Образ Родины и средства его воплощения в лирике С.А. Есенина
статья по литературе (11 класс) по теме

Работа представляет собой лекционный материал для обучающихся 11 класса. Материал может быть использован как вариант  внеурочной деятельности педагога и учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа станции Курдюм»

Татищевского района Саратовской области

        

                                                             Проект

Образ Родины и средства его воплощения

в лирике С.А.Есенина

                Выполнила:

                                                                   Королёва Н.С.

                                                          Учитель русского языка и литературы

                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                                 

                                                                                                                                               

                                               

                                                   

                                                 

                                                       

                                                         

                                                         Аннотация

   Данный проект представляет собой исследование  темы «Образ Родины  и средства его воплощения в лирике С.А. Есенина»

   Во введении  говорится об уникальности творчества С.А. Есенина, о месте его поэзии в русской истории и культуре.

   Основная часть состоит из трёх самостоятельных глав. Глава I посвящена раскрытию истоков любви к Родине в жизни и творчестве С.А. Есенина.

   В главе II показано противоречивое отношение поэта к «полевой России» и «стальной Руси».

   В главе III производится анализ стихотворений С.А. Есенина о Родине разных лет.

      Заключение содержит выводы по теме исследования.

      К работе прилагается список  используемой литературы.

      Проект сопровождается приложением.

        

                                                     

                                                 Введение

         Русь! Русь! Какая непостижимая тайная сила влечёт к                    

         тебе и почему слышится и раздаётся постоянно в ушах

                                                           твоя тоскливая, несущая по всей длине и ширине твоей,                      

         от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что

                                                            зовёт и рыдает , и хватает за сердце? – Русь! Чего же ты

          хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится

                                                            между нами?

                                                                                  Н.В. Гоголь

    Русская литература XX столетия знает немало громких поэтических имён.                    Россия новой поры с её громадными, никому больше не известными в такой мере испытаниями явила всему свету поистине великих творцов. Именно здесь, на русской  земле, разыгрались, как это было уже не раз в минувшие века, только теперь с неведомой прежде силой, самые грозные события вселенской истории. Вечные пути мироздания открылись воочию, борьба за душу человека получила небывалый размах. Всё это отозвалось в богатом наследии русских поэтов не очень далёкого прошлого. И первым по праву среди певцов неувядающей России стоит Сергей Есенин. Это великий русский национальный поэт, чьё неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории.

    Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью – любовью к родине»[1] и  воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства. Имя поэта стало «одновременно и нарицательным и символическим», причём не только для русской культуры, но и для русской истории. Так определил значение нового поэта философ и богослов Владимир Ильин.[2]  Словно конкретизируя эту мысль, другой философ , Фёдор Степун назвал будущую крестьянскую Россию  в противоположность прошлой, дворянской, Бунинской – «Россией Есенинской».[3]

Марина Цветаева в статье «Поэт и время» (1932г) подчёркивала, что Есенин «гражданский заказ нашего времени … выполнил».[4] 

   

Это был национальный гений в наиболее полном , законченном значении слова. Но  проявился  он  в необычайно тягостную, смутную эпоху отечественной истории. Первая мировая война, крушение вековой российской государственности, братоубийственная гражданская рознь, казалось,  предвещали стране полное уничтожение. Русский дух  пребывал в состоянии глубокого смятения. И во всём сопричастная ему  есенинская муза тоже оказалась исполненной самого неподдельного драматизма. Сергей Есенин полнее и глубже, чем кто бы то ни было из поэтов - его современников, поведал о русской катастрофе уходящего века. Исключительная широта внутреннего диапазона, столкновение крайностей присущи С.А. Есенину как мало кому ещё в истории русской литературы. Но в этих взлётах и падениях, стремительных переходах от кротости к буйству и  

всё-таки вечной способности подниматься на свет являет себя сама Россия новой эпохи.

     С.А. Есенин – уникальное явление в классической русской поэзии. Меня больше всего привлекает в поэзии С.А. Есенина тема Родины, так как она  занимает главное место в лирике поэта.

      В моей работе я попыталась проникнуть в суть понимания С.А. Есениным образа Родины в произведениях разных лет.

      При анализе отдельных стихов мной проанализированы изобразительно-выразительные средства воплощения образа Родины. Также попыталась раскрыть неповторимость и уникальность поэзии Есенина.

   

   

I. Истоки любви к Родине в жизни и творчестве С.А. Есенина

                            1.«Край берёзового ситца…»

                     Я люблю родину.

                     Я очень люблю родину!

                                    Сергей Есенин

     Родина, Россия была для С.А. Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия!.. Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее» что-то…».[5]

     Это им сказано: «Нет поэта без родины». Ею он жил. Для неё берёг самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было его любимой рифмой.

      К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.

      Село Константиново… Многим достойным людям оно было колыбелью, но только С.А.Есенин сделал родное рязанское село известным во всём мире. И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к родным полям и пущам.

       Позже он напишет о родных местах:

                              О край  разливов грозных

                              И тихих вешних сил,

                              Здесь по заре и звёздам

                              Я школу проходил.

        Художник И.Бродский до встречи с Есениным не знал места рождения лирика. Прослушав стихи в авторском чтении, живописец сказал, что поэт, вероятно , родился в Рязанской губернии. Есенин был удивлён. Пейзажи, которые воспеты в стихах, пояснил художник, живо воскресили в его памяти природу Рязанской губернии, где он в молодости много работал над этюдами.

       Свидетельство лишний раз говорящее о тонком мастерстве Есенина – певца родной русской земли.

      Мир народно-поэтических образов окружал поэта с первых дней жизни:

                              Родился/ я с песнями в травном одеяле.

                              Зори меня вешние в радугу свивали.

                              Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

                              Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

      И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле:

                             

  О Русь – малиновое поле

                                И синь, упавшая в реку, -

                                Люблю до радости и боли

                                Твою озёрную тоску.

     В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух  и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне. Россия вошла в душу поэта таинственным шорохом трав, звоном колокольчика во ржи, шёпотом сосняка.

      Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри  освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и его поэзию в целом. Это не просто тема творчества – это его философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу. Ключ от входной двери в мир его поэзии.

