Исследовательская работа по теме: "Образ Снегурочки в разных видах искусства"
проект по мхк (7, 8 класс)

Четыркина Людмила Александровна

Исследовательскую работу провела ученица 7 класса Минаева Дарья. Новизна работы состоит в том, что в ней проведена параллель между разными видами изобразительности образа Снегурочки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия №3»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Образ Снегурочки в разных видах искусства

Выполнила:

ученица 7а класса Минаева Дарья

 

Руководитель:

учитель МХК Четыркина Л.А.

г. Горняк

Содержание

Введение ……………………………………………………………………  3-4

Основная часть ……………………………………………………………..  5-11

Основные выводы …………………………………………………………. 11

Список использованной литературы ……………………………………... 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………….. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………...15

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………...16

Введение.

Всем с детства знаком образ Снегурочки. Он привлекал многих поэтов, писателей, композиторов и художников, вдохновлял их на создание уникальных шедевров. Но мало кто знает, что «Снегурочка» имеет фольклорную основу.  Фольклор раскрывает душу народа, его особенности и достоинства. Глубокая духовность и мудрость народного творчества делает необходимым  его возрождение. Это и делает работу актуальной.

К тому же созданные великими мастерами произведения малоизвестны.

Великий композитор Н. Римский-Корсаков написал на сюжет "Снегурочки" знаменитую оперу, а П. Чайковский сочинил музыку к музыкальному спектаклю. Сейчас оперу мы слышим редко, так как партии ведущих персонажей сложны для исполнения, а драма не включена в школьную программу. Результаты анкетирования учащихся показали, что образ снегурочки горячо любим, хорошо всем известен, но мало изучен. Нам показалось интересным  "открыть" для себя «Снегурочку», исследовав разные виды искусства, показать его значимость и глубину.

Объектом исследования является образ Снегурочки, предмет – способы передачи образа.

Цель работы: определить влияние разных средств выразительности на значение образа.

  • Целью данной работы является теоретическое исследование образа снегурочки в разных видах искусства для того, чтобы определить влияют ли способы изображения образа на его значение.  

 Задачи:

  • Изучить историю возникновения образа Снегурочки.
  • Выявить в каких видах искусства изображалась снегурочка.
  • Исследовать способы изображения образа снегурочки.  

Практическая значимость работы состоит в том, что она познакомит детей и взрослых  с целостным образом Снегурочки, привьёт  любовь к произведениям устного народного творчества,  музыке, изобразительному искусству. Эту работу можно использовать на уроках искусства, музыки, литературы.

Новизна работы состоит в том, что я провела параллель между разными видами изобразительности образа Снегурочки

Гипотеза: Разные средства изобразительности, взаимодействуя, усиливают значение образа.

В ходе исследования мною были использованы метод сравнения, обобщения, анализ и метод индукции.

Основные понятия, которые встретятся в нашей исследовательской работе:

снегурочка – сказочный образ девушки-красавицы из снега.

образ -  художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. Поэт, художник мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее.  

фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего, устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

сказка - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Основная часть.

Образ Снегурочки очень загадочен. Он отсутствует в славянской мифологии и не имеет аналогов в мифологии других народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре.

Снегурочка - (Снегурка, Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. В этом художественном персонаже слышится отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии. По одной из них: первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость.

 Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является сенсационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Снегурочке посвятили стихи такие поэты, как Бэлла Ахмадуллина, Людмила Клёнова, Василий Курочкин, Елена Благинина.

Мы знать не можем тайну власти,
Чьей силой судьбы сплетены...
Но это – было... Было счастье –
Любовь Мороза и Весны...

Их ласк негаданное диво,
Любви немыслимой дитя,
Росла Снегурочка счастливо,
Смеясь, играя и шутя...
«Баллада о Снегурочке»

Л. Клёнова

           В 1867 г. исследователь литературы Александр Николаевич Афанасьев проанализировал сказки о Снегурочке в труде «Поэтические воззрения славян на природу». Под влиянием его идей в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». 

Его произведение — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил их воедино и придал народному творчеству своеобразный колорит. В  пьесе главное место занимают человеческие отношения.

Снегурочку он показывает прекраснее, скромнее и нежнее, чем всех окружающих её девушек. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Любовь по замыслу автора оказывается трагичной для героини. Но без любви жизнь теряет всякий смысл. Снегурочка не может справиться с желанием стать такой же, как и все окружающие ее люди. Поэтому она решает пренебречь заветами своего отца, предостерегавшего ее от гибельных последствий человеческой страсти, и выпрашивает у своей матери Весны горячую любовь. Такую любовь, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:
Обманута, обижена, убита Снегурочка.
О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить.
Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

В этих строчках прослеживается истинно русский, сильный характер, что только усиливает любовь народа к этому светлому образу.

