Методическая разработка. Рабочая программа ИЗО студии первый год обучения.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Фетисова Ирина Владимировна

Программа кружковой деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       Актуальность

Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Отличительные особенности

Программа ориентирована на то, чтобы дать детям систематизированные знания по живописи, рисунку, графики и истории изобразительного искусства, что дает основательную базу для изобразительной деятельности и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.

Адресат программы

Программа «ИЗО студия» направлена на обучение детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству и дизайну.

Цель:

Создание условий для развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности и получение художественно-творческого опыта.

Задачи:

Обучающие

- формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности;

- знакомство с различными видами изобразительной деятельности;

- освоение элементарной художественной грамоты и работе с различными художественными материалами.

- знакомство с отдельными произведениями русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.)

Развивающие

- развитие творческой фантазии, креативного мышления, художественного вкуса;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления, точности глазомера;

- развитие графических и живописных навыков и умений;

- развитие моторики мелких мышц рук, речевой и умственной деятельности.

Воспитательные

- воспитание навыков сотрудничества с коллективом, доброжелательности друг к другу;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни, творческому труду, бережному отношению к своей культуре.

- воспитание у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности;

Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

Набор в объединение осуществляется без конкурса, на основе личного желания и интереса к занятиям. Сроки реализации программы –1 год.

Группы комплектуются: 1 год обучения - 15 человек.

Допускается прием новых учащихся на любом этапе обучения, которые обладают необходимыми знаниями и умениями. Программа может быть адаптирована для детей с особыми возможностями здоровья.

Особенности организации образовательного процесса

Формы и режим занятий

1 год обучения - 2 академических часа в неделю (72 академических часа в год).

Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы:

- кабинет для занятий на 15 человек

- компьютер с выходом в интернет, веб камера

- аудио и видеовоспроизводящая аппаратура

Материалы:

-гуашь (не менее 12 цветов), подложка А3

-акварель

-кисти (белка круглая 3,5,9, синтетика плоская 8, щетина 10)

-фломастеры (основные цвета)

-губка (для мытья посуды)

-альбом для рисования А4

-бумага акварельная А4 и А3

-малярный скотч (средний), папка с файлами, ветошь или салфетки,

-восковые мелки, гелевые ручки

Отдельные занятия, связанные с показом иллюстративного материала, могут проходить в конференц-зале с использованием компьютера.

Для реализации программы используются несколько форм организации занятий:

- групповые, по подгруппам (4-8 человек), индивидуальные.

Деятельность учащихся может быть организована с использованием дистанционных образовательных технологий (приложение):

- очные занятия, проводимые в режиме реального времени (WhatsApp, Zoom, Skype и др.);

- дистанционная передача видеозаписи заданий и занятий, подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов;

- Google и Яндекс формы;

- рекомендованных образовательных платформ.

Занятия по данной программе предусматривают внеаудиторные мероприятия. Недостающие навыки и умения восполняются на занятиях в индивидуальной форме. Занятия в индивидуальной форме также служат для подготовки ребенка к участию в выставках. Занятия по данной программе предусматривают посещение различных выставок и участие в конкурсах.

Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, презентаций и подкрепляется практической работой. Отдельные темы предваряют занятия-упражнения, связанные не только с освоением новой техники, но и для закрепления навыков и умений в изобразительной деятельности. При подведении итогов работы обязательное обсуждение полученных результатов. Отчёт о работе проходит в форме выставок (текущих, отчётных), конкурсов, открытых занятий.

Основные формы и средства обучения:

1. Коллективные, индивидуальные, индивидуально-групповые.

2. Тематические презентации; репродукции произведений искусства и иных достижений культуры; наглядные пособия (схемы, рисунки, чертежи, фото и др.), технические средства обучения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Наличие устойчивого интереса к изобразительной деятельности, приобретение лучшего

понимания и любви к художественным традициям своего народа.

- Знание видов изобразительного искусства, владение элементарной художественной

грамотой, уверенная работа различными художественными материалами.

- Знание произведений русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.).