     

2. С.А. Есенин  и его поэтическая связь с лучшими традициями      отечественной литературы

                                              «Чувство родины – основное в моём творчестве»

                     Сергей Есенин

     С.А. Есенин пришёл в поэзию не наивным «природным человеком». Он хорошо знал классическую литературу, свою поэтическую родословную вёл от Алексея Кольцова. И тем уместно вспомнить суждение В.Г. Белинского, писавшего об умении Кольцова найти поэзию в самых прозаических деталях быта. « И  потому, - замечал Белинский, - в его песни смело вошли и лапти, и, всклокоченные бороды, и старые онучи, - и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии».[6]

     О есенинском «золоте поэзии» писал П.Сакулин:: «…Он превращает в золото поэзии  всё: и сажу над заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, кудлатых щенков, забравшихся в хомуты. Поэзия разлита всюду. Умей только ощущать её».[7]

     В итоговой биографии (октябрь 1925) С.А. Есенин  подчёркивал огромное значение для него А.С.Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».

       Интерес к русской классике проснулся у С.А.Есенина ещё в период учёбы в Спас-Клепиковской учительской школе. И позже в Москве на занятиях в народном университете Шанявского он продолжил её углубленное изучение. Особенно поэт любил Н.В. Гоголя. «Любимым прозаиком его был Гоголь. Гоголя он ставил выше всех…»,[8] - писал в своих воспоминаниях о Сергее Есенине А. Воронский. И так же,  как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Есенин не просто органически чувствовал и помнил услышанные в детстве сказки, песни, частушки, но и вдумчиво изучал устное народное творчество. Поэт учился у народа, в фольклоре видел «узловые завязи» образного выражения мира.

       Но жизнь С.А. Есенина в большой русской литературе началась, пожалуй,  9 марта 1915 года, после знаменательной встречи с А. Блоком. Есенин, начинающий поэт, не случайно пришёл именно к Блоку. Он хорошо знал творчество своего старшего современника и ощущал определённое поэтическое родство с ним.  Впоследствии, осмысляя свой путь в искусстве, Есенин точно обозначил круг своих интересов и поэтических истоков: «Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев…Блок и Клюев научили лиричности». А.Блок мгновенно почувствовал самобытный звонкий дар «молодого рязанского парня» и говорил с ним как с собратом по перу. Он не обучал и наставлял , а приглашал молодого поэта к соразмышлению о творчестве, словно предвидя трудную поэтическую судьбу поэта: « За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».[9] Блок делает для Есенина, быть может, самое необходимое ему в тот момент: помогает укрепиться чувству уверенности в собственных силах и приближает, посредством рекомендательных писем в журналы, встречу есенинских стихов со своим читателем.

     Читатели петроградских журналов, в которых одно за другим стали появляться стихотворения С.А. Есенина, были буквально ошеломлены искренностью его поэзии. Порыв к людям, любовь к Родине, поэтизация простых человеческих чувств – эти настроения и мысли, прозвучавшие в есенинских стихах, покорили современников.

        

                                   3. Первая книга поэта

        Если крикнет Рать святая:

                                                                              «Кинь ты Русь, живи в раю!»

                                                                               Я скажу: «Не надо рая,

                                                                               Дайте родину мою».

                                                                                                       Сергей Есенин

     Свою первую книгу стихов, которая вышла в печать в 1916 году, С.А. Есенин назвал «Радуница». Так называется один из народных праздников. Он отмечается в начале весны. Радуница… Радость… Радуга… Подобная цепочка из слов невольно возникает в сознании. В «Радуницу» входишь как в крестьянскую избу, которая вырастает до размеров села, потом – страны, полевой Руси.

     Мир раннего Есенина…

     В хате: мать возится с ухватами, «в печке нитки попелиц»..

     На дворе: «квохчут куры беспокойные», «черёмуха машет рукавом»…

     Под окном: выпивают квасу калики, «балякают старухи»..

     У околицы: старый дед «чистит вытоптанный ток», девушка поит коней «из горстей в поводу», пляшут парни весело»…

     А там, в поле, в лугах, на просторе: «полыхают зори, курятся туманы», «никнут шёлковые травы», «зелень в цвету и росе», тянется обоз, скачет бешеная тройка…

     И весь этот живой мир – в половодье красок разных цветов и оттенков.  Вот они переливаются перед глазами: и синий платок на плечах крестьянки, и солнечный зайчик в рыжеватой бороде деда, и красный костёр на озере…

     Но Есенин знает, что его Русь не только «приволь зелёных лех», не только «скирды солнца в водах лонных» и «на лугах весёлый пляс», но это и «горевая полоса», «сенокос некошеный», забоченившиеся избы, край забытый, край-пустырь…

     Не одна радость – его сердцу знакома и «плакучая дума». Не один «ал наряд Руси он видит» и другое замечает его взгляд: «пригорюнились девушки-ели», « роща синим мраком кроет голытьбу», «чахнет старая церквушка»…В застывшем лесу -  тишина. «Ой, не весел ты, край мой родной…»

     Но и в печали мило поэту близкое и родное:

                         Чёрная, потом пропахшая выть!

                          Как мне тебя не ласкать, не любить?

     

      В народе говорят: «Куда сердце летит, туда око бежит». И видит такое око всё по-своему. Для Есенина плесень на брёвнах и та окроплена солнцем…

       Родное село, отчий  край поэту дороже всего на земле.

      Вспомним ныне широкоизвестные крылатые есенинские строфы, живописные образы:

                              Выткался на озере алый свет зари,

                              На бору со звонами плачут глухари.

                              Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

                              Только мне не плачется – на душе светло.

      Или:

                               Гой ты, Русь, моя родная,

                               Хаты – в ризах образа…

                               Не видать конца и края –

                               Только синь сосёт глаза.

       Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», откуда взята эта строфа, - заглавное в том ряду лирических признаний, которые автор адресовал Родине. Русь – то «существо поэта», которое придаёт всему его творчеству гармоническую цельность и особую мету. В страстной любви Есенина к Руси – поэтические истоки всех его образов. Русь для него – нравственное магнитное поле, силой притяжения которого жива его душа. Русь для Сергея Есенина – это извечная данность, которая есть и будет, это жизнь, жизнь его и земляков, не среда обитания, а само бытие.

