Статья "Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания»
статья по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Лариса Юрьевна

        Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его проблемы? Как не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского воспри­ятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания»

        Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его проблемы? Как не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского воспри ятия.

        Художественно-творческая деятель ность включает в себя не только процесс созидания, но и восприятия, общения, а на определенном этапе работы с детьми ста новится мощным стимулом для взаимодей ствия, дружбы и общей радости. Опыт работы с детьми с каждым годом все больше и больше убеждает в том, что нет детей, не способных к изобразитель ной деятельности. К творчеству способен каждый ребенок! Каждый по-своему талант лив, каждый имеет право на самовыраже ние и успех. Б.Т Лихачев, как многие педагоги и психологи, считает, что «только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности».[1]

        В отличие от других видов творчества (музыка, пение и т.д.), художествен но-изобразительная деятельность имеет фиксированный результат в виде живопис ных, графических, декоративно-приклад ных, скульптурных и других произведений. К этим продуктам творческой деятельно сти всегда можно обратиться. Рассмотреть самому, показать другим, подарить друзь ям, наконец, сделать центром внимания многих людей на выставке. В этом случае поднимается социальная значимость успе ха ребенка, формируется его уважитель ное отношение и интерес к себе.

        К успеху детей в изобразительном твор честве ведут многие психолого-педагоги ческие установки и ориентиры. Прежде всего, учитель должен создать

на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, так как искусство предполагает духовное общение учащихся и учителя. Язык, на котором мы говорим с детьми, должен быть разным. Главное — чтобы при общении с детьми во время их художественно-творческой де ятельности речь была наполнена образ ным элементом. К примеру, если необходимо осуществить разный на жим на кисть или карандаш, мы скажем детям о том, что линия должна звучать по-разному: то громко (сильный нажим — яркий, сочный след), то тихо (минимальный нажим — след спокойный, тонкий). Кроме доступного языка и образного начала в общении с детьми, существенным моментом является характер речи педагога. Эмоционально окрашенная, вдохновен ная речь, разнообразное интонационное ее звучание, характеризующее обсуждаемый образ, а также мимика — все это обуслов ливает стремление учеников вновь и вновь участвовать в совместных с учителем раз мышлениях и ждать встречи с ним.  На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Необходимо овладеть драматургией учебного процесса. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. В этом состоит творчество и мастерство учителя.

       Немаловажным фактором успеха явля ется учет педагогом индивидуальных осо бенностей детей. Дети разные, и формы пе дагогической работы не могут быть одина ковыми для всех. Например, у одного ребенка в большей степени развита мыслительная функция, у другого активны эмоциональные проявления, у третьего доминирует сфера чувств. Он боль ше других волнуется, тихо переживает неуда чи, больше, чем кто-либо, уязвим.

       Для развития интереса и способностей детей большое значение имеет широкий спектр художественных материалов: гуашь, акварель, пастель, карандаши, восковые мелки и другие материалы.  В этом случае ученик сможет познакомиться с вы разительностью каждого из них, сравнить и, быть может, уже на первых этапах приобще ния к художественному творчеству, выбрать для себя наиболее доступные или любимые. Одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, учащиеся думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Кроме этого, в процессе работы различ ными материалами, а также их сочетани ями, у детей расширяется опыт восприя тия выразительности своих рисунков, по степенно переносящийся на профессио нальное искусство, его оценку и запоми нание его особенностей.

         Важно заранее готовиться к каждому уроку. Подобрать наглядный материал, найти интересные сведения о жизни художника и его времени. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные сведения. Слайды необходимо подбирать  очень тщательно, их должно быть немного, но хорошего качества. Выстраивать драматургию зрительного ряда следует по нарастающей. Самый последний слайд должен вызвать радость, удивление, эстетическое наслаждение, так как эстетическое переживание стимулирует к творчеству.

        Очень важный момент урока — работа над образом. Поэтическое слово и музыкальное произведение на уроке изобразительного искусства вызывает самые разнообразные ассоциации, пробуждает чувство стремления к прекрасному. Чтение стихов, прослушивание отрывков музыкальных произведений создает определенный эмоциональный настрой, помогает увидеть мир по иному, развивает воображение, активизирует творческий процесс.      

          Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами художниками, героями различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, которые разговаривают, обижаются, танцуют. Волшебный клубочек ведет их в разные царства — царство Снежной Королевы, где все цвета холодные, или в царство Златовласки, где все цвета теплые, или в мрачное царство Кощея Бессмертного. Развивать фантазию детей лучше всего на материале уже известных предметов, знакомых фак тов. Тогда переживания детей получают подкрепление реальностью, и ребенок бо лее решительно делает шаг в неведомое. Времена года — со специфическим цве том, светом, разнообразными ароматами, разными настроениями, со своими образа ми и чудесами, с разными движениями в природе — никогда не оставляют школьников равнодушными. Эмоциональное отноше ние ко всем временам года усиливается, рождает интерес к восприятию природы, если занятия происходят в соответствую щий период времени. Так, постигая тайны цветоведения с параллельным освоением красоты окружа ющего мира. Облегчая ученикам выполнение задания и ведя их к успеху, можно предложить для работы листы, тониро ванные синей, голубой, фиолетовой гуа шью. Когда по такой поверхности рисуют другими красками, и в частности белой, композиции приобретает холодный коло рит с различными цветовыми нюансами. В этом случае школьников всегда ждет успех и радость от правильно выполненного зада ния, его образности.

     При выполнении наиболее сложных за даний можно предложить широкий ряд образных сравнений. Тогда художествен ная задача реализуется легче, и ученик получает возможность поиграть в процес се ее осуществления. Так, рисование неба сопровождается следующим текстом: «При изображении облаков, мы словно взбива ем краску на бумаге, тогда облака получаются пышными. Чтобы они клубились, кисть должна кружиться по бумаге». Работа фломастером требует другого комментария, ибо графические материалы имеют и другую выразительность. Напри мер: «Тучка любит свой домик. Она часто омывает его капель ками дождя, которые, как точки, стучат по стенам или тоненькими струйками-лини ями стекают по нему».

        Для развития интереса и художественно-творческих способностей детей большое значение имеет    знакомство с подлинниками изобразительного и прикладного искусства. В музее учащиеся имеют возможность посмотреть на картины с разного расстояния, увидеть их подлинный колорит, так как печать часто искажает цвет. Не рекомендуется знакомить детей с большим количеством картин. От множества впечатлений они быстро устанут и мало что запомнят. После экскурсии учащиеся поделятся своими впечатлениями, расскажут о работах, которые им особенно понравились.

       Одним из действенных средств стимулирования учеников к художественному творчеству являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Выставку можно провести в конце четверти как отчет о проделанной работе, а также к празднику, родительскому собранию. Очень важный момент — оформление рисунков. Работа будет смотреться маленьким шедевром, если ее оформить со вкусом. Желательно, чтобы работы всех учащихся попали на выставку. Необходимо наградить победителей грамотами или вручить подарки. Выставки детских работ должны устраиваться регулярно, учащиеся с нетерпением ждут их.

        Неотъемлемой частью учебного процесса становится мультимедийные технологии. Применение их требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление искусства.

        Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание не только педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Художественное   творчество  и изучение изобразительного искусства помогают «разбудить» скрытые в каждом ребенке творческие способности, «освободить» их для облегчения самореализации личностного потенциала.

Список источников информации

1. Левин, В. А. Воспитание творчества. - Т.: Пеленг, 1993. - 56 с.

2. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. - М.:  Владос, 2010. - 336 с.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    - М.: Просвящение, 1991.- 96 с.


[1] Б.Т. Лихачев, «Философия воспитания»,  М., Издательство: Владос, 2010 г., С. 51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Материал статьи раскрывает пути  формирования и развития художественного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть полезен родителям, педагогам ДОУ, педагога...

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников

Посредством  общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю...

Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического воспитания школьников

Посредством  общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю...

Доклад " Формы и методы работы в системе эстетического воспитания"

Материал данного доклада содержит материал о формах и методах работы в системе эстетического воспитания в школе-интернат....

Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....

"Тёплые картины" в технике шерстяной акварели как способ развития художественного творчества школьников

Для моих учащихся знакомство с техникой картин из шерсти было неожиданным, удивительным - «шерстяная акварель» стала настоящим увлекательным путешествием....