Возможности учебной платформы «Якласс» для преподавания предметов эстетического цикла в школе.
статья по изобразительному искусству (изо)
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального и основного общего образования давно закреплена необходимость развития и формирования у обучающихся ИКТ-компетенций, в том числе, на уроках эстетического цикла [3,4].
Однако, повышение актуальности данного предметного результата обусловила особая эпидемиологическая ситуация в стране и в мире. Теперь, как никогда раньше, эта актуальность высока и продолжает стремительно расти. Наступила эпоха дистанционного и смешанного обучения. Как и тенденция увеличения требований к ИКТ-компетенциям, которая наблюдается не только у обучающихся, но у педагогов.
В связи с этим, ставится проблема необходимости осваивать новые ресурсы, которые будут соответствовать требованиям времени, потенциальным возможностям обучающихся и педагогов, учитывать специфику предмета, особенно если речь идет о музыке и изобразительном искусстве. Одним из таких доступных ресурсов является «Якласс» [7].
На сегодняшний день отсутствуют платформы, которые могли бы одновременно охватывать широкий спектр организации дистанционного обучения с готовыми теоретическими, практическими заданиями по изобразительному искусству, музыке и при этом, обеспечивать контроль знаний. Но именно на учебной платформе «Якласс» такие возможности предоставляются, что делает её особенно актуальной.
Целью данной статьи является изучение возможностей применения учебной платформы «Якласс» в практике учителя музыки и изобразительного искусства.
Практическая значимость заключается в дальнейшей возможности применения созданных курсов по музыке и изобразительному искусству для организации дистанционного, смешанного обучения в учебно-воспитательном процессе. Рекомендации теоретического и методического блока работы позволят учителям самостоятельно освоить возможности платформы, создать свой курс, корректировать его при необходимости и использовать в собственной педагогической деятельности.
Новизна темы заключается в том, что на данный момент не существует методических разработок, связанных с использованием возможностей учебной платформы «Якласс» по организации дистанционного, смешанного обучения предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство) в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 823.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. Пенза
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 г. Пензы
Конакова Марина Юрьевна
Возможности учебной платформы «Якласс» для преподавания предметов эстетического цикла в школе. |
Пенза 2022
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального и основного общего образования давно закреплена необходимость развития и формирования у обучающихся ИКТ-компетенций, в том числе, на уроках эстетического цикла [3,4].
Однако, повышение актуальности данного предметного результата обусловила особая эпидемиологическая ситуация в стране и в мире. Теперь, как никогда раньше, эта актуальность высока и продолжает стремительно расти. Наступила эпоха дистанционного и смешанного обучения. Как и тенденция увеличения требований к ИКТ-компетенциям, которая наблюдается не только у обучающихся, но у педагогов.
В связи с этим, ставится проблема необходимости осваивать новые ресурсы, которые будут соответствовать требованиям времени, потенциальным возможностям обучающихся и педагогов, учитывать специфику предмета, особенно если речь идет о музыке и изобразительном искусстве. Одним из таких доступных ресурсов является «Якласс» [7].
На сегодняшний день отсутствуют платформы, которые могли бы одновременно охватывать широкий спектр организации дистанционного обучения с готовыми теоретическими, практическими заданиями по изобразительному искусству, музыке и при этом, обеспечивать контроль знаний. Но именно на учебной платформе «Якласс» такие возможности предоставляются, что делает её особенно актуальной.
Целью данной статьи является изучение возможностей применения учебной платформы
«Якласс» в практике учителя музыки и изобразительного искусства.
Практическая значимость заключается в дальнейшей возможности применения созданных курсов по музыке и изобразительному искусству для организации дистанционного, смешанного обучения в учебно-воспитательном процессе. Рекомендации теоретического и методического блока работы позволят учителям самостоятельно освоить возможности платформы, создать свой курс, корректировать его при необходимости и использовать в собственной педагогической деятельности.
Новизна темы заключается в том, что на данный момент не существует методических разработок, связанных с использованием возможностей учебной платформы «Якласс» по организации дистанционного, смешанного обучения предметов эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство) в учебно-воспитательном процессе.
Теоретические аспекты использования учебной платформы «Якласс» в практике учителя изобразительного искусства и музыки.
ЯКласс (yaklass.ru) — это платформа электронного образования для школ, а также обучающая онлайн-площадка для школьников и их родителей [7].
Доступность этого ресурса заключается в его универсальности: в профиле учителя можно создать любой курс и открыть доступ к нему для других педагогов школы.
Внутри каждого предмета учитель создает необходимое количество тем, в каждой из которых имеется теоретический блок и практический.
Теоретический складывается из материалов, которые можно взять с самой платформы или, как в случае с изобразительным искусством и музыкой, с других ресурсов и прикрепить их
ссылки к нему (Приложение 2). И именно этот аспект дает возможность заметно разнообразить теоретический блок, создать свою богатую методическую копилку, которой можно пользоваться ещё очень долго, постепенно совершенствуя её.
В собственной методической копилке имеют место быть видео-уроки, презентации, конспекты уроков с яркими картинками.