     Вот что говорил Николай Асеев в 1956 году: «…Сколько написано стихов… на тему любви к родине, на тему о нашем патриотизме! А сколько запомнилось из них строф? И вот когда мне приходит в голову эта тема нашей поэзии, то я опять вспоминаю Блока, опять вспоминаю строчки Сергея Есенина: «Если крикнет рать святая…». Почему же выразительность этих строк живёт во мне четверть столетия, а множество строк на ту же тему выветрилось из памяти через четверть часа?»[10]

     Да , наверное,  потому, что выразительность строк Есенина рождена глубинным чувством родной земли.

     Тем самым чувством, которое переполняло сердце безвестного древнего летописца, восклицавшего: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими… холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, сёлами дивными…».

      Когда « появилась моя первая книга Радуница», - замечает С.А. Есенин в автобиографии, - о ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант».

      Высоко и проницательно отозвался  о «Радунице» тонкий ценитель и знаток русской поэзии профессор П.Н. Сакулин: «Для Есенина нет ничего дороже родины».[11]

        В издание «Радуницы» 1916 года вошли далеко не все стихи и поэмы, которые были к тому времени созданы С.А. Есениным. Здесь следует прежде всего назвать «маленькие поэмы» - «Марфа Посадница» и «Русь», которые поэт в дальнейшем включил во второе (1918г.) и третье (1921г.) издания «Радуницы».

         Если в «Марфе Посаднице» молодой поэт пытается выразить свободолюбивые чувства, обращаясь к героическому прошлому, то в стихотворении «Русь» он рассказывает о тяжёлых испытаниях, которые переживала Россия в настоящем.

      «…В начале 1915г., ещё перед отъездом в Петроград, - вспоминает поэт-суриковец С.Фомин, - Есенин является к товарищам, где был и я, с большим новым стихотворением под названием «Русь».

      В тесной накуренной комнате все притихли. Зазвенел голос белокурого Серёжи…

      Читал Серёжа с душой и с детски чистым и непосредственным проникновением в те события, какие надвигались на любимую им мужичью, в берестяных лапотках, Русь… Этим стихотворением он и приобретает себе известность и имя».

      Война была для крестьянской Руси непоправимым бедствием. Народу не нужна война, ибо и без неё много горя, - вот главная мысль есенинской «Руси».

      Суров, печален и правдив рассказ поэта о родине в годину военных невзгод:

                                 Потонула деревня в ухабинах,

                                 Заслонили избёнки леса.

                                 Только видно на кочках и впадинах,

                                 Как синеют кругом небеса.

      И поэту дорога и близка эта Русь. Ему хочется верить, что беда , может быть, обойдёт отчий край стороной. А чёрные тучи уже застилают горизонт… Война!

                                 Понакаркали чёрные вороны:

                                 Грозным бедам широкий простор.

                                 Крутит вихорь леса во все стороны,

                                 Машет саваном пена с озёр.

                                 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                                 Повестили под окнами сотские

                                 Ополченцам идти на войну.

                                 Загыгыкали бабы слободские,

                                 Плач прорезал кругом тишину.

      Такие строки могут родиться только в сердце художника, для которого война – непоправимое человеческое горе. Вот откуда лирический накал этих строк.

       Одна за другой развёртываются в «Руси» грустные картины деревенской жизни во время войны. Опустели сёла. Осиротели избы.

       Всей душой, всем сердцем поэт с народом – и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя и печали.

                                  Я люблю эти хижины хилые

                                  С поджиданьем седых матерей.

        . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

                                 Ой ты, Русь, - моя родина кроткая,

                                  Лишь к тебе я любовь берегу.

        Стихотворение «Русь» - знаменательная веха во всём дооктябрьском творчестве С.А.Есенина. Трудно назвать иное стихотворение поэта до 1917года, где бы с такой определённой социальной направленностью, так художественно полнокровно раскрывалось поэтом чувство любви к родине.  «Русь» стала как бы своеобразным художественным кредо молодого поэта. В ней зазвучали, слились в единую поэтическую симфонию о родине и задушевные мелодии таких чудесных есенинских этюдов о родной стороне, как «С добрым утром!», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Еду. Тихо. Слышны звоны…», и звонкие, задорные ритмы таких стихотворений, как «Гой ты, Русь, моя родная…», «По селу тропинкой кривенькой…», и наполненные грустью – «Топи да болота»…, «Тяжело и прискорбно мне видеть…».  И едва ли не всего слышнее в этой симфонии тревожные, невесёлые думы о тяжёлой крестьянской доле, полной вздохов и слёз, характерных для таких стихотворений, как «Чёрная, потом пропахшая выть!..», «Узоры», «Молитва матери». Ни в одном из других  произведений той поры Есенин не был столь близок реалистическому показу действительности. Образ Родины в «Руси» не затмит ни религиозная символика, ни церковная лексика. В «Руси» слышен свой поэтический голос, своя песнь о родине.

      Стихотворение «Русь», как и ряд других, давало Есенину полное право сказать: «…поэт может писать только о том, с чем он органически связан».

       С.А. Есенин был кровно связан с жизнью народа и с Родиной.

           

II. «Полевая Россия» и «стальная Русь» в творчестве поэта

                                           О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь!

                                 Сергей Есенин

В 1917году в есенинскую поэзию врывается вихрь революционной бури, открывая в ней новую страницу. Поэт прощается с «прекрасной, но нездешней, неразгаданной землёй» и приветствует новую Русь – «буйственную», «отчалившую», «воспрянувшую». Есенину дорога и близка именно эта обновлённая, грозная Русь:

                                        Тучи – как озёра,

                                        Месяц – рыжий гусь.

                                        Пляшет перед взором

                                        Буйственная Русь.

Такой теперь предстаёт перед взором поэта Русская земля, вчера ещё печальный «покойный уголок», «родина кроткая», «сторона ковыльной пущи». Весь мир для него окрашен в светлые, радужные тона. Русский пахарь, русский крестьянин, ещё совсем недавно такой земной и мирный, превращается в отважного, гордого духом богатыря – великана  Отчаря, который держит на своих плечах «нецелованный мир».