Метапредметные: 

- умение творчески, креативно решать поставленные задачи, обладать художественным вкусом;

-умение концентрировать внимание, быть наблюдательным, логически последовательным, пользоваться глазомером.

- умение использовать в творчестве графические и живописные приемы.

- мышцы рук способны выполнять длительные графические задания, умение интересно рассказать о своей работе.

Предметные: 

- Развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Сформированы установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развита ответственность, аккуратность и самостоятельность.

Формы подведения итогов реализации программы:

Основной формой определения результативности является участие детей в выставках, конкурсах. Результативность отдельного занятия определяется в ходе коллективного обсуждения работ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 года обучения

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 Введение

2

1

1

2

 Живопись

22

11

11

3

 Рисунок

28

14

14

4

 Декоративное рисование

12

6

6

5

Конструирование из бумаги

2

1

1

6

Выразительные средства  

графических материалов

4

2

2

7

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:      

72

36

36

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год

обучения

Дата начала обучения

по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

гр.№1

06.09.2022

31.05.2023

36

72

1 раз в неделю по 2 академических часа

1 год

гр.№2

08.09.2022

31.05.2023

36

72

1 раз в неделю по 2 академических часа


Адресат программы

Программа «ИЗО студия» направлена на обучение детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству и дизайну.

Цель:

 Создание условий для развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности и получение художественно-творческого опыта.

Задачи:

Обучающие

- формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности;

- знакомство с различными видами изобразительной деятельности;

- освоение элементарной художественной грамоты и работе с различными художественными материалами.

- знакомство с отдельными произведениями русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.)

Развивающие

- развитие творческой фантазии, креативного мышления, художественного вкуса;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления, точности глазомера;

- развитие графических и живописных навыков и умений;

- развитие моторики мелких мышц рук, речевой и умственной деятельности.

Воспитательные

- воспитание навыков сотрудничества с коллективом, доброжелательности друг к другу;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни, творческому труду, бережному отношению к своей культуре.

- воспитание у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности;

Планируемые результаты:

Личностные:

- Наличие устойчивого интереса к изобразительной деятельности, приобретение лучшего

понимания и любви к художественным традициям своего народа.

- Знание видов изобразительного искусства, владение элементарной художественной

грамотой, уверенная работа различными художественными материалами.

- Знание произведений русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.).

Метапредметные: 

- умение творчески, креативно решать поставленные задачи, обладать художественным вкусом;

-умение концентрировать внимание, быть наблюдательным, логически последовательным, пользоваться глазомером.

- умение использовать в творчестве графические и живописные приемы.

- мышцы рук способны выполнять длительные графические задания, умение интересно рассказать о своей работе.

Предметные: 

- Развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Сформированы установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развита ответственность, аккуратность и самостоятельность.

- Развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, представления о нравственных нормах.

Календарно - тематический план

объединения «ИЗО студия»

1год обучения, группа № 1

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Формы/способы контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел №1 «Вводное занятие» - 2ч.

1

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами. Тестовый рисунок.

2

1

1

06.09

Беседа

Раздел №2 «Живопись» - 22ч.

2

Живопись как язык цвета. Свойства красок «Танец дружных красок».

2

1

1

13.09

Практическая работа; Беседа

3

«Ссора красок».

2

1

1

20.09

Практическая работа

4

Королева Кисточка и волшебные превращения красок. «Цветик-семицветик».

2

1

1

27.09

Практическая работа; Беседа

5

«Праздничный букет», «Салют».

2

1

1

04.10

Практическая работа

6

Праздник тёплых и холодных цветов.

«Холод – тепло». Русские художники-пейзажисты».

2

1

1

11.10

Беседа;

Практическая работа; Устный опрос;

7

 «Сказочное солнышко»,

«Зимний лес».

2

1

1

18.10

Практическая работа

8

Серо-чёрный мир красок.

«Туман».

2

1

1

25.10

Беседа;

Практическая работа;

9

«Сказочные горы»,

«Кошка у окошка».