Лишь открыв свое сердце людям, она ощущает счастье, сгорает в этом огне восторженная.
Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О, мать-Весна... благодарю за радость.
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви.
Создавая образ, А. Островский сумел передать саму музыку народных сказов, эстетику народного понимания любви.
Нужно отметить тот факт, что «весенняя сказка» «Снегурочка» значительно отличается от всех произведений Островского. Она не разу не получила признание в критике и на сцене театра. И лишь благодаря таким выдающимся людям, как художник В.М.Васнецов и композиторы Н.А. Римский-Корсаков и П.И.Чайковский, пьеса имела большой успех.

А.Н. Островский и П.И. Чайковский работали увлеченно, с огромным энтузиазмом, постоянно общались, обменивались идеями, обсуждали написанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал Чайковскому использовать те или иные русские народные песни, наигрыши. Петру Ильичу так нравилась пьеса, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели!

Неоценимый вклад для жизни образа Снегурочки внёс и другой русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. После прочтения сказки  он точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. « Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна», - писал Николай Андреевич. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка».

В 1880 г. из-под пера Н.А. Римского-Корсакова вышла опера «Снегурочка» – одна из вершин русской музыкальной классики.

Автор средствами искусной гармонии оркестровки образно показывает картину зачарованного леса, в котором слышатся наигрыши пастушеских рожков, напевы хороводной песни.

Тема Снегурочки - легкая, подвижная, шаловливая мелодия представляет Снегурочку как весёлую девочку, раскрывает её страстное желание: «C подружками по ягоды ходить, на отклик их весёлый отзываться а-у,а-у!»Тембр флейты придаёт звучанию грациозный, но в то же время холодновато-прозрачный характер. (Звучит музыка)

Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника.

      Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?

     Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.

Мною выявлено, что посредством использования художественных средств, мастером передана волшебная красота, непосредственность чувств, богатство содержания — все это делает картину очень притягательной для зрителя.

 Художники В.С. Кузин и Э.И. Кубышкина считают, что среди сказочных героинь Виктора Васнецова самая милая - Снегурочка. «Художника очаровал этот дивный поэтический образ…»  Удалось выяснить, что исследователи работ Васнецова обратили внимание на то, что на листе бумаги видны следы карандаша, пятна прозрачной акварели, наложенные тонкой кистью. Причем Васнецов не закрашивает бумагу, и ее паленовый цвет становится частью лица, фигуры, платья. Подкрасил художник бумагу за фигурой синью акварелью - и цветное пятно сразу выделило фигуру Снегурочки. Ее облик родился из мягкого сочетания голубого, охристого, золотистого. Чуть тронута фигура девочки белилами, будто припорошена снегом. И хотя стоит Снегурочка у прялки, держит веретено, но не прядет пряжу. Она словно находится не здесь, а где-то в сказочном мире.

Следует отметить, что Снегурочка - мечта, сама природа, на какое-то время ставшая миловидной девочкой.

        Из высказывания  писателя  И. Кунина выявлено, что «Это был один из первых случаев в русском оперном театре, когда между театральным художником и складом музыки возникла тесная связь».

Современники поняли ценность художественного синтеза трех искусств: драматического, музыкального и сценического действия. Стилизация народного творчества в пьесе, музыке и сценическом оформлении находятся в едином русле художественных поисков. Н.Н. Долгов писал: « Поэтическое произведение А.Н. Островского…получило совершенную гармонию со звуками и палитрой композитора и художника». Ежегодник Императорских театров 1910 г. показывает: « В «Снегурочке» появилось редкое единодушие автора, композитора и художника».

       Искусства не разобщены между собой, и влияние музыки и театра на живопись так же возможно, как и всякое другое. Сказочная атмосфера театра, костюмы, которые с такой неиссякаемой любовью художник М. Врубель создавал для своей жены, сыгравшей роль снегурочки в спектакле - все это, слившись воедино, стало его жизнью, его вдохновением.

На картине, написанной Врубелем для пьесы А. Островского, изображена девочка в заснеженном лесу,— глаза, как бы ни   разбуженные для жизни, дремотная томная полуулыбка. Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы,  кажется, не пугают Снегурочку. Она хозяйка в этом

фантастически прекрасном мире, маленькая волшебница с  удивительными глазами. Так мастерски подбирает художник  выразительные средства для передачи образа в живописи. По-своему изобразили образ Снегурочки художники Н. Рерих, Нестеров, известный иллюстратор И. Билибин,

Э. Ганкина.