     «Отчарь» - один из первых поэтических откликов Есенина на события Февральской революции 1917 года. Это стихотворение было написано поэтом летом 1917 года во время пребывания в  родном селе. В этом произведении, так же как в написанных несколько ранее, в Петрограде, «Певущем зове» и «Октоихе», тема обновления страны раскрывается в образах, носящих чаще всего глобальный, космический характер.

                                    О Русь, о степь и ветры,

                                    И ты, мой отчий дом!

                                    На золотой повети

                                    Гнездится вешний гром.

      Изменения в стране порождают совершенно иной социальный настрой в лирических стихотворениях С.А. Есенина. Он радостно приветствует приход нового дня свободы. Это своё душевное состояние он с огромной поэтической силой выражает в прекрасном стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». С обновлением России  Есенин связывает теперь и свою дальнейшую поэтическую судьбу:

                                      Разбуди меня завтра рано,

                                      Засвети в нашей горнице свет.

                                      Говорят, что я скоро стану

                                      Знаменитый русский поэт.

     Ощущение того, что теперь и он – сын крестьянской Руси – призван стать выразителем дум, чаяний и стремлений народа, с огромным пафосом передаёт Есенин в стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» - своеобразном поэтическом манифесте. В этом произведении поэт выдвигает благородную идею: показать во всей красоте и мощи новую Русь.

                                         С иными временами

         Встаёт иная степь.

      Всё больше Есенина захватывает «вихревое»  начало, масштабный размах событий. Одну за другой он создаёт поэмы: «Преображение» (1917год), «Инония» (1918 год), «Иорданская голубица» (1918 год).

     Главное, о чём теперь мечтает , к чему призывает новый «пророк Есенин Сергей», - это преображение лика земли:

                                          И вспашу я чёрные щёки

                                          Нив твоих новой сохой;

          Золотой пролетит сорокой

                                          Урожай над твоей страной.

     Поэт отбрасывает прочь мотивы смирения и покорности некоторых своих ранних стихов, ибо «иное постиг учение». Он полон жизненных сил, уверенности в себе и «сегодня рукой упругою готов повернуть весь мир».

                                      … Ныне на пики звёздные

                                           Вздыбливаю тебя, земля!

     Высокая патетика, пророческий пафос, метафоричность образов – всё это были новые черты художественного стиля поэта.

      Так, в поэме «Иорданская голубица», как кульминация, звучат строфы:

                                            Небо – как колокол,

                                            Месяц – язык,

                                            Мать моя – родина,

                                            Я большевик.

     Эти строки не следует понимать буквально (известно, что Есенин не был в партии). Вместе с тем  - это не простая звонкая фраза. Это свидетельство напряжённых идейно - художественных исканий и противоречий во взглядах поэта.  

     Столкновение двух миров и судьба родины в эту тревожную эпоху – вот стержневая мысль, волнующая  Есенина в стихотворении «Небесный барабанщик», написанном в 1918 году. В этом произведении звучит жизнеутверждающий романтический пафос, и гиперболические образы, и ораторски - маршевый ритм:

                                          Ратью смуглой , ратью дружной

                                          Мы идём сплотить весь мир.

                                          Мы идём, и пылью вьюжной

                                          Тает облако горилл.

      Октябрьские события озарили есенинскую поэзию новым светом. «Не будь революции, - подчёркивал Есенин, - я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике». И хотя после своих первых революционных стихов и поэм многое пришлось пережить и переосмыслить Есенину, -  нам в его творчестве первых лет революции всегда будет дорого стремление рассказать, как на смену «полевой Руси» идёт «иная степь».

       Не сразу смог С.А. Есенин осмыслить глубоко, сознательно всё значение исторических и социальных перемен в жизни русского народа, в жизни горячо им любимой родины.

     «Мне очень грустно сейчас, - пишет С.А. Есенин в 1920 году, - что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал…»

                                         Россия! Сердцу милый край!

                                         Душа сжимается от боли.

       Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле, ещё недавно столь вдохновенно воспетые им в «Инонии».

       Это своё мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Творческая история её примечательна. Поэма была написана поэтом во время его поездки на юг России в августе 1920 года, написана очень быстро, буквально «с ходу». Один из современников поэта вспоминает: «…в перегоне от «Минеральных  до Баку» Есениным написана лучшая из его поэм – «Сорокоуст». Жеребёнок, пустившийся в тягу с нашим поездом, запечатлён в образе, полном значимости и лирики, глубоко волнующей».[12]

       Глубокий внутренний смысл имеет в «Сорокоусте» рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребёнка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульминационного звучания:

                                          Видели ли вы,

                                          Как бежит по степям,

                                          В туманах озёрных кроясь,

                                          Железной ноздрёй храпя,

                                          На лапах чугунный поезд?

                                          А за ним  

                                          По большой траве,

                                          Как на празднике отчаянных гонок,

                                          Тонкие ноги закидывая к голове,

                                          Скачет красногривый жеребёнок?

                                           Милый, милый, смешной дуралей,

                                           Ну куда он, куда он гонится?

                                           Неужель он не знает, что живых коней

                                           Победила стальная конница?

       Чьё сердце и душу не затронет  романтически-прекрасный образ красногривого жеребёнка, такого беззащитного перед железной силой века! Могут ли эти строки, наполненные великой любовью к родине, ко всему живому на земле, оставить кого-нибудь равнодушными? Конечно, нет!

        В этих волнующих душу стихах с нарастающей эмоциональной силой тревожно звучат раздумья поэта о сохранении в «машинный век» живой красоты неповторимой русской природы.

         В одном из писем, относящихся к осени 1920 года, С.А. Есенин рассказывает: «…Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…»

          На глазах поэта умирала старая, патриархальная Русь. Судьба её решена. Она стала Русью Советской. Что ждёт Россию в будущем? Тревожны раздумья  автора.

