Занятия художественным творчеством, как условие успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.
консультация на тему

Згурская Инга Николаевна

Рекомендации по организации занятий художественным творчеством для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: « Занятия художественным творчеством, как условие  успешной социализации детей с ОВЗ в обществе».

                                                                                      Выполнила: Згурская И.Н.

Педагог дополнительного образования

2014г.

Одной из главных задач  при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

        Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. У  этих детей ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. И эти проблемы можно решить через занятия     декоративно-прикладным творчеством, так как  это  прекрасная  возможность  для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.  Занятия дают ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний.  

Ведущая идея  занятий художественным творчеством - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях, является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным  изделиям, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.

В программу занятий необходимо включать различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, макраме,   папье-маше, лепка из  соленого теста, поделки из природного материала, кожи,   поделки из бумаги и ниток,  изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  прикладному творчеству и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В ходе работы педагогу нужно  найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. . Занятия необходимо разрабатывать с учетом возрастных, психо-физических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных  особенностей детей с ОВЗ.

Для развития творческих способностей хорошо использовать нетрадиционные техники (коллаж с применением  различных материалов; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация и т.д).Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью,   дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка..

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же  нужно дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.    Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий детям необходимо оказывать разные виды помощи, поощрения.    Таким образом, от занятия к занятию: дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.

         Все занятия необходимо проводить в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания. При этом педагогу необходимо постоянно корректировать деятельность ребенка, помогать ему вовремя исправить допущенные ошибки.  

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В целом, работа  на занятиях художественным творчеством позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме.

Список литературы

1.        Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.

2.        Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990

3. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.-128с.

4.  Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.- с.106-109

5. Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004. – с.108-109

6. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического

развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.

7. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб: Речь, 2007

8.  Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37.

9. Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.

10. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.-С.Федоров, 2004.-с.4-81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по образовательной области "художественное творчество"тема: Знакомство детей с гжельской росписью,

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и н...

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

«Мышка хоть совсем мала, репку вытянуть помогла» комплексное занятие художественному творчеству творчеству младшая группа

Помогает внимательно слушать рассказ взрослого, отвечать на вопросы по содержанию сказки, не перебивать говорящего, обогощать словарь за счет звукоподражания,воспитывать уверенность в себе...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Доклад: «Как развить внимание ребенка и подготовить его к занятиям художественным творчеством?

Внимательность,наблюдательность необходимое качество не только у художника...

Внеклассное занятие Художественное творчество Рисунки на тему: «Город Курск»

Внеклассное занятиеХудожественное творчествоРисунки на тему: «Город Курск»Цели:познавательнаяпродолжить знакомить воспитанников с городом Курском, его достопримечательностямикоммуникативнаяформировани...

Социализация детей с ОВЗ в общество.

Выступление на педсовете из опыта работы с детьми с ОВЗ....