2

1

1

01.11

Практическая работа

10

Красочное настроение.

2

1

1

08.11

Беседа. Опрос.

Практическая работа

11

«Воздушные замки»

2

1

1

15.11

Практическая работа

12

 «Дремучий лес»

2

1

1

22.11

Практическая работа

Раздел №3 «Рисунок» - 28ч.

13

 Рисунок. Волшебная   линия.

2

1

1

29.11

Беседа. Опрос.

14

«Линейная фантазия», «Лабиринты».

2

1

1

06.12

Практическая работа

15

Точка. «Волшебные поляны».

2

1

1

13.12

Беседа;

Практическая работа

16

«Мир насекомых под микроскопом».

2

1

1

20.12

Практическая работа

17

«Весёлый праздник Новый год».

2

1

1

27.12

Практическая работа

18

Инструктаж по технике безопасности. Пятно. «Танец бабочек».

2

1

1

10.01

Беседа;

Практическая работа

19

 «Образ доброго и злого сказочного героя». «Билибин И.Я. – художник-иллюстратор».

2

1

1

17.01

Практическая работа

20

Форма. «Построй сказочный город».

2

1

1

24.01

Беседа;

Практическая работа;

21

«Дорисуй чудо-юдо».

2

1

1

31.01

Практическая работа

22

Контраст форм. «Дары осени».

2

1

1

07.02

Беседа;

Практическая работа

23

«Лесной хоровод».

2

1

1

14.02

Практическая работа

24

«23 февраля».

2

1

1

21.02

Практическая работа

25

«Листопад».

2

1

1

28.02

Практическая работа

26

«8 марта».

2

1

1

07.03

Практическая работа

Раздел №4 «Декоративное рисование» - 12ч.

27

Симметрия. «Чудо-бабочка».

2

1

1

14.03

Беседа;

Практическая работа; Устный опрос

28

Стилизация. «Жар-птица».

2

1

1

21.03

Беседа;

Практическая работа

29

Декоративные узоры.

«Пёстрая черепашка».

2

1

1

28.03

Беседа;

Практическая работа

30

Орнамент. «Цветочные гирлянды».

2

1

1

04.04

Беседа;

Практическая работа

31

«День космонавтики»

2

1

1

11.04

Беседа;

Практическая работа

32

Сказочная композиция. «Добрая сказка».

2

1

1

18.04

Беседа;

Практическая работа

Раздел №5 «Конструирование из бумаги» - 2ч.

33

Работа с рваной бумагой.

«Лоскутный коврик».

2

1

1

25.04

Беседа;

Практическая работа

Раздел №6 «Выразительные средства графических материалов» - 4ч.

34

Цветные карандаши.

«Разноцветные ёжики».

2

1

1

02.05

Беседа;

Практическая работа

35

Гелевые ручки, тушь.

«Лесной волшебник».

2

1

1

16.05

Беседа;

Практическая работа

Раздел № 7 «Итоговое занятие» - 2ч.

36

Итоговая выставка.

2

1

1

23.05

Беседа;

Практическая работа

Итого

72

36

36

Содержание.

Раздел №1 «Вводное занятие» - 2ч.

Теория

Беседа: «Инструктаж по технике безопасности», «Знакомство с материалами»,

Практика

Рисование: тестовый рисунок.

Форма контроля: Беседа. Опрос. Практическая работа.

Раздел №2 «Живопись» - 22ч.

Теория

Презентации: «Живопись как язык цвета», «Свойства красок», «Королева Кисточка и волшебные превращения красок», «Праздник тёплых и холодных цветов», «Русские художники-пейзажисты», «Серо-чёрный мир красок», «Красочное настроение».

Практика: 

Рисование: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Цветик-семицветик», «Сказочные коврики», «Витражные окошки», «Праздничный букет», «Салют», «Воздушные замки», «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Зимний лес», «Туман», «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Дремучий лес».

Форма контроля: Беседа. Практическая работа. Устный опрос.

Раздел №3 «Рисунок» - 28ч.