         До конца понять правомерность и перспективность социального переустройства страны помогает поездка с женой, известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, по странам Европы и Соединённым Штатам Америки (1922 – 1923г). Подлинный патриот, Есенин не может без боли видеть неопровержимые свидетельства технической отсталости России. В то же время он остро почувствовал убогость духовной жизни Запада, всепоглощающую власть денег. В сердце рождается гордость за грандиозность происходящих  на Родине событий. В настроениях поэта происходит перелом, появляется устойчивое желание открывать как бы заново собственную страну:

                            Издатель славный! В этой книге

                            Я новым чувствам предаюсь,

                            Учусь постигнуть в каждом миге

                             Коммуной вздыбленную Русь.

           Почти полтора года пробыл С.А. Есенин  за границей. Вдали от родины он мало писал, огромна была его тоска по России.

                              Ах, и я эти страны знаю –

                              Сам немалый прошёл там путь.

                              Только ближе к родному краю

                              Мне б хотелось теперь повернуть.

          Осенью 1923 года Есенин возвращается на родную землю. «Только в России дышишь по-настоящему», - говорил он. Поэт всё больше пытается понять и осмыслить всё, что происходит в эти годы в России.  Расширяются горизонты, масштабы его поэзии. Поэт всё более ясно понимает, что нет единой Руси крестьянской, что в деревне, как повсюду, явственно обозначились Русь Советская и Русь уходящая. Каждый раз , бывая в родном селе Константиново, Есенин явственно ощущает это. И всё , что видит поэт, что чувствует, о чём беседует с односельчанами, с родными и близкими, - всё это находит  художественное преломление в его стихах.

           Тема двух Россий – уходящей и советской, - уже ясно обозначенная С.А. Есениным в «Возвращении на родину», получает своё дальнейшее развитие в его «маленьких поэмах», названия которых – «Русь Советская» и «Русь уходящая» - полны глубокого внутреннего смысла. Эти «маленькие поэмы» воспринимаются как эпические произведения большого общественно-социального накала и вместе с тем как исповедальный рассказ поэта о самом дорогом и близком, волнующем его.

           Уходящая Русь для поэта – это и его дед, и мать, А Русь Советская – это его сёстры-комсомолки.  Их личные судьбы неотделимы от событий, происходящих в родном селе, и поэт подмечает это:

                             

                              Чем мать и дед грустней и безнадёжней,

                              Тем веселей сестры смеется рот.

           Много сложного и противоречивого в жизни родной деревни открывается перед взором поэта. Буквально на каждом шагу новое сталкивается со старым. Не просто во всём этом разобраться, а главное, рассказать правдиво в стихах, сложить новые песни, в которых бы по- иному зазвучал голос народа, его душа:

        И песни новые

                                 По-старому поём,

                                 Как нас учили бабушки и деды.

     В «маленьких поэмах»  с обнажённостью души и сердца выражено критическое отношение С.А. Есенина к себе, своим стихам, своей жизни в годы революции:

                                 Я тем завидую,

                                 Кто жизнь провёл в бою,

                                 Кто защищал великую идею.

     Вместе с тем совесть поэта чиста, ибо и он был сопричастен великим событиям на его родине:

                                  Но всё ж я счастлив.

                                  В сонме бурь

                                  Неповторимые я вынес впечатленья.

В «Руси Советской», «Руси уходящей», «Возвращении на родину» за каждым эпизодом и событием, о которых говорит нам автор, встаёт в «кипении жизни» вся страна. Чувства и мысли поэта в «маленьких поэмах» предельно искренни и правдивы. Вместе с тем они сложны и противоречивы, как сама действительность, окружающая поэта:

                               Ну что ж!

                               Прости, родной приют.

                               Чем сослужил тебе – и тем уж  я доволен.

                                Пускай меня сегодня не поют –

                                Я пел тогда, когда был край мой болен.

                                Приемлю всё.

                                Как есть всё принимаю.

                                Готов идти по выбитым следам,

                                Отдам всю душу октябрю и маю,

                                Но только лиры милой не отдам.

                                 ……………………………………………

                                 Цветите, юные! И здоровейте телом!

                                 У вас иная жизнь, у вас другой напев,

                                 А я пойду один к неведомым пределам,

                                 Душой бунтующей навеки присмирев.

                                 Но и тогда,

                                 Когда по всей планете

                                 Пройдёт вражда племён ,

                                 Исчезнет ложь и грусть,-

                               Я буду воспевать всем существом в поэте

                               Шестую часть земли

                               С названьем кратким «Русь».

 

         Так за внешне обыкновенным, традиционным сюжетом возвращения героя в родное село после странствий по миру в «маленьких поэмах» С.А. Есенина новаторски раскрывается тема Родины. Многогранный, ёмкий образ России в них исторически конкретен и наполнен большим и глубоким содержанием. Здесь и критический взгляд в прошлое Руси, и вера в силы Руси настоящей, в её завтра, в её будущее. Даже в «Руси уходящей» строки, устремлённые в будущее, становятся своеобразным рефреном:

                                 Друзья! Друзья!

                                 Какой раскол в стране,

                                 Какая грусть в кипении весёлом!

                                 Знать, оттого так хочется и мне,

                                 Задрав штаны,

                                 Бежать за комсомолом.  

          Как глубоко и самозабвенно надо было любить родину, чтобы сказать так мужественно о себе и о России:

                                   Полевая Россия! Довольно

                                   Волочиться с сохой по полям!

                                   Нищету твою видеть больно

                                   И берёзам, и тополям.

                                   Я не знаю, что будет со мною…

                                   Может, в новую жизнь не гожусь,

                                   Но и всё же хочу я стальною

                                   Видеть бедную, нищую Русь

       Всем сердцем С.А. Есенин принимает и готов воспеть красоту рождающейся «стальной » Руси, ибо за ней – будущее. Вместе с тем поэт остаётся верен до конца жизни  в своих стихах «рязанским раздольям», красоте родной земли. Ибо человек и природа, человек и родина – вечные темы поэзии.

       В двадцатые годы Есенин почувствовал это одним из первых наших поэтов, и не только почувствовал, но сумел передать потомкам в своих стихотворениях красоту родной природы, красоту души русского человека, красоту русского слова, русской песни, и вместе с тем сумел смело заглянуть

в будущее «стальной  Руси».    

                                                                   

           

                 

                                 

           

 III. Средства художественной выразительности, используемые для воплощения образа Родины в стихотворениях разных лет (1916 – 1925 г.г.)                                  

