Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения
рабочая программа на тему

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы

     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2

 

 

Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности.

Категория обучающихся: учащиеся 1 «Б» класса.

     Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 66 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnye_ladoshki.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мянннова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала

ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 « Цветные ладошки»

(нравственное направление)

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

1 класс второй год обучения

Составитель программы:

Аипова Рабия Мунировна

Ульяновск, 2018

Содержание

1

Паспорт рабочей программы

2

Введение

3

Пояснительная записка

4

Планируемые личностные результаты

5

Планируемые предметные результаты

6

Базовые учебные действия

7

Содержание рабочей программы

8

Учебно-тематическое планирование

9

Перечень материально-технического обеспечения

10

Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

11

Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности.

Категория обучающихся: учащиеся 1 «Б» класса.

     Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 66 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

                                 Пояснительная записка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в младшем школьном возрасте, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:

-неустойчивое внимание;

-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;

- пониженная работоспособность;

-общее недоразвитие речи;

- нарушение эмоционально-волевой сферы.

В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Всем известно, что дети младшего возраста очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с

артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Работа в внеурочной деятельности «Цветные ладошки» средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Планируемые личностные результаты Планируемые предметные и личностные результаты

Предметные учебные действия:

-различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

- Рисовать пальчиками.

-Рисовать пальчиками.

-Рисовать поролоновым тампоном.

-Рисовать ладошкой.

-Оттиски печатками картофеля.

-Тычки жесткой полусухой кистью.

Личностные учебные действия:

 - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, посещением учебных занятий,

 -  осознание себя как члена классного коллектива, одноклассника, друга.

Базовые учебные действия.

 Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс),

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем,

- обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия:

 - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место,

 - принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

 - следовать предложенному плану и работать в общем темпе,

 - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

              Содержание программы

- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Рисование ладошкойребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

1 четверть (16 часов)

1

«Ладошка правая, ладошка левая.»

2

1 час

1 час

2

«Золотая осень».

2

1 час

1 час

3

«Красивый букет»

2

1 час

1 час

4

«Разноцветные бабочки».

2

1 час

1 час

5

«Осенние листочки».

2

1 час

1 час

6

«Дождь»

2

1 час

1 час

7

«Ежик»

2

1 час

1 час

8

« По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

2

1 час

1 час

2 четверть (16 часов)

9

«Снежная семья».

2

1 час

1 час

10

«Мои рукавички».

2

1 час

1 час

11

«Узоры на окнах».

2

1 час

1 час

12

 «Ёлочка пушистая, нарядная».

2

1 час

1 час

13

 «Животное – символ Нового года»

2

1 час

1 час

14

« Снегурочка»

2

1 час

1 час

15

 «Дед Мороз».

2

1 час

1 час

16

«Снеговичок»

2

1 час

1 час

3четверть (18 часов)

17

«Мое любимое дерево».

2

1 час

1 час

18

«Зимний пейзаж».

2

1 час

1 час

19

«На что похоже?»

2

1 час

1 час

20

«Хоровод снеговиков»

2

1 час

1 час

21

«Северный олень»

2

1 час

1 час

22

 «Звездное небо».

2

1 час

1 час

23

 «Подарок папе».

2

1 час

1 час

24

 «Букет для мамы».

2

1 час

1 час

25

 «Птицы возвращаются»

2

1 час

1 час

2 четверть (16 часов)

26

«Какого цвета весна».

2

1 час

1 час

27

 «Ручеек»

2

1 час

1 час

28

«Пасхальное яйцо»

2

1 час

1 час

29

«Расцвели одуванчики».

2

1 час

1 час

30

«Хмурый день».

2

1 час

1 час

31

«Цветочная поляна».  

2

1 час

1 час

32

«Букет к 9 мая».

2

1 час

1 час

33

«Бабочка»

2

1 час

1 час

Итого: 66 уроков

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Цель:        

     1. Определение уровня знаний обучающихся за учебный год.

     2. Проведение контроля за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

     Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

     Результаты:

0 баллов - нет продвижения;

1 балл - минимальное продвижение;

2 балла - среднее продвижение;

3 балла - значительное продвижение.

Предметные результаты:

     Бальная система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

     Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

     Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

     В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

     Например:

- выполняет действие самостоятельно;

- выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);

- выполняет действие по образцу;

- выполняет действие с частичной физической помощью;

- выполняет действие со значительной физической помощью;

Список использованной литературы

1.Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007.-32с.

2.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т. д

3.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

4.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

5.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: "Познай себя"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по  внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Познай себя», количество часов 34 для 8 класса...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы: социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопа...

Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов

Данная  рабочая программа составлена на основании: - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004г.№1089.-За...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...