"Бисер - материал" методическая разработка по разделу "Азбука бисероплетения" первый год обучения
методическая разработка

Приходько Зоя Михайловна

Цель методической разработки- активизация познавательной активности учащихся школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» города Гурьевска

                                                «Бисер - материал»

                                  Методическая разработка

                               раздела «Азбука бисероплетения»

                        по программе «Сувенир»,   1 год обучения

                                         Автор: Приходько Зоя Михайловна,

педагог дополнительного образования  

                                                Гурьевский район

                                                         2018 г

Содержание

  1. Пояснительная  записка….…………………………………………….3
  2. Ход занятия……………………………………………………………..4
  3. Приложения……………………………………………………………11

                                   

                                                           

Дарование в человеке есть бриллиант.

                                                     Отыскав его, надобно тот час очистить

                        и показать его блеск.

А.Суворов

Цель: активизизация познавательной и творческой деятельности детей           школьникого возраста при изучении основ бисероплетения.

Задачи:

  • Способствовать обогащению и активизации знаний обучающихся об истории и развитии бисероплетения как искусства, совершенствованию знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения и техники бисероплетения.
  • Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса, привитию интереса к культурному наследию и истокам народного творчества своей Родины, выработке у учащихся интереса выполнять украшения своими руками.
  • Способствовать развитию концентрации зрительного внимания, образного мышления, творческих способностей, фантазии,  самоконтроля, мелкой моторики, аккуратности, умения довести начатое дело до конца, обогащению предметного словаря.

Методы занятия:   словесные,   наглядно  -  демонстрационные,  

             практические

Виды контроля: устные вопросы, задания

Учебное задание: освоение практических навыков при выполнении плетения цепочки

Межпредметные связи:    

          ● русский язык: новые слова, термины;    

          ● история: сведения о бусинах;          

          ● здоровьезберегающие технологии, техника безопасности при работе с  ножницами, иглами, проволокой.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, (альбомы по изобразительному искусству), презентация к уроку, разноцветный бисер (бусины, стеклярус, рубка), иглы, нитки, ножницы, фурнитура, кольца для салфеток, образцы изделий из бисера, карточки «Гармония цвета», карточки со схемами плетения из бисера, карточки с названием программы по подбору цветов, карточки «Простые цепочки», две скатерти (красного  и синего цвета), карточки с кроссвордами для домашнего задания.

                                                Ход  занятия

1.Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности дидактического раздаточного материала к занятию, инструментов и приспособлений для работы с бисером, бисер.
  3. Эмоциональный настрой.

2. Основная часть

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что вы находитесь в одной из современных студии дизайна. А чем занимаются в этой студии?  Послушайте  рассказ и ответьте на вопрос, а также самостоятельно назовите тему нашего занятия. (учащиеся слушают и отвечают на вопросы)

- Фея тихо плакала, сидя на травинке.

  Рассыпаясь, падали бисером слезинки.

- Может быть, так появился бисер? На прошлом занятии вы получили задание на дом: подготовить сообщение об истории развития бисера. Давайте послушаем.

Учащийся 1. Археологические находки говорят о том, что бисер делали ещё 4000 лет назад в Древнем Египте. Научившись делать стекло, египтяне стали изготавливать «фальшивый жемчуг» - бисер. Непрозрачное стекло, которое для этого использовали, по-арабски называлось «бусра» или «бусер». Отсюда и название - «бисер». Бисер – мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые, главным образом, для вышивания (на предметах быта и женской одежды).

Учащийся 2. Также бусины изготавливались из натуральных материалов: камней, зубов, зерен, костей. Нанизывали их на травинку, на конский волос, а затем на нитку и леску. И во все времена эта кропотливая работа делалась для того, чтобы себя необычно украсить. Ниточки из бисера вплетались в волосы, ими расшивали одежду, головные уборы и обувь, надевали на руки, ноги, шею.

Учащийся 3. В Эфиопии такие изделия назывались чале, в Индии - хар, в Болгарии и Молдове - згарды и гарданы, в Беларуси - горлячки и пляценки, на Украине - сыплянки, в Узбекистане - зебигардан, в Литве - каролинес, а в России -  ожерелки, гайтаны, цепочки и фенечки. Делались эти изделия из стекла. А вот во Франции впервые стали делать бисер из золота и серебра.

Учащийся 4. В России в кустарных мастерских тоже стали изготавливать бисер. Искусство бисероплетения у нас называлось низанием. По украшенному бисером наряду судили о достатке семьи: «Чем богаче невеста, тем богаче у неё убор». В XIX веке бисер стал необыкновенно популярен и в деревнях, и в помещичьих усадьбах. Бедная девушка зарабатывала рукоделием на хлеб, а богатая дама коротала время. Крестьянки низали, плели, делали ожерелья, бусы, вышивали сарафаны, воротнички, пояса. Богатые модницы часто обращались в женские монастыри за тем, чтобы монахини расшили их одежду. Ведь в женских монастырях рукоделие было уникально. Здесь готовилось убранство церкви, расшивались одеяния для священнослужителей и иконы.  

