1/1058359/5571627/RMXmasboywithbear-vi.jpg Слайд 12: http://img-fotki.yandex.ru/get/4417/82317911.2a/0_66174_abbf2937_XL Слайд 20: http://img01.chitalnya.ru/upload/798/3234671531245112.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Родины и средства его воплощения в лирике С.А. Есенина

Работа представляет собой лекционный материал для обучающихся 11 класса. Материал может быть использован как вариант  внеурочной деятельности педагога и учащихся....

Взаимопроникновение разных видов искусства. МХК. 10 класс.

Вопросы к самостоятельной проверочной работе после просмотра и комментария фильма О.Накаша "1 + 1" ("Неприкасаемые")....

конспект урока по тема урока: "Времена года в разных видах искусства" 5 класс

Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»Тема урока: Времена года в разных видах искусства.Тип: погружение в темуЖанр:  с элементами интеграции...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ ПУТЕМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА

Статья представляет опыт проведения уроков, построенных на взаимодействии разных видов искусства и разных видов художественной деятельности...

Исследовательская работа по теме: "Образ Снегурочки в разных видах искусства"

Исследовательскую работу провела ученица 7 класса Минаева Дарья. Новизна работы состоит в том, что в ней проведена параллель между разными видами изобразительности образа Снегурочки...

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...