Методическая разработка. Цвет. Основы цветоведения
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Чижова Светлана

 Тема: Цвет в произведениях живописи (ИЗО , 6 класс)

                                                                      Ход урока

  1. Сообщение темы урока.

3 слайд________________________________________________________________

 Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета. Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.

Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

- О чем говорит эта легенда? Что – «С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!»

Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями.

             4 слайд________________________________________________________________________

Цветовые отношения: Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.

  • Багровый и багряный - красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.
  • Бордовый - произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».
  • Голубой - цвет назван по цвету шейки голубя.
  • Желтый - «желто- блестящий».
  • Зеленый - в древнерусском языке было слово зель - «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.
  • Коричневый – коричневый значит цвета корицы.
  • Красный – алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас - входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.

          5 слайд___________________________________________________________________________

2. Формирование новых знаний

          Цвет – душа живописи. В основе живописи лежат цветовые отношения. Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них особым языком – живым смешением красок.  В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.  

Сами предметы цвета не имеют, а цвет, который мы видим обусловлен, тем какие лучи он поглощает, а те, которые отражает мы и будет принимать за его цвет.

Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И, да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Снег отражает все лучи спектра, поэтому мы видим снег белым. Но не чисто белым, а в нем присутствует большое число оттенков, которые отражаются от других предметов и тел.

- Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».

         6 слайд_____________________________________________________________________________

           Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Со всем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не со всем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи.

На цвет предмета оказывает большое воздействие освещение.

- Картина  художника Яна  Веермеера «Женщина , наливающая молоко»

             7 слайд и 8 слайд_________________________________________________________________

         Давайте представим, какими красками мы будем писать пейзаж в пасмурный день, а какими в солнечный.

Естественное освещение очень отличается от электрического, так как при нем предметы будут иметь естественные холодные оттенки, в то время как при электрическом цвет предмета будет более теплым и желтым.

           Так же на цвет влияет пространство, т. е. воздушная среда в которой находится предмет. В дали предметы будут как бы рассеиваться и постепенно исчезать, станут холодных оттенков, вблизи же будут более теплого цвета, яркого и контрастнее в отношении среды.

2700-3000К (кельвинов) В честь ученого, который ввел термометрическую шкалу с абсолютным нулем (Уи́льям То́мсон, лорд Ке́львин) . – теплый свет, как у обычной лампы накаливания или галогенной лампы накаливания или рассвета/заката. 4000-4500К – нейтральный белый свет, напоминает цвет солнца в обеденное время. 6500К – холодный цвет света, многие воспринимают этот свет «как в МОРГе», ну или как пасмурное небо в полдень.

            9, 10,11,12 слайд ____________________________________________________________________ 

Цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов назы­вается в живописи колоритом. Закономерное сочета­ние цветов помогает глубже выразить замысел художника, пере­дать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, рас­крыть внутренний мир персонажа.

             13 слайд  __________________________________________________________________________

 Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его примене­ние позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонко­сти цветовых отношений и переходов.

          ««Весь секрет ... живописи», -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут выплывать золотые и серебряные «рыбки» света».

          14 слайд____________________________________________________________________________

          Классический образец валёра – картина «Ночь на Днепре» за­мечательного мастера пейзажа А. И. Куинджи.

               Старые мастера писали тремя красками, ограниченной палитрой, но, не смотря на это добивались большой выразительности цвета. Чтобы писать ограниченной палитрой, необходимо очень внимательно относиться к цвету, чутко чувствовать его, как мастерски делали это старые мастера. Для обогащения колорита используется также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.

Другой живописной техникой является Алла-прима. Где художник сразу с первых мазков, а не последовательно, как старые мастера строит живописное произведение, накладывая мазки рядом друг с другом, постоянно сравнивая их между собой, чтобы они вписывались гармонично.

Колорит может быть теплым (преимущественно красные, жел­тые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокой­ным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым.

Создание колорита – настоящее искусство.

       15 слайд_________________________________________________________________________

              Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наря­ду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отноше­нию к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голу­бой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна).

       В живописи тоном называют также основной оттенок, обоб­щающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщаю­щий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбира­ются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным.

 Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет.

 

 

 

          16 слайд_________________________________________________________________________

Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отраже­ний от окружающих предметов.

           Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.

            Применение локального цвета характерно для изобразительного искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) – Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж.

Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые соче­тания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично).

         17,18,19,20,21 слайд________________________________________________________________

Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов:

1)  двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате;

2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других;

3)  четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным.

Вот некоторые практические рекомендации:

а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цветовому кругу;

б)  более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо брать в меньших количествах (по площади пятна);

в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светло серыми.

             Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний относительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установленными для всех случаев.

        22 сдайд___________________________________________________________________________

            При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Установлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль характер и величина пятен, контур и другие обстоятельства.

             Все эти и многие другие свойства используются живописцем. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения.

             8 слайд__________________________________________________________________________

Электрический свет (ламп накаливания) по сравнению с естественным содержит значительно больше желто-оранжевых лучей, что заметно сказывается на нашем восприятии цветов. При этом освещении все цвета приобретают оранжевый оттенок: красные становятся еще более оранжевыми и насыщенными, холодные же – фиолетовые и голубые – теряют насыщенность, сереют, темнеют. Желтые цвета светлеют, кажутся более бледными. Вследствие этого живописные работы, выполненные при электрическом свете, днем могут оказаться слишком желтыми.

            23 слайд_________________________________________________________________________

 Беседа  по  картине   К. А. Коровина «Зимой».