Блок с практическими заданиями может быть максимально разнообразен даже в рамках одной темы (Приложение 2). Задания могут быть с автоматической и ручной проверкой. Специфика уроков эстетического цикла подразумевает преобладание заданий с ручной проверкой, то есть каждое выполненное задание учитель просматривает и самостоятельно ставит оценку. Практических заданий, при необходимости, можно сделать несколько. Для уроков изобразительного искусства могут быть следующие задания: нарисовать рисунок, выполнить тест с предоставлением результата в виде скриншота. Для уроков музыки подойдут такие же тестовые задания с автоматической проверкой или ручной; задания, связанные с ответами на вопросы о конкретном произведении искусства (картине, музыкальном произведении), нарисовать рисунок-впечатление, произвести письменно анализ произведения, музыкального образа по плану, создать кроссворд по теме.
Так, формируется каждая тема в обучающем курсе (Приложение 1). В течение учебного года учитель имеет возможность создать собственный курс и не один. А затем, его можно активно эксплуатировать в формате дистанционного и смешанного обучения. Причем, учитель имеет возможность дополнять новым актуальным материалом теоретический и практический блок задания. При желании что-то можно изменить или вовсе удалить.
Таким образом, создание собственного курса, тем уроков и их теоретического, практического наполнения является вполне доступным для учителя музыки и изобразительного искусства. В теоретический блок могу вноситься собственные презентации, иллюстрированные конспекты, а также материалы из верифицированных интернет-источников (видео, аудиозаписи и т. д.). Практический блок может включать задания с автоматической проверкой, которые были самостоятельно созданы на платформе (тесты) и множество с ручной проверкой («ответь на вопросы», «заполни или составь кроссворд» и т. д.).
Методические аспекты в использования учебной платформы «Якласс» в практике учителя изобразительного искусства и музыки.
Особенная актуальность ресурса состоит в организации учебно-воспитательного процесса. На «Яклассе» связь с учениками и их родителями осуществляется через проверочную работу по конкретной теме учебного курса. Создавая каждую такую проверочную работу, учитель может определять дату и время доступа учеников к проверочной работе, срок выполнения работы, ограничения по времени выполнения, количество попыток, добавить инструкцию к работе. Задать работу можно как одному ученику, так и всему классу.
Контроль знаний производится в списке проверочных работ, расположенных в хронологическом порядке. Открывая проверочную работу, учитель видит всю информацию, которая касается выполнения заданий конкретного класса в соответствующей электронной ведомости. Статус выполнения работы может сразу дать общую картину того, как дети справляются с заданием (не начато и т. д.). Имеется информация о количестве времени, которое было затрачено на выполнение работы у каждого конкретного ученика. Кто познакомился с
теоретическим блоком, а кто нет. Результат практического задания (просто просмотрено или сделано) (Приложение 3).
Кроме оценки, учитель может оставить свой комментарий к ней, что вносит ясность в систему оценивания каждого творческого задания. Ведомость с результатами выполнения задания можно скачать и распечатать, что очень удобно (Приложение 3). Все проверочные работы сохраняются в профиле учителя, при желании их можно удалить.
Из этого следует, что пользоваться платформой в формате дистанционного обучения ученикам, осуществлять взаимодействие учителя и ученика очень просто, о чем свидетельствует следующая ведомость (Приложение 3).
Платформой можно пользоваться не только на компьютере, но и на телефоне, как в браузере, так и с помощью специального приложения.
Специфика предмета изобразительного искусства и музыки предполагает, что чаще всего практические задания - творческие (анализ произведения; ответы на вопросы о прослушанном произведении; найти инструментальную или вокальную версию музыкального произведения; написать сочинение или отзыв по картине) и необходимо прикрепить фотографию или скан рисунка, кроссворда и мн. др. Поэтому учителю приходится каждое задание открывать и оценивать вручную. Хотя, если захотеть, то можно создать тестовое задание с автоматической проверкой, перемешивать задания и использовать неоднократно.
Верифицированными и особенно полезными ресурсами для создания собственного теоретического блока по музыке и изобразительному искусству являются платформа
«Российская электронная школа» (РЭШ) (resh.edu.ru) [5] и сайт «Видеоуроки» (videouroki.net) [1].
Российская электронная школа (РЭШ) – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя [5].
Преимуществами РЭШ как ресурса для уроков изобразительного искусства и музыки являются: видео-теории, соответствующие большинству рабочих программ, как минимум по содержанию [2,6]; наличие конспектов, дополнительных материалов к некоторым урокам; наличие тренировочных заданий к каждому конкретному уроку (детей можно попросить прислать скриншот результата); регистрация не обязательна.
Однако, некоторые темы уроков РЭШ объединяются (3-4 часа), соответственно не все темы остаются в должной степени раскрытыми. Но в этом случае в теоретический блок задания на «Яклассе» можно включить дополнительную презентацию, конспект.
Ресурс «Видеоуроки» [1] является одним из наиболее подходящих для преподавания уроков изобразительного искусства и музыки. Несмотря на то, что часть ресурсов на нем платная, в строке поиска можно найти много готовых и бесплатных материалов с презентациями, яркими конспектами, заданиями.