В 1953 году впервые был снят мультфильм "Снегурочка" по пьесе Александра Островского из цикла "Весенние сказки". По авторскому замыслу Снегурочка здесь — дочь Деда Мороза и красавицы Весны. У нее было ледяное сердце. И она еще никогда не знала простых человеческих радостей, никогда не знала любви. И тогда дар матери-Весны открыл девушке все богатство окружающего мира, и растопил сердце холодной девушки красавицы. Но именно это и погубило Снегурочку.

А в 1968 году по этой же пьесе уже был создан полнометражный фильм. Режиссёр фильма - знаменитый Павел Кадочников показал зрителям красивую и печальную историю любви прекрасной девушки Снегурочки.

Наблюдения показали, что в современном мире, переполненном новейшими технологиями, Снегурочка не перестаёт быть одним из ведущих персонажей новогодних праздников.

Родина Снегурочки – Кострома, так как Александр Николаевич Островский, литературный «отец» Снегурочки, создал свою пьесу именно в Костромской губернии, в имении Щелыково.

Основные выводы. 

    Таким образом, изучив историю возникновения образа Снегурочки, выявлено, что у неё  чисто русское происхождение, имеющее фольклорную основу. В современном мире Снегурочка — русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут Нового Года и помощница Деда Мороза. Ни один из его многочисленных зарубежных родственников не имеет такого милого сопровождения.

    Исследования показали, что впоследствии Снегурочку изображали в разных видах искусства: литературе, музыке, живописи. О ней снимают фильмы, мультфильмы.

    Снегурочка очень почитаема и любима в народе за ее доброту и кроткий нрав. Художественные средства выразительности всех видов искусства благополучно переплетаются. Разнообразие способов изображения, взаимодействуя, усиливают звучание образа, его значимость

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афанасьев А.. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. I. С. 439
  2. Афанасьева А.Н.Народные русские сказки. М., 1984
  3. Алпатов С. Русский фольклор. М., 2000. - 245 с.
  4. Душечкина Е. В. Фрагменты книги:  Русская елка. СПб. 2002
  5. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М.: Искусство, 1976. - 528с.
  6. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 2002. С. 382
  7. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 267.
  8. Соловцов А. Статья Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка — весенняя сказка» // Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка — весенняя сказка». М., 1978. С. 3.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/

http://russianmyth.ru/snegurochka/ (из славянской мифологии)

http://morkish6.narod.ru/sneg/p7aa1.html 

Приложение 1

Диаграммы анкетирования

                                                         

Приложение 2

Ресурсы:

Снегурочка Врубель

Рерих «Снегурочка» http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/802/80802331_Snegurochka_Reriha.jpg 

Автопортрет В.М. Васнецова http://www.7info.ru/uploads/3991/702c8de547c5f99c1d49325bf7a341a6.jpg 

Иллюстрация к сказке http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/145/52145451_ac50a249f6c8.jpg 

Ганкина Э. «Снегурочка» http://stat11.privet.ru/lr/07311c92eb10609968066d90d0b44aff 

Приложение 3

АНКЕТА

  1. Нравиться ли вам образ Снегурочки?

_______________________________________________________

  1. Каким вы представляете образ Снегурочки?

_______________________________________________          

  1. Знаете ли вы историю Снегурочки?

_______________________________

  1. В каких произведениях искусства вы встречали образ Снегурочки?

__________________________________________________________              



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Художник и учёный

  1. Предмет: искусство
  2. Класс: 9
  3. Цель урока: побудить учащихся к эмоционально – ценностному постижению     произведений искусства, вовлечь их в самостоятельную творческую деятельность.
  1. Задачи:
  • Обучающие: расширить знания учащихся о научном   значении  художественного  знания на примерах  шедевров изобразительного искусства.
  • Развивающие: создать условия для развития образного и ассоциативного мышления, формирования умения грамотно выражать своё отношение к произведениям искусства.
  • Воспитательные:   воспитывать художественный вкус, чувство гордости за своих  соотечественников – деятелей науки и искусства; способность к преодолению   трудностей, целеустремленность в достижении результата.

  1. Место урока в теме: урок «Художник и ученый» является седьмым уроком во втором разделе курса «Искусство» в 9 классе, обозначенному как  «Искусство предвосхищает будущее». В данном разделе рассматривается взаимосвязь научного прогресса и искусства, возможности предсказаний  сложных исторических коллизий  XX-XXI вв., научных открытий, а также предвосхищение будущих открытий в творчестве художников, писателей и композиторов.

