Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства любви к Родине, к родной природе, гордости за свою землю.

Основная задача урока - познакомить ребят с творчеством поэта, сформировать коммуникативную и информационную компетенцию, сформировать навыки литературного анализа художественного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А.Есенина

Цель урока: развитие этических качеств учащихся: чувства любви к Родине, к родной природе, гордости за свою землю.

Задачи урока:

  1. Знакомство с творчеством поэта;
  2. Формирование и развитие коммуникативной и информационной компетенции учащихся;
  3. Развитие навыков выразительного, внимательного и вдумчивого чтения художественного произведения;
  4. Формирование навыков литературного анализа художественного текста.

Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, к родной природе.

Проблемный вопрос: Как поэт выражает свою любовь к  родному краю, родной природе в художественном произведении?

Варианты решения:

  1. Природа «живая»: имеет душу, своеобразный язык.
  2. С.А. Есенин словесно рисует незабываемые картины родного края.
  3. Поэт использует художественные средства (эпитеты, олицетворения).
  4. Стихи С.А. Есенина  создают незабываемый эмоциональный настрой.

Оптимальный вариант: С.А. Есенин любил родной край, свою родину – Россию. Он создал незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства (Эпитеты, олицетворения).

Тезис:

«…природа

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней  есть язык».

Ф.И. Тютчев

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте, уважаемые пятиклассники! Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворениями талантливого, всеми любимого русского поэта С.А. Есенина. Давайте мысленно перенесемся  в березовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом воздухе едва уловим аромат полевых цветов…(тихим голосом, слайд с музыкой и картинами  русской природы).

Беседа по вопросам

-Какие чувства  вы испытывали, слушая музыку?  Какие картины вы видели?

Объяснение нового материала

-Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью, творчеством С.А. Есенина. Узнаем о том, где он родился, как учился любить свою родину.

На экране портрет писателя, фотографии, отчего дома Сергея Есенина, фотографии его родных, односельчан.

-Всю свою жизнь поэт испытывал любовь к «родным березкам», воспевал рассветы и закаты, увиденные мальчишкой на Рязанщине. Учащиеся зачитывают стихотворения известного русского поэта, рисующие картины родной природы.

Беседа по вопросам

-Какие особенности прочтения стихотворений о природе вы заметили?

-Какой общей темой можно объединить эти стихи?

-Какой видит природу С.А. Есенин?

Работа в группах

В предложенных отрывках предлагается найти слова, при помощи которых поэт прямо выражает свои чувства к родной природе.

-Какими качествами наделяет природу автор?

Учащиеся находят эпитеты, сравнения, называют их, но уже имеющихся знаний недостаточно. Пятиклассники обращают внимание на то, что природа в стихах С.А.Есенина оживает, сочувствует лирическому герою. Учащиеся затрудняются в определении этой художественной особенности стихотворений С.А. Есенина.

Один из учащихся знакомит одноклассников с новым термином – «олицетворение (учащиеся делают записи в своих тетрадях для работ по литературе).

Русский поэт Ф.И. Тютчев в своем стихотворении так написал:

«…природа

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней  есть язык».

Как вы понимаете эти слова? Какие слова являются ключевыми?

Детям предлагается найти примеры олицетворений в разных стихотворениях С.А. Есенина, познакомить с ними своих одноклассников. К сожалению, в нашей школьной библиотеке сборники стихотворений С.А. Есенина черно-белые. Очень жаль. А давайте творчески подойдем к этой проблеме: предложим издательствам свою помощь в оформлении этих книг.

Работа в группах

Одна из групп получает задание подобрать иллюстрации к предложенным стихотворениям, обосновать свой выбор. Вторая группа создает обложку к сборнику стихов С.А. Есенина. Третья группа выписывает пословицы, поговорки о Родине, о любви к ней.

(группы создаются с учетом личностных особенностей учащихся, т.е. личностно-ориентированного подхода).

Выступление творческих групп

Беседа по вопросам

-Как вы можете выразить любовь к Родине, родной природе?

Учащиеся высказывают свои варианты. Например, сочинить стихотворение, написать сочинение о любви к отчему краю, нарисовать любимый уголок родной природы и др.

-А как Сергей Александрович выражает свою любовь к Отчизне? (поэт словесно рисует незабываемые картины родного края, используя при этом художественные средства: эпитеты, олицетворения).

-Природа в его стихах оживает, имеет душу, разговаривает своеобразным языком. Произведения С.А. Есенина создают незабываемый эмоциональный настрой у читателей.

Рефлексия

-Каково было ваше настроение в начале урока? Изменилось ли оно к концу урока? Кому бы вы хотели сказать спасибо, поблагодарить?

Каждый учащийся перед уроком  получил берёзовые листочки темно-коричневого цвета, желтого и зеленого цветов. На ватмане нарисован березовый ствол. Учащимся предложено приклеить один из листочков: если урок был интересным, полезным – прикрепить зеленый листочек, если работа на уроке не принесла удовлетворения, учащийся ничего нового и интересного для себя не узнал – прикрепить темно-коричневый листочек, а если учащийся затрудняется в своей оценке – прикрепить желтый листочек.

Подведение итогов урока

-Урок прошел в теплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо…за выразительное чтение стихотворений С.А. Есенина. Хочется поблагодарить членов творческих групп за… На «отлично» сегодня поработали…

Следующий урок литературы будет посвящен…

Домашнее задание вы видите на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме «Гимнастический муравейник»

Совершенствовать технику гимнастичических элементов.Развитие двигательнвых качеств: гибкость,ловкость,прыгучесть....

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Разработка открытого урока для учащихся 6 класса по теме Подготовка к сочинению Путешествие в музей.

Цели и задачи: воспитывать  интерес к культуре и фольклору русского народа.Тип урока: развитие речи...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”

Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуника...

Открытый урок литературы в 5 «Б» классе по теме «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою....


 

Комментарии

Разработка открытого урока и презентация к уроку.