Таким образом, преимуществами учебной платформы «Якласс» для преподавания изобразительного искусства и музыки являются: возможность создавать свой курс и его редактировать, дополнять (своё тематическое планирование, своё содержание); возможность прикреплять в качестве теории любые материалы (видео, презентации, конспекты); возможность
создавать разные по форме задания (тесты, творческие задания, с прикреплением текста и картинок); прозрачность работы ученика (выполнение/невыполнение, затраченное время, все результаты сохраняются); оценки, полученные на «Яклассе» приходят с уведомлением на почту родителям, обучающимся; с телефона или компьютера можно создавать уроки и проверочные работы; обучающиеся приобретают элементарные навыки ИКТ-компетенций, учатся самостоятельно работать с информацией, анализировать, сравнивать.
Однако, нужно помнить, что публикация уроков и проверочных работ происходит не мгновенно, а через 15-20 минут; для полноценной эксплуатации ресурса необходима подписка
«Я+». Есть опасность, связанная с традиционным форматом обучения, где учитель в готовом виде передает информацию детям, а те её дублируют. Но и здесь всё зависит от профессионализма учителя, который найдет способы создавать условия для преобладающей активности обучающегося, его активной и творческой деятельности.
Кроме того, учебная платформа «Якласс» располагает ещё некоторыми полезными возможностями. Учитель может использовать платформу для дополнительных заданий. Посмотреть дома научно-популярный, документальный, библиографический, художественный фильм по теме урока, изученной в классе. Предложить интересный мастер-класс, на который не хватает времени в учебном плане. Посмотреть, наконец, полностью оперу, о которой так много говорилось на уроке, но так мало виделось и слышалось.
Можно создавать не только курс по учебным предметам, но и по внеурочной деятельности.
Для учителей, которые только начали освоение этого ресурса будет полезен справочный раздел в левой части профиля, где находятся ответы на часто задаваемые вопросы. Ниже располагаются «мои классы», т. е. прикрепленные к вашему предмету для удобства. Продвинуть в методической деятельности помогут многочисленные вебинары, записаться на которые можно в один клик, с дальнейшим получением соответствующего сертификата. В рубрике «новости» находится информация о конкурсах, тестах, которые приурочены к юбилейным и праздничным датам, что будет полезно как для предметников, так и для классных руководителей. Разнообразить классный час, во внеурочную деятельность поможет и раздел «переменка».
Так, «Якласс» открывает большие возможности для обычного очного, дистанционного и смешанного формата обучения музыке и изобразительному искусству. В первом случае он несёт дополняющую, во втором – основную, а в третьем – компенсирующую роль.
Заключение
Итак, проблемы, связанные с методикой дистанционного обучения ещё долго будут давать знать о себе, и не только в области эстетического образования. Один ресурс будет сменять другой, будут повышаться требования к ИКТ-компетенциям обучающихся и педагогов. Но для современных учителей важно уметь ориентироваться в современных технологиях и адаптировать, использовать их в обучении. В свою очередь, и учебная платформа «Якласс» продолжает развиваться, совершенствоваться. Можно сделать вывод о том, что «Якласс» представляет много возможностей систематического и частного применения в практике учителя музыки и изобразительного искусства, особенно среди остальных учебных платформ страны. Алгоритм взаимодействия с данной платформой доступен и обучающимся, и учителям, и родителям. Однако, важно нам всем идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом!
Список литературы
- Видеоуроки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net (дата обращения: 21.01.22)
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 – 8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 304 c.
- Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Министерство просвещения Российской Федерации. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa (дата обращения: 5.11.21)
- Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/ (дата обращения: 5.11.21)
- Российская электронная школа (РЭШ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 21.01.22)
- Сергеева Г. П. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметные линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2019. — 127 с.
- Якласс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaklass.ru (дата обращения: 21.01.22)
Приложение 1
Создание учебного курса и уроков.
Приложение 2
Формат заданий теоретического и практического уровней.
Приложение 3
Ведомость выполнения заданий проверочных работ по изобразительному искусству и музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-120203-1350129736.jpg)
Статья "Технология деятельностного метода «Школа 2000…»: реализация в курсах естественно- математического и гуматирно-эстетического циклов основной школы"
Технология деятельностного метода «Школа 2000…»: реализация в курсах естественно- математического и гуматирно-эстетического циклов основной школы ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-254218-1369158170.jpg)
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ И ДШИ
В методической работе рассматривается система нестандартных занятий по истории искусств через интеграцию предметов эстетического цикла. Разработанные интегрированные занятия способны пробудить и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-256488-1370330560.jpg)
Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла
Значение мультимедийного сопровождения при изучении предметов эстетического цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/19/picture-853422-1479548844.jpg)
Синтез искусств - основа преподавания предметов эстетического цикла
Синтез литературы, музыки и зобразительного искусства на уроках музыки...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-954476-1506860331.jpg)
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»
Педагогический проект. «Интеграция предметов эстетического цикла как условие развития творческих способностей ребёнка»...