 

                                                                              Это всё, что зовём мы родиной…

                 Сергей Есенин

 Россия, Русь, родина, родимый край, родная сторона и страна, отчий дом – самые дорогие для Есенина слова, которые встречаются чуть ли не в каждом его произведении, начиная с ранних «Гой ты, Русь моя родная» и «Край ты мой заброшенный» и заканчивая поэмой «Анна Снегина».

      Есенинская Русь – «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», это «край дождей и непогоды» и «край разливов грозных и тихих вешних сил». Всю свою жизнь он думал и писал о родине, и вся его поэзия стала признанием любви к Руси, щемящей и нежной песней о ней.

     Данная глава представляет собой попытку проанализировать ряд стихотворений разных лет С.А. Есенина, в которых предстает образ Родины и в которых проявляется поэтическое мастерство поэта. Автор данной работы стремиться показать , что отношение С.А. Есенина к Родине менялось в связи с происходящими событиями, а вот любовь к «стране берёзового ситца» оставалась неизменной.

      Трудно понять и объяснить, почему и за что любишь родину: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу». Есенин «болен» своей любовью к « родине кроткой». Слово «болен» взято из стихотворения «Запели тёсаные дроги…», которое было написано в 1916 году.

       Тема этого стихотворения – раздумья поэта о двойственности образа России.  Есенинское произведение написано четырёхстопным ямбом. В нём развивается мотив вечной дороги, к которой снова и снова ( «Опять часовни на дороге…», «Опять я тёплой грустью болен…») возвращается мысль лирического героя.

         Образ России  в этом стихотворении конкретизирован: среди «равнин и кустов» «бегут» «тёсаные дроги», мимо которых мелькают часовни, колокольни, овсяные поля, ковыльные степи.

          Особенностью мироощущения есенинского лирического героя является всепоглощающая любовь к каждой из примет русской природы. «Тёплая грусть», «радость и боль», «холодная скорбь» и молитва – составляющие чувства родины, заполняющего внутренний мир лирического героя. Образ «Руси» пронизан его субъективным – любовным, и оттого необычайно внимательным и даже ревнивым  - отношением. Он не может скрыть своей любви, «невольно» признаваясь:

                                      Люблю до радости и боли

                                      Твою озёрную тоску.

                                     ……………………………….

                                      Но не любить тебя, не верить –

                                      Я научиться не могу.

                                       И не отдам я эти цепи,

                                       И не расстанусь с долгим сном…

     В такой любви растворяется представление о противоречивости, двойственности образа России. Антитеза снимается, «родные степи» вместили в себя и прошлое («поминальные кресты», «долгий сон»), и каждое мгновение настоящего вплоть до дуновения «овсяного ветерка», и веру в будущее. В них вся жизнь лирического героя, в душе которого каждая из черт его земли открывает новый оттенок чувства – от «скорби» до восхищения её красотой:

                                          О Русь – малиновое поле

                                           И синь, упавшая в реку…,

       От «тёплой грусти» до «молитвословия». Содержательные, эмоциональные, цветовые антитезы приобретают новое значение, обрисовывая полюса такого масштабного и живого понятия, как «Русь».

       В 1920 году Есениным было написано стихотворение «Я последний поэт деревни…». Лирический герой этого произведения, называя себя «последним поэтом деревни», вглядывается в окружающее и сознаёт, что его мир уходит безвозвратно, разрушается. Его связь со старым деревенским бытом, русской природой оказалась неразрывной. Вслед за гибелью прошлого Руси он предчувствует свой «двенадцатый час».

        Приметы сельского пейзажа («дощатый мост», берёзы, поле, «злак овсяный») называются поэтом с «прощальной» грустью. Они ждут «железного гостя», готовясь перейти в «чужие »  руки. Как и они, «поэт», чутко внимающий их «скромной» красоте, «обедне» берёз, жалобе «колосьев», сгорает на  «ветру» времени. К нему оно так же беспощадно, «пляс» времени – «панихидный». Помимо данного оксюморона, в создании образа времени использована антитеза «обедня» - «пляс», передающая резкий слом в мироощущении лирического героя Есенина: от «молитвословия» родине к осознанию того, что для него неприемлема её новая «дорога».  Его «песни» обращены к прошлому («Этим песням при вас не жить!»), так как именно с прошлым ассоциируются вечные ценности, с чем связан и выбор лирического героя.

        Прежде всего это творчество, одухотворённое красотой «голубого» (постоянный эпитет в лирике Есенина) края. Это гармония мира, в котором слиты земля и небо, человек и природа.

         Само стихотворение, благодаря разнообразию тропов ( помимо оксюморона и антитезы, это олицетворение «железный гость» - не только трактор, но и в целом будущее, а также множество развёрнутых метафор), напевности, воспринимается как одна из «песен», чьи «живые» мелодии вливаются в музыку мироздания.

           Предчувствие, что «скоро, скоро» новое время погасит «золотистое пламя» жизни, касается не только «поэта», но «деревни», красоты и поэзии «голубого поля». Панихида совершается по прежней России в преддверии перемен, способных полностью переменить лицо родной земли.

      В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…», которое было  создано в 1925 году, родина для лирического героя «дорогая», вливающая «в грудь…теплынь», «таинственная», «золотая», «любимая». Вспоминая вопрос некрасовской поэмы , он не скрывает, что здесь «у всех… участь» одна – жить не только «радуясь», но и «свирепствуя и мучась», «под окрик  журавлиный» и «плач» верб. «Новый свет», пролитый временем, не затмил для поэта «золото» «бревенчатой избы». «Новь» воспринимается им как «сильный враг», наступающий на его мир («мои поляны и луга»), пытающейся вытеснить и его самого из жизни и истории Руси («новью той теснимый»):

                               По ночам, прижавшись к изголовью,

                               Вижу я, как сильного врага,

                               Как чужая юность брызжет новью

                               На мои поляны и луга…

      Но ни в то время, когда задавался некрасовский вопрос, ни теперь, - «никто… // Не разлюбит отчие поля». Вопрос «Хорошо живётся на Руси?» оказывается риторическим. Для лирического героя с «родиной любимой» связана не только «теплынь» жизни, но и возможность, «любя», принимая всё» - горечь и муку жизни («свинцовой свежести полынь»), «плач» природы, «теснимый» «новью», «спокойно» встретить свою смерть, неотделимую от конца его мира:

                                   Но и всё же, новью той теснимый,

                                   Я могу прочувственно пропеть:

                                   Дайте мне на родине любимой,

                                   Всё любя, спокойно умереть!

