Доклад: «Как развить внимание ребенка и подготовить его к занятиям художественным творчеством?
материал на тему

Ордынская Наталья Николаевна

Внимательность,наблюдательность необходимое качество не только у художника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

 на тему: «Как  развить внимание ребенка и подготовить его  к занятиям художественным творчеством?

                                 Выполнила

                              педагог доп. образования Ордынская Н.Н.

Конечно все понимают, что быть внимательным, наблюдательным, уметь сосредоточиться - все это необходимо не только художнику!

Произвольно удерживать внимание на предмете, который рассматриваешь,   на  деле, которое  выполняешь, по настоящему слышать и видеть собеседника, думать именно о том, что он тебе говорит в данный момент; не отвлекаться от своей собственной мысли — как все это просто и как трудно!  И как нужно с малых лет воспитания у ребенка эти качества!

Что же касается искусства, художественного творчества, то там внимание играет огромную и незаменимую роль. И оно, как мы увидим, многогранно. Это и простая наблюдательность, столь необходимая, нелегко дающаяся это и особое, «родственное» внимание к миру, в то же время и с вниманием к собственным своим переживаниям, без которого невозможно зарождение художественных замыслов... Но об этом позже, а пока начнем с самого простого. Нетрудно представить, в каком Невыгодном положении оказывается ребенок, не владеющий пристальным, направленным вниманием к окружающему, когда он начинает заниматься каким-нибудь видом искусства. Его рисунки с натуры лишены общего сходства и характерных подробностей, его рассказы или рисунки по представлению бедны, неконкретны и  им недостает полнокровного жизненного материала.

Поэтому ребенку не удается найти убедительную и неповторимую форму для выражения своего замысла, Причина неудач, конечно, не осознается ребенком. Может быть, он начнет искать новые темы для рассказов или композиций, все более «интересные» и «оригинальные», но и они получат столь же бедное и неубедительное Воплощение.

Как же развить внимание ребенка и подготовить его занятиям художественным творчеством?

...Вы гуляете с ребенком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту падающих листьев. Вас привлекает все: какие они разноцветные, как застилают землю и даже их полет...

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых кленовых листа. Он охотно примется за поиски и будет| приносить вам многочисленные пары листьев, которые и первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, вы вскоре убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но все-таки не одинаковы.

   Так ребенок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он видел их очень мало (ну, лист, ну, большой, ну, желтый, по краям зубчики... и все!)

А теперь он увидит разные оттенки желтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок, приметит гладкость или шероховатость поверхности и даже то, как загибается черешок. Это и станет началом развития внимания, и по этому пути вы легко поведете ребенка, предлагая ему время от времени подобные задания. Их нетрудно придумать, если самим быть внимательным к тому, что нас окружает и что в этом окружении привлекательно для ребенка: цветы, камни, ветки, шишки, грибы...        ;

В процессе этих занятий вы и сами с приятным удивлением заметите, как обновляется, словно пробуждаясь от ленивого полусна, ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались вам одинаковыми
и повторяющимися.

По будьте, готовы к тому, что ребенок может опередить вас, оказаться более зорким: ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому; многие впечатления для него сравнительно новы, он не привык еще, как мы, называть их «вчерашним именем».

Наблюдательность ребенка можно развить и укрепить с помощью более конкретных заданий. 

Выложите на стол три самых простых предмета, например три луковицы,  очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий. И предложите ребенку загадать вам своеобразную загадку. Пусть он внимательно разглядит луковицы, найдет отличительные признаки каждой из них, а потом выберет одну и, не говоря вам какую, нарисует ее. По так, чтобы можно было угадать, которая из трех изображена. В работе ребенок может пользоваться тем материалом, который для него наиболее привычен: карандашами или фломастерами, гуашью или мелками; рисунок может быть цветным или черно-белым, крупным или мелким — лишь бы изображение было узнаваемо.

Но предположим, что ребенку это задание не удалось: вы указываете на одну луковицу, его приятель — на другую, сам он имел в виду третью...

Тогда непременно нужно провести дружеское обсуждение. Пусть сам  автор рисунка покажет, какие черты выбранного им  предмета он считает индивидуальными, отличающими  его от двух других.   Разберитесь  вместе,

Возможен не только изобразительный, но и словесный вариант этого задания. Пускай ребенок рассмотрит несколько похожих предметов (тех же луковиц, камней и др.) и расскажет об одном из них, на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идет речь.

Материал для подобных заданий неисчерпаем и всегда под рукой.

Специального внимания требует, пожалуй, цветовой облик окружающего мира.

Наше видение цвета  с  детства  осложняется  неустранимым обстоятельством. Дело в том, что человеческий глаз различает огромное количество оттенков  цвета ,а слов для их обозначения в языке гораздо

меньше, на практике же мы пользуемся скудным набором цветообозначений: красный, зеленый, коричневый,  и т. п. Но, наверное, неизбежно: нельзя  себе   представить, чтобы каждый из неисчислимых оттенков зеленого цвета, например, имел свое, особое название. Обобщенные наименования цветов психологически необходимы человеку чтобы навести какой-то порядок в своем восприятии цвета, многообразия мира, быть понятым другими.

Но для развития, художественного восприятия в этом и серьезная опасность: привычные и удобные слова подменяют собой реальные краски мира.

Трава ,  листья — зеленые,  снег — белый,  небо — синее, голубое) либо серое. И мы методично внедряем в сознание ребенка эти стереотипы.