            Главным в творчестве К. А. Коровина является колорит. «При рода наделила его исключительным глазом колорита, – вспоминал о своем учителе художник Борис Владимирович Иогансон. – Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы – везде, во всем его живопись соткана, если можно так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в тончайших и тончайших красочных соотношениях, характеризующих живое».

          Картина К. А. Коровина «Зимой» сыграла важную роль в русской пейзажной живописи конца XIX века. Чем же так примечательно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатейливый: белое зимнее утро. Все бело – небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изгородь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа.

- Что вы можете сказать о колорите данной картины? Цветовом тоне?

          24 слайд___________________________________________________________________________

 Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).

    Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.

    Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина ра­достной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельно­сти цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.

Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д. 

          25 слайд____________________________________________________________________________

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_osnovy_tsvetovedeniya.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цвет. основы Цветоведения

Слайд 2

Цветоведение – наука, изучающая цвета и их свойства. Цвет – основа языка живописи. Цвет - дитя света. Без источника света цвета нет, так как цвет – это световые волны определённой длины. Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. Это цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). А если на пути света поставить собирающую линзу, то соединение цветов даст нам белый свет. .

Слайд 3

Основы цветовой грамоты Все существующие в природе цвета принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) — все цвета и оттенки спектра и ахроматические (бесцветные) — белый, черный и все переходы серого.

Слайд 4

Характеристика ахроматического цвета Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т.е. могут быть светлее или темнее. Они считаются нейтральными цветами.

Слайд 5

Цветовой круг Научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Этот цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Слайд 6

ЦВЕТОВОЙ КРУГ Цвета, расположенные по кругу в определенной последовательности, образуют цветовой круг. Он может быть составлен по разному принципу. В данном случае он составлен по принципу смешивания цветов. Например, желтый + зеленый = желто-зеленый, зеленый + синий = сине-зеленый. Этот цветовой круг можно расширить на 24, 36 и т.д. цветов.

Слайд 7

Основные цвета Выделяют три основных цвета , которые невозможно получить при помощи смешивания каких-либо красок: красный; желтый; синий .

Слайд 8

Составные цвета Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок, называются составными: оранжевый (красный + желтый), зеленый (синий + желтый), фиолетовый (синий + красный).

Слайд 9

Цветовой круг делится на две части: теплую и холодную. Теплые цвета – красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, день, лето, и то, что в природе дает тепло. Холодные цвета – синие, голубые , зеленые, фиолетовые и цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Они ассоциируются с холодом: льдом, снегом, водой, лунным светом, ночью и т.п. Теплые и холодные цвета

Слайд 10

Дополнительные цвета Проводя в цветовом круге диаметр через цвет можно найти находящийся напротив цвет. Он является дополнительным. Например, красный – зеленый, синий – оранжевый. Сочетание дополнительных цветов дает ощущение особенной яркости цвета.

Слайд 12

Характеристика цвета Качественная характеристика хроматического цвета: Цветовой тон Светлота Насыщенность

Слайд 13

Цветовой тон Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме ахромотических ) и дать ему название.

Слайд 14

Светлота Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета. Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому. Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".

Слайд 15

Насыщенность Термин насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил. Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.

Слайд 16

Свойства черного цвета Чёрный цвет объединяет все цвета. На его фоне все цвета выглядят ярче.

Слайд 17

Свойства Серого цвета Серые цвета создают мягкие переходы от цвета к цвету.

Слайд 18

Теплое пятно кажется ближе, а холодное дальше: Восприятие цвета

Слайд 19

КОЛОРИТ Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов. Колорит может быть – теплым или холодным, светлым или темным, спокойным или импульсивным, радостным или грустным, и т.д. Чувство колорита – очень ценный дар. Примером ярко выраженного колорита в живописи могут служить работы Репина, который писал теплом золотисто-желто-красном колорите, или Суриков, который писал в голубовато-синих холодных цветах. Матисс и Гоген использовали контрастные по цвету краски.

Слайд 20

Назовите три ОСНОВНЫХ цвета

Слайд 21

Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных? СОСТАВНЫЕ цвета

Слайд 22

Получение промежуточных цветов при смешивании основных и составных

Слайд 23

Назовите ХОЛОДНЫЕ и ТЕПЛЫЕ цвета

Слайд 24

Практическая работа, 1 этап

Слайд 25

Практическая работа, 2 этап

Слайд 26

Практическая работа, итог

Слайд 27

СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА – находятся в цветовом круге друг рядом с другом, или получены их смешиванием. НЮАНС — это едва уловимый переход, оттенок в цвете. КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — находятся в цветовом круге друг напротив друга, полная противоположность. Картина может быть написана в контрастной цветовой гамме или в нюансной, сближенной.

Слайд 28

Теплые и холодные цвета Теплые : Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый. Холодные : Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.

Слайд 29

В какой цветовой гамме выполнены следующие картины? Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 Поль Синьяк. Порт в Марселе. 1906 Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888

Слайд 30

Красный буй. Поль Синьяк. 1895 Красные рыбы. Анри Матисс. 1912

Слайд 31

Изумрудный город

Слайд 32

Дворец Снежной королевы

Слайд 33

Розовый город


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

Цвет.Основы цветоведения

Цель:  познакомить учащихся с основами цветоведения.Задачи: 1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов,  дополни­тельного цвета.  2. холодного и теплого цветов; св...

урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему "Цвет. Основы цветоведения"

план конспект содержит сценарий урока и презентацию...

"Цвет. Основы цветоведения."

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 6 классе по программе под редацией Б.М. Неменского....

"Цвет. Основы цветоведения"

К уроку ИЗО в 6 классе тема "Цвет. Основы цветоведения"...

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...