      Основным художественным средством, передающим специфику переживаний лирического героя, является антитеза ( родина – «чужая юность», «теплынь» дома, «золотой… избы» - «новый свет», в котором видится «сильный враг» творчество «поэта» - «брызжущая» новь, заглушающая его голос, жизнь – смерть). Антитеза снимается благодаря способности поэта ощутить себя в ряду поколений крестьянской Руси( «Знать, у всех у нас такая участь…»). Как и «всякий « здесь, он настолько остро чувствует своё родство с ней (ковыль, равнина, вербы, тополя, журавли, поля, поляны и луга – всё это детали, рисующие конкретный русский пейзаж), что называет её «своей», «всё равно» сохраняет ей верность и в жизни , и в смерти:

                                     И теперь, когда вот новым светом

                                     И моей коснулась жизнь судьбы,

                                     Всё равно остался я поэтом

                                     Золотой бревенчатой избы…

     Стихотворение, датированное 1925 годом, «Неуютная жидкая лунность…» построено на той же антитезе «старое» - «новое», «Полевая Россия» - «стальная» Русь. В обрисовке деревенского пейзажа использованы характерные для есенинской лирики детали: луна, равнины, вербы, «тележная песня колёс», «яблонь весенняя вьюга», поля, берёзы, тополя. Но теперь в них лирический герой видит не красоту и поэтичность, а неуютность, «бедность», «нищету».

     «Лунность» оказывается «неуютной жидкой», свет луны «чахоточным». «Бесконечные равнины» навевают тоску. Вербы выглядят «усохшими». «Песне тележных колёс» герой готов предпочесть «моторный лай», не соглашаясь возвращаться к ней «ни за что». «Равнодушен» он стал и к дому, разглядев в нём «лачугу».  Он готов отказаться от своего будущего ради того, чтобы на смену бедности «родной стороны», пусть через «бури и грозы», пришло «каменное и стальное»:

                                     Я не знаю, что будет со мною…

                                     Может, в новую жизнь не гожусь,

                                     Но и всё же хочу я стальною

                                     Видеть бедную, нищую Русь…

    «Будущая мощь» России возвышается им в противовесе прежней нищете, которую, «любя, проклинал не один» он. Лирический герой есенинского стихотворения, принимая жизнь во всей её прозаической неприглядности, жестокости, беспощадности к человеку, рискующему потеряться «В сонме вьюг, в сонме бурь и грёз», испытывает просветление. Для него последней мыслью, надеждой, любовью остаётся «родная сторона», ради блага которой он готов на самоотречение, на отказ от вдохновлявшей его «песни»:

                                      И, внимая моторному лаю

                                      В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

                                      Ни за что я теперь не желаю

                                      Слушать песню тележных колёс.

     Несмотря на то, что лирический герой неоднократно прямо говорит, что ему «теперь по душе иное», она, эта «песня», невольно звучит в ритмике стихотворения. Напевность этому стихотворению придаёт обилие аллитераций. Они использованы в большинстве рифмующихся слов («лунность» - «юность», «равнин» - «один», «иное» - «стальное»).

      Песенная стилистика  стихотворения не согласуется с его содержательной стороной, что выявляет противоречивость переживаний лирического героя, оказавшегося на переломе эпох.  В своей душе он пытается соединить любовь и ненависть («любя, проклинал»), прошлое и будущее («… что видел я в резвую юность…» - «…не знаю, что будет со мною…»), сомнение и веру, преданность вечным ценностям и стремление к обновлению. Его выбор, провозглашённый и обоснованный в стихотворении как естественный исход истории России («Нищету твою видеть больно // И берёзам,  и тополям»), сопряжён с непосильным духовным напряжением.

     Поэта гложет тревожная дума, сможет ли он петь по-новому. А если нет? Что тогда? И вся сложная гамма чувств проникнута любовью к Родине, которая всегда томила, жгла и мучила чистую душу поэта:

                                       

                                        Я люблю родину.

                                        Я очень люблю родину!

        Я всё такой же,

                                        Сердцем я всё такой же.

                                        Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

                                        Стеля стихов злачёные рогожи,

                                        Мне хочется вам нежное сказать.

                                        Спокойной ночи!

                                        Всем вам спокойной ночи!

      Эти есенинские стихи, как и вся его поэзия, по-настоящему гуманистичны. Они наполнены «грустной радостью» бытия даже тогда, когда поэту кажется, что все светлые мечты и надежды -  в прошлом.

      Пусть ему выпала трудная доля, но он желает всем живущим добра и радости: «Каждый труд благослови, удача!..»

     «Тянусь к людям», «люблю людей» - слова , которые могут служить эпиграфом к лирике Есенина. В них заключено , быть может, то главное, что делает поэзию  близкой и дорогой народу.

       

     

 

                                               

                                               Заключение

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве С.А. Есенина эта тема обретает особое звучание. Образ Родины складывался у поэта на протяжении всего творческого пути, осмысливался под воздействием действительности и на основе  постижения тех преобразований, которые изменяли облик России.

     Есенин настойчиво стремился «…постигнуть в каждом миге…Русь». Отсюда – динамический образ отчизны, центральный в творчестве С.А. Есенина.

     В ранних стихах  образ родины раскрывался преимущественно в пейзажной лирике. Серьёзным испытанием для поэта явилась первая мировая война, в период которой возникает образ страдающей родины («Русь»).

     Будучи одним из первых  поэтов, стремившихся воспеть облик новой родины , С. Есенин изображает его в сопоставлении нового со старым («Русь уходящая» и «Русь Советская»).

     В осмыслении образа родины видна  эволюция художественно-эстетических взглядов С.А. Есенина: поэт в самой действительности видел прекрасное, которое воспевал в своих произведениях.

