Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения
рабочая программа на тему
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности.
Категория обучающихся: учащиеся 1 «Б» класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 66 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnye_ladoshki.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Мянннова Г.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор__________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
« Цветные ладошки»
(нравственное направление)
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
1 класс второй год обучения
Составитель программы:
Аипова Рабия Мунировна
Ульяновск, 2018
Содержание
1 | Паспорт рабочей программы | |
2 | Введение | |
3 | Пояснительная записка | |
4 | Планируемые личностные результаты | |
5 | Планируемые предметные результаты | |
6 | Базовые учебные действия | |
7 | Содержание рабочей программы | |
8 | Учебно-тематическое планирование | |
9 | Перечень материально-технического обеспечения | |
10 | Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов | |
11 | Лист внесения изменений |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности.
Категория обучающихся: учащиеся 1 «Б» класса.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 66 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Пояснительная записка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в младшем школьном возрасте, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:
-неустойчивое внимание;
-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;
- пониженная работоспособность;
-общее недоразвитие речи;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Всем известно, что дети младшего возраста очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с
артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Работа в внеурочной деятельности «Цветные ладошки» средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Планируемые личностные результаты Планируемые предметные и личностные результаты
Предметные учебные действия:
-различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
- Рисовать пальчиками.
-Рисовать пальчиками.
-Рисовать поролоновым тампоном.
-Рисовать ладошкой.
-Оттиски печатками картофеля.
-Тычки жесткой полусухой кистью.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, посещением учебных занятий,
- осознание себя как члена классного коллектива, одноклассника, друга.
Базовые учебные действия.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс),
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем,
- обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные учебные действия:
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место,
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе,
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Содержание программы
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | |||||
1 четверть (16 часов) | |||||
1 | «Ладошка правая, ладошка левая.» | 2 | 1 час | 1 час | |
2 | «Золотая осень». | 2 | 1 час | 1 час | |
3 | «Красивый букет» | 2 | 1 час | 1 час | |
4 | «Разноцветные бабочки». | 2 | 1 час | 1 час | |
5 | «Осенние листочки». | 2 | 1 час | 1 час | |
6 | «Дождь» | 2 | 1 час | 1 час | |
7 | «Ежик» | 2 | 1 час | 1 час | |
8 | « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | 2 | 1 час | 1 час | |
2 четверть (16 часов) | |||||
9 | «Снежная семья». | 2 | 1 час | 1 час | |
10 | «Мои рукавички». | 2 | 1 час | 1 час | |
11 | «Узоры на окнах». | 2 | 1 час | 1 час | |
12 | «Ёлочка пушистая, нарядная». | 2 | 1 час | 1 час | |
13 | «Животное – символ Нового года» | 2 | 1 час | 1 час | |
14 | « Снегурочка» | 2 | 1 час | 1 час | |
15 | «Дед Мороз». | 2 | 1 час | 1 час | |
16 | «Снеговичок» | 2 | 1 час | 1 час | |
3четверть (18 часов) | |||||
17 | «Мое любимое дерево». | 2 | 1 час | 1 час | |
18 | «Зимний пейзаж». | 2 | 1 час | 1 час | |
19 | «На что похоже?» | 2 | 1 час | 1 час | |
20 | «Хоровод снеговиков» | 2 | 1 час | 1 час | |
21 | «Северный олень» | 2 | 1 час | 1 час | |
22 | «Звездное небо». | 2 | 1 час | 1 час | |
23 | «Подарок папе». | 2 | 1 час | 1 час | |
24 | «Букет для мамы». | 2 | 1 час | 1 час | |
25 | «Птицы возвращаются» | 2 | 1 час | 1 час | |
2 четверть (16 часов) | |||||
26 | «Какого цвета весна». | 2 | 1 час | 1 час | |
27 | «Ручеек» | 2 | 1 час | 1 час | |
28 | «Пасхальное яйцо» | 2 | 1 час | 1 час | |
29 | «Расцвели одуванчики». | 2 | 1 час | 1 час | |
30 | «Хмурый день». | 2 | 1 час | 1 час | |
31 | «Цветочная поляна». | 2 | 1 час | 1 час | |
32 | «Букет к 9 мая». | 2 | 1 час | 1 час | |
33 | «Бабочка» | 2 | 1 час | 1 час | |
Итого: 66 уроков |
Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
Цель:
1. Определение уровня знаний обучающихся за учебный год.
2. Проведение контроля за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл - минимальное продвижение;
2 балла - среднее продвижение;
3 балла - значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
- выполняет действие самостоятельно;
- выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);
- выполняет действие по образцу;
- выполняет действие с частичной физической помощью;
- выполняет действие со значительной физической помощью;
Список использованной литературы
1.Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007.-32с.
2.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т. д
3.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
4.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
5.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: "Познай себя"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Познай себя», количество часов 34 для 8 класса...
Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов
Данная рабочая программа составлена на основании: - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г.№1089.-За...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...
Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 ва...