Методические материалы. "Рисуем сирень в технике пуантилизм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Лариса Юрьевна

    Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risuem_siren_v_tehnike_puantilizm.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуем сирень в технике пуантилизм

         Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.

    Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось.

    Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза – то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего.

           Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

     В одном из главных произведений Сера – картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» изображены парижане, отдыхающие на берегу Сены в воскресный день. Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на плоскости.

    А вот на картинах пуантилиста Поля Синьяка (1863-1935) мозаика точечных мазков приобретает энергию, отличную от замедленного ритма живописных изображений Сера. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга, создавая эффект цветовой массы, которая словно рождается на глазах у зрителя. И картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью.

   Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но как видно из этих картин, это было совершенно не так. Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины.

Картины художников-пуантилистов привлекают своей необычностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».

Рисуем сирень в технике пуантилизм.

Первый этап работы.

 Карандашный набросок. На листе бумаги выполнить набросок будущей ветки сирени. Она имеет форму вытянутого усеченного треугольника. Для большего подобия –отсечь и два других угла.

Второй этап работы.

Прорабатываем цветы сирени. Краску набираем ватной палочкой. После каждого прикосновения палочки с краской к бумаги, количество гуаши надо пополнять. При каждом пополнении желательно брать другой цвет. Ватную палочку от предыдущей краски не очищать – больше оттенков цвета. Форму будущей цветущей ветки заполняем прикосновениями пальца с краской, стараясь на оставлять пропущенных мест и не смешивая цвета. Цвет будущей ветки сирени подбирается в зависимости от собственного вкуса художника.

Третий этап работы.

Рисуем листья. Круглой кистью прорисовываем листья сирени. Они напоминают «сердечко». Краску наносим начиная от цветов более темного цвета (тень), и постепенно постепенно переходим к более светлым. Здесь можно использовать черную, зеленую, желтую краски. Завершаем работу.

Сирень лиловая цветет,

 Над ней шмелей столпотворенье,

В наш мир приходит каждый год

Сиреневое озаренье.

Дрожат округлые кресты,

И их таинственные грани,

Литой, как в камне красоты,

Мерцают в собственном тумане.

В крестах, умноженных стократ,

Лилового огня горенье

И безупречный аромат

Сиреневого озаренья...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Техника Пуантилизм"

Проект ввиде презентации  познакомит с историей и техникой Пуантилизма....

Разработка занятия по теме "Натюрморт в технике пуантилизм"

Разработка занятия  "Натюрморт в технике пуантилизм" для 2-го года обучения   изостудии....

Конспект внеурочного занятия "Изображение рыбки в технике "пуантилизм" 1 класс

На занятии вы ознакомитесь с творчеством художника Ж. Сёра и научитесь изображать золотую рыбку в нетрадиционной технике "пуантилизм"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12394680","attri...

Декоративно-прикладное искусство Тема: "Городской пейзаж в технике пуантилизма".

Конспект урока  посвящен живописи Франции XIX века Пуантилизм, или дивизионизм — живопись точками. Посмотрим на картины знаменитых художников основоположников классическ...

Учимся работать в технике "Пуантилизм"

Вот такие замечательные работы получаются в технике "пуантилизм", которую полюбили наши дети. Результат получается у всех разный, даже если образец был взят один - а получается он из индивид...

Мастер-класс "Натюрморт в технике пуантилизма"

Мастер-класс "Натюрморт в технике пуантилизма"...