     Многогранное осмысление образа родины даётся с помощью различных художественно-выразительных средств, в частности, сменяющиеся эпитеты ярко характеризуют её на различных этапах развития (забытый край, родина кроткая, горевая сторона, буйственная Русь, златая Русь).

     Давно замечено, что каждый художник должен быть ищущим: если он всё нашёл и всё знает, он на других не действует.

 В лирике С.А. Есенина мы видим поиск своего места в жизни душой нежной и чистой, но обременённой грузом прошлого. Художник сам пытается решать сложные жизненные вопросы, к истине он идёт своей дорогой , поиск этот вёлся «в сплошном дыму, в разворочённом бурей быте», на земле, «объятой вьюгой и пожаром».

     Когда шла работа по сбору материалов для создания данного проекта, я прочитала книгу Е.Гуслярова и О. Карпухина «Есенин в жизни». И слова авторов поразили меня своей искренностью, можно сказать, жёсткой правдой: « После поездки по свету у  Есенина осталась одна любовь – к России. И не любовь это была уже, а болезнь – безысходная и неизлечимая. И всё, что касалось России, теперь входило в его сознание и душу отравой и новой мукой. Он видел, что с Россией происходит не то. Первоначальные восторги исчезли, и он увидел, что Россию в нечистой игре выиграли шулера и проходимцы. Стала она на веки вечные страной негодяев. И ничего уже не поправить. Оставалось только кричать… То, что он кричал, было чудовищным, не всегда осмысленным и подготовленным. Это был крик и гнев внезапно ударенного по лицу. Цена такому крику по тем временам – пуля.

     Он чуял гибель России. И вёл себя так, как должен бы вести себя последний  в этом мире русский. Возможно, и был он этим последним, поскольку один ясно ощущал те великие, непоправимые утраты, о которых мы стали подозревать только теперь…».

     Сегодня нам нельзя без поэзии  Есенина. Он  глубоко нравственно, по-народному мудро почувствовал и выразил  любовь к своей многострадальной Родине.

     Своими  стихотворениями он будит нашу совесть, побуждая каждого из нас к действу в защиту живой красоты природы и родины.

         

     

        

                                 Список используемой литературы

  1. Асеев Н. Зачем и кому нужна поэзия. М.: Сов. Писатель, 1961. – с. 300-301.
  2. Баранов В.С. Сергей Есенин. Биографическая хроника в воспоминаниях, фотографиях, письмах. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.
  3. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэт. Мастерство С. Есенина. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. – М., 1956. – Т.9. – с. 534.
  5. Блок А.А. Собр. соч. в 8 т. М.: 1963. Т.7.
  6. Воронский А.К. Искусство видеть мир. М.: Сов. Писатель, 1987. с. 163 – 199.
  7. Гусляров Е.Н., Карпухин О.И. Есенин в жизни. – Калининград: «Янтарный сказ», 2003.
  8. Есенин С.А. Собр. соч.: В 3 т. – М.: Издательство «Правда»., 1070.
  9. Ильин В.Н. Есенин – русский Лель / Предисл., публ. и подгот. Текста Н.И. Шубниковой – Гусевой // Лепта. – 1995. - №27. – с. 224.
  10. Кошечкин С.П. Весенней гулкой ранью…: Этюды-раздумья о Сергее Есенине. – М.: Дет. Лит., 1984.
  11. Мариенгоф А. О Сергее Есенине. – М., 1926. – с. 49-50. – ( Б-ка «Огонёк»)
  12. Прокушев Ю.Л. Дума о России: Избранное. – М.: Сов. Россия, 1988.
  13. Розанов И.Н. Воспоминания о Сергее Есенине // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1986. – Т.1. – с. 440.
  14. Саккулин П. народный златоцвет // Вестник Европы. – 1916. - № 5. – с. 205.
  15. Степун Ф.А. Литературные заметки ( «Тонкий и чуткий г-н Воронский») // Современные записки. – 1925. - № 26.- с. 326.
  16. Фомин С. Из воспоминаний // Памяти Есенина. – м., 1926. – с. 130-131.
  17. Цветаева М.И. Поэт и время // Цветаева М.И. Об искусстве. – М., 1991 – с. 57 – 58.


[1] Цит. по: Розанов И.Н. Воспоминания о Сергее Есенине //

С.А Есенин в воспоминаниях современников : В 2 т.- М.,1986.-  Т.1. – с.440.

[2] Ильин В.Н. Есенин - русский Лель / Предисл., публ. и подгов. Текста Н.И.Шубниковой – Гусевой // Лепта.-1995. - №27. - с.224.

[3] Степун Ф.А. Литертурные заметки

( «Тонкий и чуткий г-н Воронский» ) // Современные записки. – 1925. – №26. – с.326.

[4] Цветаева М.И. Поэт время // Цветаева М.И. об искусстве - М., 1991. – с.57-58.

[5] Все произведения и письма С.Есенина цит. по изд.: Есенин С. Собр. соч.: в 3 т. – М.: Издательство «Правда.»,1970

[6] Белинский В.Г. Полн. Собр. соч. – М., 1956. – Т 9. – с.534.

[7] Сакулин П. Народный златоцвет // Вестник Европы. – 1916. - №5. – с.205.

[8] Воронский А.К. Искусство видеть мир. М.: Сов. писатель., 1987. с.163-199.

[9] Блок А.А. Собр. соч. В 8 т. М.:1963. Т.7.

[10] Асеев Н. Зачем и кому нужна поэзия. М.: Сов. писатель, 1961. – с.300-501.

[11] См. стр.7

[12] Мариенгоф А. О Сергее Есенине.- М., 1926. – с.49-50. – ( Б-ка «Огонек» )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы "Образ Родины в лирике С.Есенина" предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела "Русская литература ХХ века" по программе В.Я. Коровиной....

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Конспект урока "Образ Родины в лирике С. Есенина"

Конспект урока литературы на тему "Образ Родны в лирике Сергея Есенина" создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг...

Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить ...

Единство образа и разнообразие средств его воплощения в разных видах искусства

Урок проводится в рамках темы четверти "Можем ли мы услышать живопись?" Дети знакомятся с картиной И.И.Шишкина "На севере диком": определяют образно-эмоциональный строй, средства выразительности, с по...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....