Статья «Профориентационная работа на уроках и во внеурочной деятельности по ИЗО и черчению"
статья по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Шубина Ольга Андреевна

О.А. Шубина

МБОУ «СОШ № 46», г. Братск

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗО И ЧЕРЧЕНИЮ

 

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Вопрос выбора профессии всегда стоял перед ребёнком. Кем ты будешь? Кем ты хочешь стать? Как мама врачом или как папа водителем автобуса? Чем старше становился ребёнок, тем труднее уже подростку в выборе профессии. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, формирования личности своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Воспитательная цель в работе с детьми: «Помочь обучающимся в поддержке  принятия решения в выборе профиля дальнейшего обучения».

Ставлю перед собой задачу: выявить особенности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных инженерах, архитекторах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других творческих специальностей. Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих. Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из задач учителя изобразительного искусства.

 На уроках и во внеурочной деятельности стараюсь оказать помощь:

- в самопознании и саморазвитии творческих способностей;

- организации систематического ознакомления с содержанием профессий;

- изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организация разнообразных видов деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Область искусства (изобразительного) так же как и другие области образовательной программы позволяют школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности. Выбор профессии” играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации.

Какие формы использую на уроке и во внеурочной деятельности:

  • нетрадиционных форм проведения уроков;
  • использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские);
  • использование игровых форм;
  • использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие,  коллективные);
  • использование дидактических средств(тесты, терминологические кроссворды);
  • использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных);
  • различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные);
  • встречи с родителями  учащихся через родительские собрания;
  • знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности.

В ходе занятий (с целью профориентации) решаю следующие задачи:

  • обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью;
  • формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развитие представления в областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности;
  • воспитание уважения к  человеку творческих профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shubina_o.a.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

О.А. Шубина

МБОУ «СОШ № 46», г. Братск

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗО И ЧЕРЧЕНИЮ

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Вопрос выбора профессии всегда стоял перед ребёнком. Кем ты будешь? Кем ты хочешь стать? Как мама врачом или как папа водителем автобуса? Чем старше становился ребёнок, тем труднее уже подростку в выборе профессии. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, формирования личности своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Воспитательная цель в работе с детьми: «Помочь обучающимся в поддержке  принятия решения в выборе профиля дальнейшего обучения».

Ставлю перед собой задачу: выявить особенности и талант и направить его в нужное русло по выбору профессии для своей души и общества в целом. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных инженерах, архитекторах, конструкторах, педагогах, дизайнерах, художниках и других творческих специальностей. Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих. Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям - одна из задач учителя изобразительного искусства.

 На уроках и во внеурочной деятельности стараюсь оказать помощь:

- в самопознании и саморазвитии творческих способностей;

- организации систематического ознакомления с содержанием профессий;

- изучение личности школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организация разнообразных видов деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Область искусства (изобразительного) так же как и другие области образовательной программы позволяют школьнику раскрыть свои способности и определить возможности в собственной профессиональной деятельности. Выбор профессии” играет значимую роль в самоопределении и социальной адаптации учащихся и является основой в их профессиональной ориентации.

Какие формы использую на уроке и во внеурочной деятельности:

  • нетрадиционных форм проведения уроков;
  • использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские);
  • использование игровых форм;
  • использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие,  коллективные);
  • использование дидактических средств(тесты, терминологические кроссворды);
  • использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных);
  • различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные);
  • встречи с родителями  учащихся через родительские собрания;
  • знакомство с профессиями в которых обучающийся может применить свои способности и реализовать свои возможности.

В ходе занятий (с целью профориентации) решаю следующие задачи:

  • обобщение у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере связанных с непосредственно творческой деятельностью;
  • формирование знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развитие представления в областях деятельности человека связанных с творческими профессиями и потребности;
  • воспитание уважения к  человеку творческих профессий.

Хочу отметить возрастные особенности в профориентации по ИЗО и черчению:

В 1-4 классы:

- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-  развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

В 5-7 классы:

- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- психологическое информирование о собственных интересах и возможностях.

В 8-9 классы:

- уточнение и формирование  индивидуального профессионального маршрута в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

  В начальной школе занимаясь в кружке «Смотрю на мир глазами художника»,  2-4 кл., дети знакомятся с ремёслами и профессиями. Говорю о их особенностях.

