Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
рабочая программа на тему

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: 3б класс

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:102 часа.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 3 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

 

 

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progrmma._domovodstvo.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор____ Пономарева М.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

 «Домоводство»

Предметная область «Технологии»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

3б класс

Составитель программы:

Аипова Р.М.

Ульяновск 2018

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: 3б класс

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:102 часа.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 3 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Пояснительная записка

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

        Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Планируемые личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Предметные результаты

1. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:

-умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

-умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

-умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов.

Базовые учебные действия.

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  •  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:  

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание рабочей программы

     Программа по домоводству включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание и культура поведения»,«Умения и навыки», «Покупки».

Личная гигиена.

Части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Правая и левая руки. Правая и левая ноги. Мытье ног с помощью взрослого.

Волосы. Уход за волосами. Пользование расческой.

Руки: локоть, ладонь, пальцы. Название пальцев. Ногти. Уход за ногтями (подстригание, чистка от грязи).

 Нос. Значение носа. Уход за носом, пользование носовым платком.

 Зубы. Значение зубов. Уход за зубами (чистка зубов).

 Рот, губы. Уход за полостью рта, губами (ополаскивание после приёма пищи, вытирание салфеткой губ, после приёма пищи).

Умения и навыки.

Знать основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Знать более детальные части тела (нос, рот, зубы, губы, подбородок, затылок, щеки). Самостоятельно пользоваться носовым платком, салфетками. Самостоятельно пользоваться расческой. Уметь ополоснуть полость рта после еды и чистить зубы зубной пастой. Уметь мыть ноги. Уметь соблюдать этапы утреннего и вечернего туалета.

 Одежда и обувь.

 Соблюдение опрятности внешнего вида. Умение заправить рубашку в брюки, застегнуть пуговицы на рубашке и брюках (с помощью взрослого). Уметь подтягивать носки, гольфы, колготки, спортивные штаны и брюки. Уметь расправлять складки воротника на платье, блузке, рубашке.

 Знать последовательность надевания различных предметов одежды. Уметь различать изнаночную и лицевую стороны одежды. Уметь застегивать и расстегивать пуговицы крупной величины (на пальто, куртке). Формировать умение застегивать и расстегивать пуговицы меньшего размера (на рубашке, штанах, кофте).

 Формировать умение различать обувь для правой и левой ног.

 Продолжать учить шнуровать обувь и завязывать шнурки на бантик.

 Учить содержать одежду и обувь в порядке, чистоте. Приучать к умению хранить одежду и обувь в одном месте.

 Питание и культура поведения.

 Знание и различение основных продуктов питания: суп, каша, мясо, котлета, картофель, рыба, яйцо, масло, сахар, соль, варенье, компот, чай, кофе, какао.

 Учить оказывать помощь при сервировке стола (к завтраку, к чаю, к обеду, к ужину).

 Учить убирать посуду после еды.

 Учить учащихся дежурить в столовой. Учить учащихся правильному поведению за столом во время приёма пищи. Учить использовать в речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «подайте» «будьте добры».

 Воспитывать культурный приём пищи.

 Умения и навыки.

 Знать правила сервировки стола к завтраку. Знать назначение посуды, используемой для сервировки стола к завтраку. Уметь накрывать (помогать взрослым) на стол с учётом конкретного меню.

 Знать правила поведения за столом, уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу. Уметь мыть чайные чашки тёплой водой.

 Знать обязанности дежурного по столовой: расставить столовые принадлежности, убрать использованную посуду (тарелка в тарелку), принести необходимые столовые приборы, блюдо.

Покупки.

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

Учебно-тематическое планирование

3б класс– 102 часа.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (24 часа)

1

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле, картинке, себе и другом ребенке

3

2

Части лица: глаза, рот, нос, уши. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке.

3

3

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой, картинкой, собой, другим ребенком

3

4

Отождествление себя в зеркале, на фотографии

3

5

Предметы санитарии и гигиены по уходу за человеком, их назначение.

3

6

Предметы моющих средств по уходу за посудой.

3

7

Предметы моющих средств по уходу за вещами (порошок, мыло). Ручная стирка.

3

8

Волосы. Уход за волосами: расчесывание. Предметы санитарии и гигиены по уходу за волосами (шампунь).

3

2 четверть (24 часа)

1

Руки. Уход за руками: мытье, вытирание. Предметы санитарии и гигиены по уходу за руками (мыло, крем).

3

2

Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком.

3

3

Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды.

3

4

Зубы. Значение зубов. Уход за зубами: чистка зубов.

3

5

Сюжетно – ролевая игра «Мы в гостях»

1

6

Одежда: носильная и верхняя. Виды верхней одежды по сезонам.

3

7

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.

3

8

Застегивание пуговиц, замка.

3

9

Последовательность одевания одежды.

2

3 четверть (30 часов)

1

Последовательность одевания одежды.

1

2

Упражнение в одевании

1

3

Обувь. Виды обуви по сезонам.

3

4

Различение обуви на правую и левую ноги.

3

5

Упражнение в обувании.

3

6

Упражнение в шнуровке.

3

7

Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви.

3

8

Уход за одеждой: стряхивание от пыли.

2

9

Уход за одеждой. Стирка мелких предметов одежды (носовые платочки, носочки и др.).

2

10

Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой.

3

11

Правила поведения за столом. Пользование столовыми приборами. Культура еды.

3

12

Посуда. Её назначение.

3

4 четверть (24 часа)

1

Знание и различение основных блюд питания.

3

2

 Правила накрывания на стол (сервировка стола).

3

3

Сюжетно-ролевая игра «К нам пришли гости».

3

4

Покупки. Основные виды магазинов их значение.

3

5

Правила поведения в магазине.

3

6

 Виды отделов в продуктовом магазине.

3

7

 Правила покупки товара.

3

8

Складывание покупок в сумку.

3

Итого:                                             102 часа.

Перечень материально-технического обеспечения

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает:

- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки бельяи др.

- оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, микроволновая печь), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например,

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с  тяжелой ,умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...