Декоративно-прикладное искусство Тема: "Городской пейзаж в технике пуантилизма".
план-конспект занятия (6 класс)

Лях Елена Петровна

Конспект урока  посвящен живописи Франции XIX века Пуантилизм, или дивизионизм — живопись точками. Посмотрим на картины знаменитых художников основоположников классического пуантилизма в живописи, работы Жоржа Сера и Поля Синьяка и возникают строки

Как балерина на пуантах
Танцует кисть по полотну
Цвета, звучащие бельканто
Совьют мелодию одну.
И мозаичная картинка
Вдруг соберется воедино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodskoy_peyzazh.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №325

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по ДПИ

Тема: «Городской пейзаж в технике пуантилизма»

                                                                                                                                       Составитель:

                                                                                 педагог дополнительного образования

ГБОУ школы №325

                                                                                                                 Лях Елена Петровна

Санкт-Петербург

2018

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема: «Городской пейзаж в технике пуантилизма»

Цель занятия: Сформировать представление о направлении во французской живописи – пуантилизме. В изображении городского пейзажа.

Вид занятия:  объяснения нового материала и закрепления знаний.

                                                                                                                                                  Тип занятия: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма: На занятии используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Тема: «Городской пейзаж в технике пуантилизма»

Задачи:                                                                                                      Образовательная:

  • Познакомить учащихся с художественными техниками (направлениями) в живописи: “Пуантилизм”, повторяя тему: “Импрессионизм”;
  • Научить детей использовать технику рисования “Пуантилизм”.

Развивающая: 

  • Развитие логического мышления: внимания, памяти;
  • Развитие творческих способностей;
  • Учить понимать красоту окружающей действительности;
  • Развивать у учащихся чувство прекрасного;
  • Расширять кругозор;

Воспитательная:

  • формирование учебной деятельности через познавательный интерес;
  • эмоционально откликаться на разнообразные направления в искусстве
  1. Планируемые достижения:

Предметные:  

  ученик научится узнавать и воспринимать шедевры мастеров импрессионизма.

проводить анализ, выделять главное в картине;
- умение изображать пространство в пейзаже.
- развитие творческих способностей при работе над
созданием выразительного художественного образа;
- формирование художественной культуры, потребности в
художественном творчестве и в общении с искусством;

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной   темы для понимания изображения городского пейзажа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;                                                                                                                                                                

Метапредметные (УУД) :                                                                                                                          Личностные: Умение определять цель, проблему в учебной практической
деятельности; анализировать работы товарищей,
корректировать свое мнение, излагать свое мнение в диалоге,
аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке.
- организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение.
Представление о художниках импрессионистах, какие характерные черты присущи импрессионизму?

Приобщение к мировой художественной культуре, интерес к художественно- творческой деятельности;

Первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

Выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Познавательные: обучающийся, научится расширять свои представления об искусстве;

Ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

Осуществлять поиск нужной информации, используя интернет ресурсы и средствах ИКТ.                                                                                

Поиску информации в учебнике выбирать способы решения: поиск композиции; выбор материалов.

Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка).

Регулятивные:                                                                                                                       ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать  свои возможности самостоятельной деятельности,   добывать новые знания.                                                                                                                                                             Целеполагание:                                                                                                                                          Будет уметь планировать свою  учебно- познавательную и практическую деятельность;                                                                                                                                                                                                                                Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные:                                                                                                               Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Материально-техническое обеспечение
Техника и оборудование:
Магнитная доска, проектор, проигрыватель, пособия учителя,
презентация, раздаточный материал
Видео ряд: Видео зарисовка “И опять Мондильяне…” – на фоне Парижа Анна Ахматова читает стихотворение о художнике.                                  Музыкальный ряд: Клод Дебюсси “Лунный свет на террасе” – слушание.

                                Ход занятия

  1. Организационный момент (2 мин)

 Распределение учеников по группам из 5 человек, подготовка к работе. Слушают учителя. Садятся за парты по группам. Готовят рабочее место.

  1. Мотивационный блок. Актуализация новых знаний. (6 мин)                                                                                                             

В конце XIX века русская поэтесса А.Ахматова и поэт Н. Гумилев посетили эту страну. Какую?

Давайте посмотрим ролик.

Видеофрагмент – И ОПЯТЬ МОДИЛЬЯНИ... Ожившая поэзия (А.Ахматова)

Действительно, наш урок будет посвящен живописи Франции XIX века

 На прошлом занятии вам дано было задание тест:

1. Найдите представителей импрессионизма:

А) К.Моне;
Б) П. Синьяк;
В) И. Шишкин.