Учащийся 5. Удивительно, что прикоснуться к этой тайне - к искусству бисероплетения - желают многие современные девушки. Создавать маленькие шедевры из бусинок-слезинок стало вновь популярно. Бисер сейчас достать легко, материал этот недорогой, а смотрятся изделия из него оригинально и подчеркивают индивидуальность владелицы. Главное - немного времени, элементарных навыков и фантазии.

- Итак, тема занятия «Бисероплетение – современный вид рукоделия».

- Какое название можно дать студии дизайна, где занимаются бисероплетением? (ответы детей)

- Представьте себя в роли дизайнера изделий из бисера. В течение занятия вы изготовите  кольца для салфеток из бисера, которые потом можете использовать при сервировке стола. Также кольца для салфеток – это хороший подарок. Какими будут ваши кольца для салфеток, зависит от творческой фантазии  и художественного вкуса.

Чтобы создать интересное изделие из бисера, необходимы знания о цвете. В природе существует семь основных цветов. Их называют хроматическими. Они легко запоминаются по считалочке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Хроматический цветовой ряд представлен красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым цветом. Кроме хроматических цветов существуют ахроматические цвета – чёрный, белый и серый. Знания цветовых свойств  очень важно при работе с бисером. Взаимодействуя друг с другом, бисерины не сохраняют свой цвет. Цвет изделия из бисера меняется при различном освещении (солнечном или искусственном). Поэтому и необходимо подобрать цвета в гармонии друг с другом. Гармония цветов делится на гармонию родственных цветов и гармонию контрастных цветов. Гармония родственных цветов имеет три разновидности. Гармония контрастных цветов строится на совмещении цветов хроматического и ахроматического ряда. Ребята, скажите, как можно сочетать цвета при работе с бисером? Используйте  карточку «Гармония цвета». Работаем в парах. (Приложение № 1)

Если изделие из бисера является символом, то в этом случае можно воспользоваться подбором цвета с учетом рекомендаций символических значений цветов.

Многие мастера бисероплетения пользуются автоматической программой подбора цвета, основанной на системе цветового круга  Color Scheme Designer 3 (http://colorschemedesigner.com). Ребята, у вас на столах лежат карточки с названием этой программы и адресом сайта в Интернете.  В конце урока вы их можете взять домой. Это поможет вам расширить знания о цветовом круге и применять их в самостоятельной работе с бисером.

В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса. Основными средствами композиции (построения изделия) являются ритм, симметрия, асимметрия. Давайте вспомним, что такое ритм, симметрия, ассиметрия. Зная законы построения композиции, нетрудно добиться, чтобы изделия из бисера отличались высоким эстетическим вкусом. Мы привыкли называть все мелкие бусинки общим словом – бисер. Но в зависимости от формы и размера он делится на следующие виды: бисер, бусины, стеклярус, рубка.

Для работы с бисером не требуется сложных инструментов и приспособлений, но они должны быть удобными. Поговорка гласит: «Хороший инструмент – половина работы».

  • Иглы, гибкие и тонкие, длиной около 5 см. Иглы для бисера выпускают под номерами: 10, 12, 13, 15 и 16. Чем больше номер иглы, тем она тоньше. Чаще всего используется игла № 12.
  • Нитки. Лучше использовать капроновую, лавсановую или шёлковую нить. Низать изделия можно на леску или тонкую проволоку.
  • Ножницы должны быть острыми. Сейчас есть такие ножницы, как щипчики, без колец, что очень облегчает работу.
  • Фурнитура. Это вспомогательный материал, без которого трудно выполнить качественное изделие из бисера. К фурнитуре относятся замочки и крючки, колечки, близуры (серьги без замка), швензы (серьги с замочком), пуссеты (серьги-гвоздики), заготовки для клипс, брошей и заколок для волос.

- Ребята, для работы с бисером у каждого из вас должно быть рабочее место. Стол удобный по высоте, длиной  80–85 см. Тогда вы можете нитку отмерять прямо по длине стола. Освещение может быть искусственным или естественным, но достаточным. Работать можно по 30-40 минут с обязательным перерывом на 15-20 минут. Во время перерыва нужно дать отдых глазам. Помещение должно проветриваться.

- Итак, вы готовы пофантазировать, создать неповторимое украшение для сервировки праздничного стола? Вы будете работать по группам. Перед каждым из вас лежат карточки. Как вы думаете, что это? (ответы детей)

- Верно, это схемы плетения из бисера. (Приложение № 2)

- Из чего состоят схемы? (ответы детей: круги, прямые линии)

- На каких уроках вы сталкиваетесь со схемами? (ответы детей: технология, черчение, биология, русский язык) 

- Схема – это чертёж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия.  

         Основными элементами плетения из бисера являются цепочки, наиболее простые по техники исполнения и в то же время самые распространенные. Это схема № 1. Простая цепочка низается одной иглой. Разнообразно выглядят цепочки из чередующихся бисерин и стекляруса или из бусин разного размера и цвета. Можно соединить простые цепочки, пропустив через одну крупную бусину или несколько нитей объединить в одном украшении. Это схема № 2. К цепочкам подплетаются различные по рисунку и техники исполнения узоры. (Приложение № 3)

- Прежде чем приступить к работе, мы с вами повторим технику безопасности при работе с ручным инструментом. (Приложение № 4) Первая группа рассказывает об опасностях в работе. Вторая группа – техника безопасности до начала и во время работы. Третья группа – в аварийных ситуациях и по окончании работы.