Со средними и старшими школьниками исходя из тематики включаются задания практического плана, например:

7 кл.- эскиз дизайна своей комнаты, кухни, гостиной и т.п.;

6 кл.- пейзаж современного города, города будущего;

8 кл.- эскиз макияжа, причёски, одежды;

8кл.- эскиз собственной визитной карточки, рекламного баннера и т.п. при

Презентации к уроку, «Мир профессий», «Профессия, художник – моя мечта»  Тут же на уроке составляется беседа или школьниками готовится сообщение о профессиях в которых данные эскизы, наброски или рисунки были бы востребованы.

Мною ведётся  работа по внеурочной деятельности, кружки, спецкурсы, курс по выбору.

8 – 9 кл. «Творческие задачи по черчению с элементами проектной,  «Компас 3D LT.Учимся моделировать и проектировать на компьютере» деятельности»;

Спецкурс по выбору 6-7 кл. «Дизайн в технике бумажная пластика»,

5  - 6 кл. «Удивительные фантазии тестопластики».

Организую городские конкурсы и проекты: конкурс творческих проектов «Волшебные превращения на уроках ИЗО»,  Искры талантов среди уч-ся 6 кл., (в области технологии, музыки, ИЗО).

Провожу олимпиады, выставки рисунков, дети участвуют в международных, всероссийских, региональных олимпиадах.

Исходя из вышеизложенного при работе с обучающимися на уроках наряду с общими целями и задачами по предмету, мною как учителем изобразительного искусства решаются сопутствующие задачи по профориентационной работе посредствам диагностической, развивающей, обучающей и просветительской деятельности. Проведение диагностик, анкет и т. п. Позволяющих выявить склонности, способности, возможностей обучающихся.

При тесном сотрудничестве с психологом образовательного учреждения в занятиях курса “изобразительного искусства” для обучающихся включаются методики и тесты посредствам которых школьники учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов” (А.Е. Голомшток). Проводится анкета «Как распознать одарённость» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления.

Выпускники школы поступают на дизайнеров, архитекторов, градостроительство.

Профориентационная работа на уроках ИЗО и черчения достаточно важное требующее внимания перспективное направление т.к. это помогает подросткам определить свои интересы, склонности и способности, волевые качества, познакомиться с новыми профессиями и узнать их особенности. И самое главное определиться в выборе направления дальнейшего профиля обучения.

O. A. Shubina

MBOU "SOSH № 46" Bratsk

CAREER GUIDANCE IN THE CLASSROOM AND IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN FINE ARTS AND DRAWING

If people do not know to what port he is steering,

for him, no wind will be passing.

Seneca

The choice of a profession has always stood in front of the child. Who you gonna be? What do you want to be? As a mom or a doctor like dad a bus driver? The older the child became, the more difficult it is for a teenager to choose a profession. The process of professional self-determination includes the development of self-consciousness, the formation of a system of value orientations, the formation of the personality of their fundamental relations to the professional and working environment, the development and self-realization of spiritual and physical opportunities, the formation of adequate professional intentions and plans, modeling their future, building standards in the form of an ideal image of a professional.

Educational goal in working with children: "to Help students to support decision-making in choosing the profile of further education."

I set myself the task: to identify the features and talent and direct it in the right direction for the choice of profession for his soul and society as a whole. Our society needs talented professional engineers, architects, designers, teachers, designers, artists and other creative specialties. To create, to dare, to seek-the lot of young, inquisitive, knowledgeable. Instill the notion that a young man is needed by the state not just any, but with a profession that he loved, which meets all the possibilities - one of the tasks of a teacher of fine arts.

 In the classroom and in extracurricular activities try to help:

- self-knowledge and self-development of creative abilities;

- organization of systematic familiarization with the content of professions;

- study of the student's personality, his / her professional interests, intentions, opportunities, abilities;

- organization of various activities in the classroom and in extracurricular activities.

The field of art (visual) as well as other areas of the educational program allow the student to reveal their abilities and identify opportunities in their own professional activities. Choice of profession " plays an important role in the self-determination and social adaptation of students and is the basis for their professional orientation.

