Методическая разработка на тему "МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ «СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН»". ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Губернаторова Елена Николаевна

Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования позволяют повысить эффективность образовательного процесса, применить дистанционные технологии. В статье рассматривается пример урока по модели «смена рабочих зон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.n.gubernatorova_razrabotka.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

«СМЕНА РАБОЧИХ ЗОН».

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД С УЧЕТОМ

УРОВНЕЙ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Губернаторова Елена Николаевна

(binom-mega@yandex.ru)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 370 Московского района. Санкт-Петербурга

Аннотация

Смешанное обучение – этот термин все чаще и чаще слышат сегодня не только учителя и школьники, но и их родители. Новые формы сочетания традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования позволяют повысить эффективность образовательного процесса, применить дистанционные технологии. В статье рассматривается пример урока по модели «смена рабочих зон».

В последние годы образовательные организации получили право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в таком объеме, какой им требуется. Изданы приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющие порядок применения технологий в общем (начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании. Однако опыт применения дистанционного обучения говорит о том, что, несмотря на все более широкое их распространение, даже во взрослой аудитории этот вариант не всегда имеет достаточно высокую эффективность. Тем более если речь идет о школьниках. Учащимся, особенно с ОВЗ, не хватает мотивации и навыков самоорганизации, чтобы освоить программу и полностью самостоятельно выполнить все задания. Кроме того учителям необходимо создать условия для индивидуальной поддержки каждого обучающегося, обеспечить синхронное или асинхронное взаимодействие. А еще желательно организовать групповую совместную работу учащихся, совместные сетевые проекты. В случае смешанного обучения эти проблемы могут быть решены за счет сочетания дистанционного и очного взаимодействия.

На традиционном уроке учитель является «источником» информации со своими убеждениями и взглядами на жизнь. В моделях смешанного обучения учитель, вне сомнения, останется в образовательном процессе, но его роль кардинально меняется, он становится помощником, партнером ученика. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно. Детей в классе много, на каждого времени не хватает. Совершенно иная ситуация происходит при дополнительном использовании электронного обучения, здесь создаются условия для индивидуальной работы с учащимся.

Одной из моделей смешанного обучения является «смена рабочих зон». Класс делится на несколько рабочих зон: зона индивидуального онлайн обучения, зона для групповой самостоятельной работы, зона фронтальной работы с учителем. Время работы в каждой зоне устанавливает учитель сам в зависимости от сложности материала. Такой урок является более динамичным, насыщен учебным материалом, что увеличивает интерес детей к предмету.

Примером урока по модели смешанного обучения «смена рабочих зон» может служить проведенный интегрированный урок (геометрия + английский язык) по теме: «Свойства медианы равнобедренного треугольника». Тип урока: урок изучения нового материала и первичное его закрепление. Учащимся требовалось сформулировать и доказать свойство медианы равнобедренного треугольника. Для этого были предложены здания по математике на применение данной теоремы и отработку терминологии на английском языке. Работа в группах была нацелена на формирование коммуникативных навыков учащихся, развитие умения анализировать, делать выводы. Фронтальная работа с учителем была направлена на решение вопросов, вызвавших затруднения при изучении темы. Наличие ноутбуков и интернета позволило организовать индивидуальную работу учащихся по повторению геометрических понятий и терминов на английском языке.

На начальном этапе учащиеся знакомятся с планом урока. Каждая группа получает маршрутные листы и инструктаж, как будет осуществляться переход от одной зоны к другой, сколько минут отводится для выполнения заданий. В конце урока подводятся итоги совместной деятельности и рефлексия. Маршрут каждой группы определяет учитель, учитывая специфику класса. Примеры маршрутов приведены в таблице. В группу I включаются учащиеся с высоким уровнем подготовки, которые обладают хорошей учебной мотивацией, имеют базу знаний для изучения новой темы. В группе II объединяются учащиеся со средним уровнем подготовки, имеющие пробелы в изучаемом предмете. В группе III работают учащиеся, испытывающие сложности в усвоении материала. Каждому ребенку выдается маршрутный лист, в котором указана последовательность прохождения зон его группы, а также задания, над которыми нужно поработать в каждой из зон. Из опыта проведения уроков по этой модели надо сказать, что учителю следует заранее тщательно подготовить задания и четко определить время на их выполнение (на работу в каждой зоне от 7 до 10 минут), чтобы оставить время на подведение итогов и рефлексию. Итогом работы каждой группы может стать какой-либо проект: либо кластер, либо скрайб, либо кроссворд и т.д. по изученной на уроке теме.

I группа

II группа

III группа

Самостоятельная групповая работа

Фронтальная работа с учителем

Индивидуальная работа с интернет-ресурсами

Выполняют задания на проведение высоты, медианы, биссектрисы в обычном треугольнике, затем в равнобедренном. Делают выводы: формулируют свойство медианы равнобедренного треугольника

Повторяют понятия. Разбирают решение задач на нахождение элементов треугольника, в котором проведены медиана, высота, биссектриса.

Выполняют индивидуально тест на сопоставление и соотнесение (медиана, биссектриса, высота на англ. языке)

Индивидуальная работа с интернет-ресурсами

Самостоятельная групповая работа

Фронтальная работа с учителем

Выполняют тесты на повторение геометрических понятий на англ.языке (треугольник, высота, биссектриса, медиана, теорема). Формулируют теорему о свойстве медианы на англ. языке

Работают с геометрическими фигурами - треугольниками.

Формулируют теорему о медиане равнобедренного треугольника.

Выполняют задания на готовых чертежах. Изучают теорему о медиане равнобедренного треугольника.

Фронтальная работа с учителем

Индивидуальная работа с интернет-ресурсами

Самостоятельная групповая работа

Решают задачи на закрепление полученных знаний на уроке.

Выполняют тесты на повторение видов треугольников, формулируют определения высоты, биссектрисы, медианы на английском языке.

Поисковая работа на подтверждение полученных знаний и их применение на практике.

В конце урока со всеми проводится рефлексия, создается геометрический коллаж.

На подготовку урока с использованием новых моделей смешанного обучения уходит значительно больше времени, чем на подготовку к традиционному уроку. Учителю надо самому обладать знаниями по разработке тестов в электронном виде, навыками работы в интернет-сервисах. Однако, как показала практика, результаты новых уроков при грамотном планировании получаются выше. Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше, и заинтересован больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания

Курсовая работа для студентов и педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания

Курсовая работа для студентов и педагогов, работающим с детьми с нарушением зрения...

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории

В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....

Индивидуально-дифференцированный подход к организации работы с учащимися освобожденными от физических нагрузок на уроках физической культуры

Вовлечение обучающихся в физкультурную деятельность Укрепление здоровья, обучающихся, относящихся к СМГУлучшение показателя физического развитияОсвоение жизненно важных двигательных умений, навык...

"Использование дифференцированного подхода как залог успешности обучения детей с ОВЗ".

Выступление на городской конференции для учителей русского языка и литературы "Технологии преподавания русского языка в мультикультурном контексте",Уфа 2016...