Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.
статья по литературе по теме

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол, заседание экспертной группы ,форум, симпозиум и др. Приведены темы уроков, при рассмотрении которых уместно использовать данную форму работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedtehn._org-ya_i_sod-e_pd_uch-sya_civenko.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

Цивенко Н.Б.

МОУ «СОШ № 29»

        В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится следующее: изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Основное предназначение педагога  вижу в том, чтобы помогать растущему человеку, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности, для развития его самостоятельности.

           Для осуществления самостоятельности требуются новые методы в деятельности педагога. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.

             Ведущее место среди таких методов  в зарубежной и отечественной педпрактике принадлежит  сегодня  методу учебной дискуссии. Результатом учебной дискуссии является формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.

             В настоящий момент дискуссия признана одной из важнейших форм образовательной деятельности.

             Что же такое дискуссия? Изучив ряд определений, связанных с пониманием этого способа обучения, я пришла к выводу, что нередко под дискуссией понимают полемику, спор, отстаивание точки зрения, позиции.

            На мой взгляд, дискуссия уместна там, где существует проблема. Как известно, развивающее обучение построено на создании проблемных ситуаций и способах их решения.

   Важной составляющей дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая должна задать тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками. Контакт между участниками учебной дискуссии способствует высокой вовлеченности учащихся в содержание обучения. Поэтому педагогический интерес к методу дискуссии связан не только с развитием познавательной активности учеников, но и способом углубленной работы с содержанием предмета, выхода за пределы усвоения дидактических сведений, творческого применения получаемых знаний.

Как было отмечено выше, дискуссия уместна там, где существует проблема. Следовательно, использую данный метод лишь при изучении той темы, где существует проблема. Таких уроков в программе по литературе достаточно. Например, «Может ли нравиться печальное?» (2 класс), «Хлеб глазами сытого и голодного» (3 класс), «Что такое сильный характер?» (5 класс), «Дружба настоящая и мнимая» (5 класс), «Отношение автора и рассказчика к Герасиму в рассказе «Муму» И.С. Тургенева» (5 класс), «Что значит понимать человека» (7 класс), «Трудный возраст» (7 класс).

           На уроках литературы  использую следующие приемы организации обмена мнениями:

  1. «Круглый стол» - беседа, в которой принимает участие небольшая группа детей (около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между участниками, так и с остальной частью класса.
  2. «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия»), на заседании вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками, а затем излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением.
  3. «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с классом. В ходе обмена мнениями на уроке литературы в 3-а классе  при обсуждении творческих работ по теме «Хлеб глазами сытого и голодного» выяснили, что на один и тот же кусок хлеба герои смотрят по-разному, т.к. чувство сытости не может дать понять человеку, что значит испытывать голод. Поэтому у героев отношение разное.
  4. «Симпозиум» - участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы экспертов. Используя данный прием, учу детей высказывать и отстаивать собственную точку зрения. Например, при обсуждении в 5-а классе сочинения «Что такое сильный характер?» ученики высказывали свои суждения. (Из сочинения «Не каждый физически развитый человек может быть сильным духовно». Вопрос эксперта «Ты хочешь сказать, что спортсмены – слабые люди, а как же стремление к победе, сила воли? Не согласны с этим высказыванием»).
  5. «Дебаты» - обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны.   В 5 классе, продолжая работу над формированием дискуссионной культуры учащихся, на уроках литературы  использую такой прием организации обмена мнениями, как дебаты. Учу детей видеть себя в обсуждении, отстаивать мнение, давая аргументированные ответы.

                   Например, при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» класс            

                   разделился на две группы – одна отстаивала точку зрения правоты

                   главного героя Герасима, другая часть класса высказывала

                   доводы, осуждая поступок Героя.

  1. «Техника аквариума» - коллективное взаимодействие, которое обычно применяется при работе с материалами, содержание которых связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. При изучении повести В.Г. Короленко «Дети подземелья», где поднимается вопрос воровства, я использовала данный прием. Герои повести относятся к этой проблеме по-разному, ученики также неоднозначно оценивают. (Как по-вашему, взять дома потихоньку у родителей – это воровство? Ответы детей: Нет. Ведь и Вася так думал. А Валек это осуждает, называя поступок кражей. Мнение: Но у общества не нашлось для них крова и пищи, поэтому они воровали. Взять дома, не воровство. Но есть люди, которые воруют, чтобы разбогатеть – это зло. А взяв дома, чтобы помочь голодным – это благо для другого человека, нуждающегося. Мнение: Но взять без разрешения нельзя! Брать у близких – это вдвойне воровство!).

   Таким образом, на уроках литературного чтения в начальной школе и литературы в старшей  в форме деятельностно-дискуссионной, поисковой школьники учатся продуктивно взаимодействовать с самыми разными партнерами, активно отстаивать собственную позицию, осваивать новые виды деятельности. У школьников повышается мотивация к обучению, увеличивается количество творческих работ, качество работ заметно улучшается (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

При этом стоит отметить, что учащиеся считают литературу не таким уж простым предметом. Проведя рейтинг предметов, мы выяснили, что самым сложным является русский язык, затем математика и литература.

                                                              Диаграмма 2. Рейтинг предметов по сложности

                                                              (2009-2010 уч. год, 6-а кл.)

                                                                                                                     

Как построить проблемную ситуацию, как стимулировать поисковую деятельность ребенка, как руководить ею, как фиксировать полученный результат – вот задача для педагога.

Не менее важной задачей для педагога является обеспечение индивидуализации обучения, создание пространства возможностей для учеников, осуществление реального выбора собственной образовательной траектории.

Литература.

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  

    образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

3. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю// Школа и

    производство. – 2002. - № 1. – С. 14-16.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

    Практическое пособие для работников общеобразовательных

    учреждений. – М.: АРКТИ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...

Технология организации учебных дискуссий на уроках литературы.

Данный доклад был представлен на общероссийской дистанционной конференции " Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"на интернет - портале pedakademy.ruВ нём предста...

современные педагогические технологии как средство мотивации учебной деятельности на уроках химии

Презентация содержит информацию о применении современных педагогических технологий с целью активизации учебной деятельности на уроках химии. как пример  технология развития критического мышления....

Организация учебной дискуссии на уроке литературы

Данная методическая разработка  "Организация учебной дискуссии на уроке литературы" знакомит читателя с методикой проведения учебной дискуссии на уроке литературы.Методическая разработка может бы...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...