Теория: 

Презентации: «Рисунок. Волшебная   линия», «Линейная фантазия», «Точка. «Волшебные поляны»», «Мир насекомых под микроскопом», «Весёлый праздник Новый год», «Пятно. «Танец бабочек»», «Форма. «Построй сказочный город»», «Контраст форм», «Лесной хоровод», «23 февраля», «8 марта».

Практика: 

Рисование: «Лабиринты», «Волшебные поляны»», «Мир насекомых под микроскопом», «Весёлый праздник Новый год», «Танец бабочек»», «Образ доброго и злого сказочного героя», «Билибин И.Я. – художник-иллюстратор», «Построй сказочный город»», «Дорисуй чудо-юдо», «Дары осени»», «Лесной хоровод», «23 февраля», «Листопад», «8 марта».

Форма контроля: Беседа. Практическая работа. Устный опрос.

Раздел №4 «Декоративное рисование» - 12ч.

Теория: 

Презентации: «Симметрия», «Стилизация», «Декоративные узоры», «Пёстрая черепашка», «Орнамент», «День космонавтики», «Сказочная композиция», «Добрая сказка».

Практика:

Рисование: «Чудо-бабочка», «Жар-птица», «Пёстрая черепашка», «Цветочные гирлянды», «День космонавтики», «Сказочная композиция», «Добрая сказка».

Форма контроля: Беседа. Практическая работа. Устный опрос.

Раздел №5 «Конструирование из бумаги» - 2ч.

Теория: 

Презентации: «Работа с рваной бумагой. «Лоскутный коврик».

Практика: 

Аппликация: «Лоскутный коврик».

Форма контроля: Беседа. Практическая работа.

Раздел №6 «Выразительные средства графических материалов» - 4ч.

Теория: 

Презентации: «Цветные карандаши. «Разноцветные ёжики», «Гелевые ручки, тушь. «Лесной волшебник».

Практика: 

Рисование: «Разноцветные ёжики», «Лесной волшебник».

Форма контроля: Беседа. Практическая работа.

Раздел № 7 «Итоговое занятие. Выставка работ» – 2 ч.

Теория: 

Просмотр работ за учебный год. Подведение итогов работы.

Практика: 

Подготовка и оформление работ для выставки.

Форма контроля: Беседа.

Информационные источники, используемые при реализации программы

Литература для педагога:

▪ Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

▪ Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

▪ Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

▪ Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

▪ Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2009.

▪ Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

▪ Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.

▪ Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

▪ Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

▪ Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

▪ Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

▪ Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001

▪ Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

Литература для детей:

▪ Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

▪ Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

▪ Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

▪ Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

▪ Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

▪ Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

▪ Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

▪ Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2010.

▪ Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2012.

▪ Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2012.

▪ Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

▪ Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

▪ Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

▪ Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2012.

▪ Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2012.

Электронные ресурсы

artlib.ru

artchive.ru

https://stranamasterov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс".

Методическая разработка "Рабочая программа по алгебре для надомного обучения 10 класс"....

Методическая разработка рабочей программы по алгебре и началам анализа для надомного обучения 11 класс.

Рабочая программа для надомного обучения по алгебре и началам анализа .11 класс....

Методическая разработка рабочей программы по геометрии для надомного обучения 11 класс.

Рабочая программа по геометрии для надомного обучения 11 класс....

"Бисер - материал" методическая разработка по разделу "Азбука бисероплетения" первый год обучения

Цель методической разработки- активизация познавательной активности учащихся школьного возраста....

Методическая разработка. Рабочая программа по природоведению для 6 класса, VIII вида. Индивидуальное обучение

Рабочая программа курса "Природоведение" для  6 класса, VIII вида составлена для индивидуального обучения в соответствии с программой специальныхобразовательных учреждений VIII вида, 5-...

Методическая разработка: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по столярному делу 7 КЛАССА первого варианта обучения, (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями)"

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу Технология (столярное дело) 7 а класс  Учебный план сформирован в соответствии с требованиями:Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ &l...

Методическая разработка. Рабочая программа 4 года обучения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»

Задачи данной программы:Образовательные-Обучение классическому танцу-Формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты-Стремление привить учащимся умение слышат...