What forms do I use in the classroom and in extracurricular activities:

  • non-traditional forms of lessons;
  •  the use of alternative forms of studies (integrated, combined, design, creative workshops);
  • use of game forms;
  • the use of different forms of work (group, pair, co-individual, conjunction-consistent, jointly-interactive, collective);
  • Փ the use of didactic means(tests, terminological crosswords);
  • use of all methods of motivation (emotional, cognitive, social);
  • Փ various types of homework (group, creative, differentiated);
  • meetings with parents of students through parent-teacher meetings.

 Փ familiarity with the professions in which the student can apply their abilities and realize their capabilities.

During classes (for the purpose of career guidance) I solve the following problems:

  • summary of students ' knowledge about the sector of activity, occupations, and careers directly related to creative activities;
  • formation of knowledge and ability to objectively carry out self-analysis of the level of development of their professionally important qualities and relate them to the requirements of professions, fields of work to the person;
  • development of representation in areas of human activity related to creative professions and needs;
  • education of respect for the person of creative professions.

I want to note the age characteristics of vocational guidance on the fine arts and drawing:

In 1-4 classes:

- the formation of younger students value attitude to work, understanding its role in human life and society;

- development of interest in educational and cognitive activity based on feasible practical involvement in its various types, including social, labor, gaming, research.

In 5-7 classes:

- development of students ' personal sense in the acquisition of cognitive experience and interest in professional activity;

- psychological information about your own interests and opportunities.

In 8-9 classes:

- refinement and the formation of individual trade route during extracurricular activities, and other elective courses;

- group and individual counseling in order to identify and form an adequate decision-making on the choice of training profile.

 In primary school studying in a circle "I Look at the world through the eyes of the artist", 2-4 CL., children get acquainted with crafts and professions. I'm talking about their features.

Middle and senior school students on the basis of the subjects included practical tasks, for example:

7 CL. - sketch design of your room, kitchen, living room, etc.;

6 CL. - landscape of the modern city, the city of the future;

8 CL. - a sketch of the makeup, hair, clothes;

8kl. - sketch your own business card, advertising banner, etc. when

Presentations for the lesson, "the world of professions", "Profession, artist – my dream" Immediately in the classroom is a conversation or students preparing a message about the professions in which these sketches, sketches or drawings would be in demand.

I am working on extracurricular activities, clubs, special courses, elective courses.

8 – 9th class, "the Creative task of drawing with elements of design, "Kompas 3D LT.Learning to model and design on the computer " activities»;

Special course for the choice of 6-7 CL. " Design in the technique of paper plastic»,

5 - 6 C. "Amazing fantasy mastoplastica".

Organize urban projects: a contest of creative projects "the Magical transformation of lessons FROM" Sparks of talent among the pupils of class 6, (in technology, music, fine arts).

I hold competitions, exhibitions of drawings, children participate in international, all-Russian, regional competitions.

Based on the above, when working with students in the classroom, along with the General goals and objectives of the subject, I as a teacher of fine arts solve related problems of career guidance through diagnostic, developmental, educational and educational activities. Conducting diagnostics, questionnaires etc. Enabling the identification of aptitudes, abilities and capabilities of students.

In close cooperation with the psychologist of the educational institution in the course of “fine arts” for students included techniques and tests through which students learn to determine the level of their professionally important qualities, identify and evaluate their “professional interest” and “propensity” with the help of techniques “map of interests” (A. E. Golomshtok). The questionnaire "how to recognize talent" (L. G. Kuznetsova, L. p. Sverch) is carried out. Get acquainted with the concept of temperament, traits and their manifestation in professional activity. Learn to determine your temperament type, to assess the level of memory, spatial representations, attention and thinking.

Graduates of the school come to designers, architects, urban planning.

Career guidance work at the lessons of STRUGGLE and drawing is quite important requiring attention perspective direction because it helps teenagers to determine their interests, tendencies and abilities, strong-willed qualities, get acquainted with new professions and learn their features. And the most important thing to decide on the direction of further training.

Литература

1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

2. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.

3. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006.

– 800 с.

4. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.

5. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.

6. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. -460 с.

7. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006. –

119 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учебно-исследовательская и проектная работа на уроках и во внеурочной деятельности"

На слайдах представлены новые виды работ с учащимся в соответствии с ФГОС ворого поколения, отличительные признаки учебно-исследовательской и проектной работы, их структура и полезные советы....

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...

Статья "Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности"

Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания р...

Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,

В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....