2. Характерной чертой импрессионизма является:

А) Впечатление;
Б) Успех;
В) Интерес к природе.

3. В каком веке возникло это направление в живописи

А) XVIII век;
Б) XIX век;
В) XX век.

4) Родиной импрессионистов является …

А) Голландия;
Б) Испания;
В) Франция.

2. Найдите значения трех слов в интернете, далее эти определения сохраните и запишите их на доске.

 Двое детей работают в интернете:

Пуанты – это…
Пуантилизм – это…
Дивизионизм – это…

 Картины импрессионистов: 
“Пруд с кувшинками”.
Э. Дега “Танцовщицы”.
К. Моне “Женщина в саду”.

– Посмотрите на экран и назовите авторов этих картин

В каком направлении работали эти художники?

– Какие характерные черты присущи импрессионизму? (сиюминутность, впечатление от увиденного.)

Слушание музыки Клода Дебюсси “Лунный свет на террасе”.

Итак, мы повторили тему импрессионизм 

  1. Изучение нового материала:

Слайд 5

Рассказ учителя.

– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о неоимпрессионистах. Научимся применять на практике технику живописи – пуантилизм.

– Приставка “нео” означает новый.

Слайд 6

В этом направлении работали два художника: Ж. Сёра и П. Синьяк.

Слайд 7 – тема урока.

Итак, сегодня тема нашего урока городской пейзаж в технике ПУАНТИЛИЗМА.

Пуантилизм, является одним из интереснейших и необычных направлений живописи. А что означает слово пуантилизм (от французского pointiller – “писать точками”, пуантилизм – от французского pointel – “письмо точками”).

Пуантилизм, или дивизионизм — живопись точками. Картины написаны раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы, стоят близко друг другу, они могут быть круглыми, квадратными (отпечаток плоской кисти), или слегка вытянутыми. Если отойти от холста на расстояние, они сольются в сплошную картину. Художники, нанося на холст чистые краски, рассчитывали на оптическое смешение цветов в глазу зрителя, и им это удавалось. Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды.                           Творческий метод изобрел француз Жорж Сёра, главный «раскольник» общества импрессионистов.

Посмотрим на картины знаменитых художников основоположников классического пуантилизма в живописи работы Жоржа Сера: «Цирк», «Корабли в море», «Купальщики в Аньере» и Поля Синьяка: «Гавань в Марселе», «Завтрак», «Венеция, розовое облако». Работы в этой технике поистине являются шедеврами в живописи. 

А вот на картинах пуантилиста Поля Синьяка (1863-1935) мозаика точечных мазков приобретает энергию, отличную от замедленного ритма живописных изображений Сера. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга, создавая эффект цветовой массы, которая словно рождается на глазах у зрителя. И картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью.

IV. Закрепление материала.

Слайд 13-16

С каким направлением в живописи мы познакомились?

Назовите художников неоимпрессионистов?

Что означает приставка НЕО?

Каким способом художники пуантилисты наносят краски на лист?

V. Переход к практической работе. Эмоциональный настрой:

Как балерина на пуантах
Танцует кисть по полотну
Цвета, звучащие бельканто
Совьют мелодию одну.
И мозаичная картинка
Вдруг соберется воедино.

И в Сен – Тропез, как из тумана
Возникнет парусник в порту
И лик печальной арльской дамы
И порт в Марселе, и Сосну
Увидим словно через призму.

Так в технике пуантилизма
Творил Синьяк и Жорж Сёра
И мы сподвинимся сегодня
На пробу своего пера!

VI. Практическая работа:

Выполнить работу на освоение нового метода живописи – нарисовать городской пейзажа в технике ПУАТИЛИЗМА.

Физминутка.  Проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.                       

VIII. Подведение итогов – зачитывают свои мнения.

Выставка и анализ детских работ.

IX. Рефлексия.

Я предлагаю вам на выбор закончить одно из двух, или кто желает, может закончить два предложения.

  • Мне удалось на занятии…
  • Меня больше всего заинтересовало…
  • Я оцениваю свою работу на занятии…

На этом наше занятие  закончено.                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство воспитанников с техниками декоративно-прикладного искусства.Тема:"Нет ничего прекраснее цветов"

В настоящее время большое значение в жизни современного человека приобретает приобщение к творчеству, связанному с традициями декоративно-прикладного искусства.Современных детей сейчас сложно чем-то у...

Урок декоративно-прикладного искусства на тему "Изготовление фоторамки в технике скрапбукинг .Подарок первостроителям города"

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образованияпо декоративно – прикладному творчеству .  Урок выбран из учебного плана первого года обучения. Урок пр...

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...