Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»
материал на тему

Суфиярова Лидия Рамзилевна

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_lykova.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- д/с №4» города Агидель Республики Башкортостан

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

 «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Подготовила воспитатель:

                                                                             Суфиярова Л.Р.

г.Агидель,2016г

«Дети должны жить в мире красоты,

 игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии и творчества »

  В.А.Сухомлинский

 Все дети любят творить! Творчество для них-это отражение душевной работы. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувства восторга и восхищения, они испытывают желание остановить прекрасное мгновение, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги или сделав какую-либо поделку. Творчество наполняет внутренний мир, вызывает вопросы, заставляя думать и рассуждать, высказывать свое мнение.

 Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются продуктивные виды деятельности, в том числе и ручной труд.

  Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей. Главное в ребенке развивать и преумножать, на всем протяжении дошкольного возраста, его неограниченные возможности, данные ему природой. Для нас очень важно научить ребенка воспринимать, рассуждать, оценивать, творить и творчески мыслить.

  В результате многолетнего поиска и апробации разнообразной продуктивной деятельности, нас заинтересовала авторская Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» кандидата педагогических наук Лыковой Ирины Александровны.

 Программа «Цветные ладошки» представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, отвечает принципам ФГОС и календарно-тематического планирования.
В ней содержится система занятий по лепке, аппликации и рисовании для всех возрастных групп ДОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). 
Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ДОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям, бабушкам и дедушкам.

 

В основе программы лежит триединая составляющая:

Интеграция. Педагогическая стратегия - взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, художественный подход.

Системность. Единое творческое пространство - система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.

Инновации. Полное обеспечение педагогической технологии современными пособиями - учебно - методическими, дидактическими, практическими.

 Целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

 Программа решает целый комплекс задач

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлениях) окружающего мира как эстетических образов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции).

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции –творца»

 Общепедагогические принципы обусловленные единством учебно-воспитательного пространства:

· Принцип культуросообразности — построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

· Принцип сезонности — это построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

· Принцип систематичности и последовательности — это постановка или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике  «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

· Принцип цикличности — это построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

· Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

· Принцип развивающего характера художественного образования;

· Принцип природосообразности — это постановка или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

· Принцип интереса — это построение или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом

 В программе «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:

1. формирование эстетического отношения  и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творческтва;

3. ознакомление детей м основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения;

 Методы эстетического воспитания.

1. метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

2. метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

3. метод эстетического убеждения;

4. метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

5. метод эстетического выбора (убеждения красотой), направленный на формирование эстетического вкуса;

6. метод разнообразной художественной практики;

7. метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

8. метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций пробуждающих интерес к художественной деятельности;

9. метод эвристических и поисковых ситуаций. ;

 Отличительной особенностью Программы является интеграция. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

 Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно- методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).

 К учебно- методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы создания выразительного образа.

 К наглядно-методическим изданиям относятся:

1. Тематические плакаты для обогащения восприятия детей уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Фрукты», «Овощи», «Наш луг», «Еловый лес»)

2. Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты»)

3. Незавершенные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная елочка», «Витрина магазина»)

4. технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры»)

5. Серия альбомов для художественного детского творчества («Наш вернисаж», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Израсцы», «Писанки»)

Формами подведения итогов реализации программы служат:

  • педагогическая диагностика;
  • организация выставок совместного творчества взрослых и детей;

Перед нами, работниками ДОУ, стоит непростая задача-построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода.

 Мы надеемся, что вас заинтересует данная программа «Цветные ладошки» и  вы используете  ее в педагогической деятельности.

                                             

                                                                              Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"

Семинар-практикум  для  воспитателей  дошкольного  учреждения, занимающихся  театрализованной  деятельностью  старших  дошкольников...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

Занятия художественным творчеством, как условие успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.

Рекомендации по организации занятий художественным творчеством для детей с ОВЗ....

Международный фестиваль детского художественного творчества как условие воспитания толерантности

Воспитание толерантности – актуальная задача, стоящая перед сегодняшним образованием. Дополнительное образование дает возможность решать эту задачу разными способами. Одним из способов, уже четыре год...

Презентация (выступление) "Развитие личности посредством художественного творчества в условиях детского дома"

В выступлении на  педагогической конференции "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие развития воспитанников" представлен  собственный  п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...