 Хорошо  «помогают» нам многочисленные альбомы для раскрашивания, которые рекомендуют ребенку обозначить красным цветом  мухомор, гребень петуха и лапки гуся; предлагают тиражировать желтых цыплят, зеленых лягушат и т. д. и т. п.

И очень скоро маленький человек начинает видеть (лучше сказать: не видеть) мир в соответствии с этой сложной таблицей. А ведь небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь прозолоченное солнцем, и почти что белое, и многоцветное... Но человек взглянет! мельком вверх — увидит его, как положено, голубым. Он это с детства знает.

Присмотритесь к многоцветию реального мира и не упускайте случая обращать на нее внимание ребенка. Да, летом все листья зеленые. Но положите маленький листок березы  на широкий дубовый: видите, какая

разница?

А какое многообразие вносит в летнюю зелень солнечный свет! Вот поверхность листа, отражающая свет неба,— она голубовато-зеленая и блестит, а изнанка пронизана солнцем, она золотисто-зеленая. Упала тень от соседнего листа - это совсем новый оттенок.

Итак, ваш ребенок убедился, как неисчислимы отличия в предметах, которые прежде казались одинаковыми.
Может быть, даже достиг виртуозности в поисках различительных признаков.
        

Но — пойдем дальше! Мы только что убедились, сколько общего имеют между собой самые непохожие листья — особенно в сравнении с другими предметами, не листьями. А между разными категориями предметов нет никакого сходства?

Вспомним, сколько раз нам случалось принимать осенний лист за шляпку гриба! А лист дерева и лист бумаги случайно названы одним и тем же словом? Ваш ребенок теперь уже легко найдет много признаков, по которым они похожи.

Разве кленовый лист цветом и контуром не похож на корону? А красные листья боярышника не могут вышить ассоциации с языками пламени?

Посмотрим внимательно вверх: на что похожи облака, проходящие над нашей головой? На вату белизной, пухлостью, хлопьями. На льва, разинувшего огромную пасть,— очертанием. На синеватые морские волны е белыми пенными «барашками», да и на самих курчавых барашков. На сказочный город со степами, башнями, дворцами...

Каждый предмет обладает великим множеством признаков, и каждый признак роднит его с разными предметами и явлениями жизни, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют.

Осенние листья чем-то похожи на листы бумаги '(тонкостью  и  сухостью,  невесомостью  и  шуршанием...),  а чем то — на огонь  (желто-красным красками, формой, напоминающей языки пламени).

Можно организовать даже специальную игру «Что на что похоже». Ее описывает  В. А. Левин в книге «Воспитание творчества» Знание, 1972)

Подобные игры со словами подготовят ребенка к любым формам словесного общения, в том числе и к особому общению с другими людьми через художественное слово, готовят его к занятиям художественно-изобразительной деятельностью.

А кроме того, привычка работать с оттенками цвета, обогащение запаса слов, уточнение их значения — все это не только поможет ребенку лучше запечатлевать результаты своих наблюдений жизни; это будет оказывать и обратное влияние на само наблюдение, делать его все более тонким, все более осознанным.

Мы рассказали о пробуждении и обострении внимания

 ребенка к окружающему миру и о  развитии  некоторых качеств, нужных для того, чтобы запечатлеть увиденное в изобразительной или словесной форме.

Однако, ни зоркое наблюдение жизни умелая передача увиденного в изображении или описании еще не составляют сущности того, чем занимается настоящий художник. О том, как приобщить ребенка к решению полноценных художественно-творческих задач, мы будем говорить подробнее в следующий раз

Это мне пригодится, это мне пригодится. Позабыв про усталость,

смотреть и смотреть,

 Как огромное солнце осторожно садится,

               Очень тихо садится в озерную медь;

 Список литературы:

1.А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская

«Ступеньки к творчеству», Москва, «Педагогика»,1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память, внимание, мышление. Что необходимо знать учащимся художественной школы и их родителям.

Материал "Память, внимание, мышление" предназначен для знакомства с этими понятиями в интерактивной форме. выполняя ряд упражнений родители дети лучше поймут особенности основных психических функций. ...

Портфолио индивидуальной траектории развития ребенка на занятиях художественной гимнастики.

В физическом воспитании  «Портфолио индивидуальной траектории развития ребенка» - это организационная форма взаимодействия тренера  и занимающегося на основе рефлексивного  подхода...

Работа на тему "Развитие внимания у обучающихся на кружковых занятиях"

В данной работе на тему "Развитие внимания у обучающихся на кружковых занятиях"  представлен материал о развитии внимания у обучающихся на кружковых занятиях. В работе раскрывается важн...

Доклад на тему: "Воспитание любви к Отечеству посредством художественного слова на основе произведений Николая Алексеевича Некрасова"

Доклад на районных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность»...

Тема родительского собрания в 9 классе «Как помочь ребенку успешно подготовиться к ГИА»

Тема родительского собрания в 9 классе«Как помочь ребенку успешно подготовиться к ГИА»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11227492","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...

Родительское собрание 9 класс "Как помочь ребенку успешно подготовиться к ОГЭ"

мТема родительского собрания в 9 классе«Как помочь ребенку успешно подготовиться к ОГЭ» Приглашены – школьный психолог,учитель русского языка,учитель математики Повестка1.​ В чем кроетс...

Как подготовить конкурсное занятие педагогу-организатору

При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально-авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подг...