Роль изобразительного искусства в жизни ребенка.
статья по изобразительному искусству (изо)

Елькина Елена Леонидовна

В статье речь идет о роли изобразительного искусства в жизни ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Значение изобразительного искусства в жизни ребенка.

«Искусство – это время и пространство,
в котором живёт красота человеческой души.
Как гимнастика выпрямляет тело, так 
искусство выпрямляет душу».

В.А.Сухомлинский 

Развитие и модернизация образования в современных социально-экономических условиях приобретают все большую значимость, что отражается как в научных публикациях, так и в государственных документах. В частности, Концепция научной и инновационной политики в системе образования РФ, Программа развития воспитания ориентируют на инновационную деятельность в условиях вариативности образовательных систем, овладение современными технологиями и разнообразными воспитательными стратегиями, а также подготовку педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований. 
«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. 
Основная тенденция изменений проявляется в направленности на гуманистические ценности, развитие общей и коммуникативной культуры, личностный рост и актуализацию каждого участника образовательного процесса. 
Все чаще стали появляться публикации, в которых обозначена актуальность разработки нового терапевтического направления в теории и практике образования. Применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, согласно мнению психологов, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности и ее силы. Следовательно, возникает потребность в поиске, адаптации и/или разработке таких здравоохранительных педагогических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения учителю, интересны и эффективны в работе с детьми. Названным условиям отвечает педагогическая модель арт-терапии.

Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании допустимо применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
В условиях школьной жизни учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. К сожалению, некоторые педагоги зачастую строят своё обучение и воспитание на чувстве вины и страха, они считают своим долгом указать ученику, что он совершает нечто такое, что не соответствует некоторым общепринятым нормам и стандартам. Однако, постоянно поучая, акцентируя внимание на промахах и недостатках, учитель формирует у ученика устойчивое чувство вины, что ведет к развитию установки личности на ее неполноценность и ущербность.

К тому же это имеет тенденцию эмоционального подкрепления. А поскольку это делает, как правило, не один педагог, то некоторые ученики выстраивают вокруг себя оболочку отчужденности, закрытости. Они всячески пытаются скрыть свои недостатки и тем более проступки, что с неизбежностью ведет либо к лицемерию, либо к агрессивности. Особенно это проявляется у детей, испытывающих трудности в общении с родителями или сверстниками, что ещё более усугубляет ситуацию.

Поэтому современные технологии обучения и воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности осуществляется благодаря разнообразным социально-психологическим тренингам, коррекционным программам, психотерапевтическим методам, направленным на укрепление и развитие духовного, личностного здоровья учащихся. 
Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности исследования педагогических основ арт-терапии в образовании как одного из методов здоровьесберегающей технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра). «Становится совершенно понятной та особая роль, которая выпадает на долю искусства как совершенно особой идеологической формы, имеющей дело с совершенно своеобразной областью человеческой психики. И если мы хотим выяснить именно это своеобразие искусства, то, что выделяет его и его действия из всех остальных идеологических форм, — мы неизбежно нуждаемся в психологическом анализе. Все дело в том, что искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека — именно сферу его чувства».

Что же такое Арт-терапия?

Понятие «арт-терапия» с английского языка можно перевести как лечение, основанное на занятиях художественным творчеством.

Основная задача арт-терапии с помощью ИЗО научить детей выражать свои чувства и формировать у них позитивное мировосприятие.

В ходе занятий снимается психоэмоциональное напряжение и излишнее возбуждение детей, они чувствуют свою успешность и одобрение со стороны взрослых.

Очень важно создать атмосферу принятия. Поскольку главная цель занятий -  самовыражение ребенка, гармоничное развитие личности и преодоление психологических трудностей. Поэтому сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление.

  Процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.

Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании.

        Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим. Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочих материалов им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Как практик могу сказать, что если ученик получил удовольствие от урока ИЗО, то это залог того что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет воображение и фантазию. Применение различных техник изображения на уроках, позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Существует множество различных техник рисования, воскография, рельефная техника, трафаретная, акватипия и др. У творческого педагога всегда есть возможность использовать на уроке изобразительного искусства не только бумагу, карандаши и краски, восковые мелки, пастель, но и другие изобразительные материалы песок, глину или пластилин, природный материал, ткань и др.(для создания инсталляций ограничений вообще не существует) Как правило такая работа вызывает интерес , повышает самооценку и придает уверенность детям, что стимулирует их дальнейшее творчество. 
Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать поясняя, что плохо рисовать не хочется , а хорошо не получается . Такой вид творчества создает иллюзию , что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги. 
Я хочу представить вам некоторые техники, которые я использую на своих уроках.

Рисование по точкам

Волшебные кляксы

Овощные печати

Рисование ватными палочками

Рисование нитками

Граттаж

Рисование точками (пуантиль)

 Монотипия

Рисунок на стекле

Пластилиновая живопись

Пальцевая живопись

Работа с глиной

Лепка из соленого теста

Работа с бумагой

Создание коллективных коллажей по итогам четверти

Упражнения, которые ребята принимают и выполняют с удовольствием.

   Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. Например, рисование бабочек, цветов, вазы.

   Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

   Работа с пластилином

Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.

   Работа с бумагой для создания коллажа

Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Трудности в школе”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка.

Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.

Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например на стене в кабинете или доске, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Вся прелесть еще и в том, что можно постоянно исправлять, стирая краску.

Исчезающие рисунки. На чистой доске можно рисовать влажной салфеткой разных героев, сюжеты. Они постепенно исчезают, деформируются, их можно править или дополнять новыми.

Восковой рисунок - «Граттаж». Лист бумаги натирается свечой или восковыми мелками,  затем раскрашивается красками или гуашью черного цвета и процарапывается рисунок.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.

Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись, ладошками. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Набрызг. Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Рисование песком. Для применения данного метода необходимо немного инструментов: чистый песок, можно цветной (такой песок можно приобрести в специализированных магазинах), а также поддон или световой стол. Естественно, что одни и те же инструменты используются в работе многократно. При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс.

 «Пластилиновая композиция»

Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

«Рисование клубком»

 Учитель разматывает клубок ниток, окунает нить в краску и показывает детям, как  создать на бумаге узоры или картины. Закрывается лист, прижимается рукой и вытягивается нить. В полученном изображении ребенок пытается увидеть и дорисовать образ. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось.

«Рисунок по кругу»

Работу лучше проводить в небольших группах. Хорошо подходит по теме : «Изображение и фантазия», 2 класс по программе Б.М.Неменского.  Ребята рассаживаются по кругу, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 часть заворачиваются вовнутрь подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й  рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги.  Передает следующему, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем.

Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением и комментариями. Желательно придумать несуществующее название.

«Работа с соленым тестом»

Сначала необходимо дать ребенку «познакомиться» с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Учитель может показать разные способы выражения чувств через создание образов из теста, ролевые игры. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, — фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать  и опять создавать. Например, вылепить из соленого теста свое настроение,  украсить его, либо трансформировать во что-то другое. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать разные ситуации. Ребенок свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.

        

Заключение

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;

у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

воспитывается чувство коллективизма;

отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);

на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;

формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;

идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие

Список литературы

1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.

6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

7. Копытин А.И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.

8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.

9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительного искусства в социализации ребенка

   Ни для кого не секрет, что мы находимся в состоянии перманентного реформирования, модернизации, оптимизации в образовании, которое продолжается вот уже не один десяток лет. Мы с в...

роль изобразительного искусства в социализации ребенка

Роль изобразительного искусства, музыки, технологии не заслуженно принижают, читая их "придатком" в ряду учебных предметов. при этом все говорят о падении уровня культуры. Это парадокс или закономерно...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Уроки изобразительного искусства в жизни современного ребенка

Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура»....

Роль изобразительного искусства в жизни современного человека

Материал  позволяет учащимся осмыслить роль изобразительного искусства в их жизни...