 Тип урока:   урок открытия новых знаний

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point

Методы: художественно-педагогической драматургии, частично-поисковый.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный.

Настрой на восприятие

(5 минут)

Приветствует учащихся и настраивает их на работу

Вопросы:

-Есть ли связь между миром науки  и искусством?

-Способны ли ученые, люди серьезные и сосредоточенные, оценить и привнести в искусство нечто новое?

- Назовите имена ученых, которые  кроме науки занимались творческой деятельностью

приветствие, проверка готовности к уроку

отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают

называют фамилии известных ученых:

М. Ломоносов, А. Эйнштейн, Пифагор

мультимедийная презентация «Художник и ученый»

Слайд №1

Слайд №2

2.

Осмысление учебной задачи     (10 минут)

(целеполагание)

Организует выход к учебной проблеме

Вопрос:

-Могут ли деятели искусства дать новые знания науке?

демонстрирует презентацию, дополняет ответы учащихся.

Зачитывает эпиграф к уроку: «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гете.

пробуют ответить на вопрос

Слайды

№ 3 – 6

Слайд № 7

Задание:

-Вспомнить творчество Л. да Винчи, определить, развитию  каких наук способствовал рисунок «Витрувианский человек».

дает задание учащимся  сформулировать тему урока.

Демонстрирует тему в презентации.

принимают активное участие в обсуждении, делают выводы, что рисунок Л. Да Винчи предопределил принятую в XX в. шкалу пропорций (геометрия, архитектура, живопись)

пробуют сформулировать  тему урока: «Роль художественного творчества в  развитии науки»

Слайды

№ 8,9

Слайд № 10

Физминутка

(1 минута)

Предлагает подняться, выполнить несколько упражнений.

Делают разминку

3

Открытие новых знаний  

(24 минуты)

Знакомит с творчеством

П. Н. Филонова(1882-1941г.) и  направлением «аналитическое искусство»,

дает инструкцию учащимся  для самостоятельной работы.

Отвечает на вопросы,

консультирует, оказывает помощь учащимся в выполнении работы.

слушают учителя,

делают записи в тетрадь

выполняют задание

Слайд

№ 11-15

Слайд № 16

4.

рефлексия  

(5 минут)

организует подведение итогов:

- Прочитайте в учебнике полное звучание эпиграфа к уроку (стр. 133).

- В чем состоит важность пропущенных слов?

Домашнее задание:

вполнить работу на тему «Формула школы» (рисунок, эссе, презентация – по выбору)

участвуют в рефлексии, представляют свою работу.

высказывают своё мнение

подводят итоги урока

МБОУ «Гимназия №3»

Разработка урока искусства

в 9 классе по теме «Художник и учёный»

Номинация «Учёные на уроке»

Учитель искусства Четыркина Людмила Александровна

1914


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА по МХК Работу выполнили: Джумадиль Екатерина, Мордовин Дмитрий. 10 класс Руководитель: Четыркина Л.А.

Слайд 2

10 Скульптура Фото Живопись Архитектура 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40

Слайд 3

Мегалиты Как называются древнейшие сооружения человечества? На главную Архитектура__10

Слайд 4

Пропилеи Как называется парадный вход на акрополь ? На главную Архитектура__20

Слайд 5

Кариатида Как называется колонна в виде девушки ? Архитектура__30 На главную

Слайд 6

Полукруглый выступ в храме, в котором расположен алтарь Что такое апсида ? Архитектура__40 На главную

Слайд 7

Каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой, олицетворявшее власть фараона (в Древнем Египте) Сфинкс Скульптура__10 На главную

Слайд 8

Коатликуэ Скульптура__20 Богиня земли и весеннего плодородия ацтеков На главную

Слайд 9

Поликлет Автор скульптуры Дорифор Скульптура__30 На главную

Слайд 10

Скульптура Афины воительницы - Скульптура__40 На главную

Слайд 11

Египет Какой стране принадлежит эта живопись? Живопись__10 На главную

Слайд 12

Игра с быком Как называется фреска? Живопись__20 На главную

Слайд 13

В.А. Тропинин Живопись__30 Автор картины «Кружевница» ? На главную

Слайд 14

Васнецов, сказочно-былинный Укажите автора и жанр картины « Б огатыр и » Живопись__40 На главную

Слайд 15

Пирамида Хеопса - Фото__10 На главную

Слайд 16

Храм Афины - Фото__20 На главную

Слайд 17

Бронзовая голова из Ниневии ( XXIII в.) - Фото__30 На главную

Слайд 18

Храм-пирамида ацтеков - Фото__40 На главную