3. Практическая работа « Изготовление кольца для салфетки »

Вводный инструктаж

 Дизайн-студия начинает свою работу. Дети, сидящие за  столом, с синей скатертью,  изготавливают цепочки в холодной цветовой гамм, а дети, сидящие за столом с красной скатертью, изготавливают цепочки в тёплой цветовой гамме. Длина цепочки 10-12 см. Сегодня мы работаем по схеме №1. В работе используйте технологическую карту. (Приложение №5)

Текущий инструктаж:

  • Регулярный обход рабочих мест и по вызову ученика.
  • Корректировка хода практической работы.
  • Контроль над соблюдением правил безопасной работы.

       - Ребята, давайте отдохнём и проведём гимнастику для глаз, послушаем приятную музыку. Продолжим практическую работу. Итак,  у вас получились очень красивые кольца для салфеток из бисера.  Как и многие другие изделия из бисера, они служат украшением интерьера дома.

                     Заключительный инструктаж (уборка рабочих мест)

  1. Подведение итогов  (характеристика ошибок и успехов в работе).

- Совместно работая, мы узнали сегодня о бисероплетении, видах бусин и истории их возникновения. Ребята, ответьте на вопросы:      

  • Что такое бисероплетение?
  • Какие виды бисера вы знаете?
  • Что такое схема? Для чего она нужна при работе с бисером?
  • Скажите, как можно сочетать цвета при работе с бисером?
  • Назовите средства композиции.
  • Какие виды работ вам особенно понравились, почему?
  • Чему вы научились?
  • Какие трудности вам встретились?
  • Над чем следует ещё поработать? 

(Педагог отмечает учащихся, активно работавших на занятии).

Домашнее задание: карточки с кроссвордом (Приложение № 6) , решить кроссворд.

      - Спасибо за работу! Творческих вам успехов!

Приложение № 1

Цветовая гармония. Сочетаемость цветов при работе с бисером

Красный

черный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, синий, белый

Синий

серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый

Жёлтый

коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый

Зелёный

темно-желтый, лимонный, салатный, серый, оранжевый, коричневый, черный, кремовый

Фиолетовый

сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный

Коричневый

бежевый, желтый, розовый,

салатный, сиреневый, зеленый

Приложение № 2

              Схема плетения простой цепочки из бисера №1

                 Схема плетения простой цепочки из бисера № 2

Приложение № 3

Простые цепочки из бисера

Приложение № 4

Правила безопасного труда

  1. Опасности в работе:

- повреждение пальцев иглой или булавкой,

     - травма рук ножницами,

     - травма глаз.

  1. До начала работы:

- посчитать количество иголок в игольнице,

- положить инструменты и приспособления в отведённом для них месте.

  1. Во время работы:

- быть внимательным к работе,

- вкалывать иголки и булавки только в игольницу,

- ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот,

- не пользоваться ржавой иголкой,

- передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

  1. В аварийных случаях:

- при получении травмы сообщить учителю,

- обработать рану (раствором марганцовки, раствором бриллиантовой зелени (зелёнкой), 1% раствором перекиси водорода) или вокруг раны обработать йодом и наложить стерильную повязку.

  1. По окончании работы:

- посчитать количество иголок и булавок в игольнице (их должно быть столько сколько в начале работы),

- убрать рабочее место.

                                                                                                   Приложение № 5

Технологическая карта «Изготовления кольца для салфетки»

№ п/п

Последовательность выполнения работы

1.

Подобрать бисер для изделия в заданной цветовой гамме и одинаковый по размеру. Это позволит выдержать форму изделия.

2.

Отрезать нить длиной 50 см. и вдеть в иголку.

3.

Нанизывать бисер плотно друг к другу.

4.

Набирать бисер по счёту или цвету согласно выбранной схеме плетения, не допуская ошибок или неточностей.

5.

Зафиксировать концы цепочки узелками.

6.

Скрутить цепочки в кольцо.

7.

Связать концы цепочки друг с другом.

8.

Аккуратно обрезать нить.

Приложение № 6

Кроссворд по теме «Бисероплетение – современный вид рукоделия»

1.

2.

3.

4.

5.

Вопросы:

По горизонтали:

  1. Крупный бисер диаметром более 2 мм (бусины).
  2. Ручной инструмент (игла).
  3. Разноцветные трубочки из стекла (стеклярус).
  4. Условные обозначения (схема).
  5. Короткие палочки из стекла (рубка).

В выделенных клетках по вертикали:

  1. Круглые бусинки диаметром не более 2 мм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Методическая разработка "Игра, как помощь в обучении"

Методическая разработка содержит ряд упражнений, помогающих развитию интереса к занятиям. Пальчиковые игры для детей младшего возраста и "энергизаторы" для детей постарше (13-17 лет). Игры развивают м...

Методическая разработка на тему "МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН»". ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрово...