"Создание ситуации успеха на уроках изо"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Методическая разработка "Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогические приёмы создания ситуации успеха у обучающихся на уроках изобразительного искусства»

(методическая разработка)

Актуальность.

 

«Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдёт все другие в области наук, искусства, ремёсел». Дени Дидро.

На мой взгляд, эта тема сегодня очень актуальна для педагогов изобразительного искусства, так как мотивация к изобразительной деятельности у современных школьников заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена.

 Почему так происходит? Это объясняется возрастными физическими и психологическими особенностями.  Психологи утверждают: «… это возраст нарушенного детского равновесия организма и не найденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется перелом, разрушением и поиском нового равновесия».

Ученики в этом возрасте сравнивают красивые   изображения более талантливых сверстников со своими рисунками. И их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше у них не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности, оправдывая себя фразой: «я не умею рисовать», либо «мне рисование в жизни не пригодиться».

Чтобы ребёнок перестал комплексовать по поводу своих неудачных рисунков, нужно сделать все возможное, чтобы пробудить, а затем и развить у него интерес к изобразительной деятельности. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно учитывая индивидуальные способности, а также передавая и накапливая эмоционально-ценностное отношение к миру. Это позволит ученику чувствовать себя на уроке успешным, а цель педагога – создать все условия для успешной деятельности учеников.

Цели методической разработки:

-способствовать   реализации творческого художественного начала в каждой личности ребёнка;

-прививать навыки осмысленного и эстетического восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-активизировать познавательную деятельность школьников и пробуждать фантазию учеников, увлекать их творчеством;

-развивать умение использовать приобретённые знания и умения для решения повседневных задач;

- развивать чувство успеха, уверенности, укреплять веру ученика в том, что он добьётся успеха.

Задачи:

- осуществлять творческие замыслы, воспитывать художественный вкус;

-развивать навык находить красоту в обыденном;

-развивать у детей зрительную память и воображение;

-создавать условия для учащихся творчески мыслить, анализировать и обобщать новый материал;

В своей работе я обобщила комплекс форм, методов и приёмов, которые при системном подходе позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели.

Методы и приёмы:

Для меня как педагога, важной задачей на уроке является не только обучение учащихся каким-то умениям и навыкам, но и развитие их творческих способностей.

Для развития творческих способностей у учащихся средних классов

 часто использу. что-то новое, интересное, нестандартное. Это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает меня искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. 
   Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке.   Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства. 
   Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую  следующие методы обучения:
   1.
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие, которое очень позитивно влияет на продолжение занятием этой деятельностью;  
   2.
Метод частично- поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.                                                                                          
  3. 
Метод исследований. С одной стороны, постоянно активизируются творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучаются  придерживаться ограничениям, которые не позволяют  сваливать всё придуманное в одну работу.
   4.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

 Для ученика очень важно мнение прежде всего учителя. Видя поддержку, положительную оценку, заинтересованность деятельностью ученика учителем, происходит воодушевление ребёнка, формируется желание продолжать работу, несмотря на ошибки.
  5. 
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках  предлагаются многовариантные возможности решения одной и той же задачи. 
   Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи.
 Таким образом, создаются условия для сотрудничества, общественного созидательного труда.

  Техники: 

Основные техники на уроках рисования являются: рисование акварелью, гуашью, простым карандашом в технике графики. Но иногда дети «устают» от этих материалов и техники. И чтобы заинтересовать детей, и каждый мог выявить и развить свои способности, я использую на уроках нетрадиционные техники рисования, например: « аппликация и коллаж».  «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», «пуантилизм». Разнообразные виды графических рисунков: графические портретные рисунки, шаржи, комиксы, рисунки в технике 3Д-иллюзия, рисование  анималистических рисунков «сухой кистью». А также нетрадиционные техники изображения, например, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами(оттиски) и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют переключаться на исследовательский метод в рисовании, получать эмоции, проявлять свои способности, если в основных техниках дети не очень успешны.
     Все занятия простраиваются методом поэтапного изучения «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка, и есть возможность оценивания рисунка на разных этапах работы, например: оценка за эскиз, вторая -за композицию, третья-за цветовое решение, и дополнительные оценки за сложность каждого этапа. Это даёт возможность каждому ребёнку набрать несколько оценок за одну работу, или выбрать учителю наиболее удачные моменты рисунка. Ребёнок всегда будет в выигрыше, т.к. эта возможность позволяет ученикам с разными способностями, на равных, иметь свои положительные оценки. И это-их собственный успех!

 Нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-праздники также способствуют ситуациям успеха для многих ребят, которые способствуют развитию их интеллекта и творческих способностей.
    Современные технологии и огромное количество новых художественных материалов ещё больше расширяют возможности детей проявить себя в творчестве, расширить диапазон своих творческих работ. Например, некоторые дети сейчас предпочитают рисовать различного рода материалами, принадлежащими к технике «цветная графика». Красками у них рисунки получаются грязными, сами дети сильно пачкаются и не любят потом всё это убирать. Какой уж тут успех! Я иду им на встречу, разрешаю рисовать карандашами, но желательно акварельными. Если работа идёт маркерами, то требую подбирать нужные цветовые сочетания. А те дети, которые стараются рисовать красками, в некоторых случаях, получают балл за сложность работы красками. Такой подход снижает тревожность у детей за качество выполнения рисунка в цвете.

На базе нашей школы проходят практику студенты «Колледжа искусств и технологий». Совместная работа на уроке учителя и студента тоже положительно сказывается на эмоциях детей. Они видят молодых людей, которые доносят им информацию доступным им языком, т.к.по возрасту часто дети имеют таких сестёр и братьев. Где-то тоже могут ошибиться в объяснении и дети не так придирчиво к этому относятся, как если бы это был учитель , и принимают материал. Внимания детям оказывается больше на уроке, студенты   немного завышают оценки-  и это тоже детям нравится. Получается некоторое снижение общих требований к рисункам, которое тоже положительно сказывается на успешности выполнения работ у некоторых учеников.

  Вывод:  когда на уроках происходит смена художественных материалов, овладение разными техниками рисования, способами выражения, возможностями, индивидуальным подходом, создаются возможности для самовыражения успешности каждого ребёнка

Результаты:

 «Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его» К.Д.Ушинский.

Я выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы обучающиеся могли оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. В такой педагогической деятельности виден интеллектуальный и художественный рост учащихся.  Я стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, на которых  организуются  индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы. И как результат наблюдается позитивная динамика роста успеваемости учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах различного уровня.

Опытом своей работы я делюсь с коллегами по школе, району, области. Выступаю на семинарах, конференциях муниципального, и регионального уровня.Используя опыт руководства учебно-исследовательской деятельностью, участвуем вместе с детьми в научно-практических конференциях. В своей образовательной деятельности я   систематически  использую информационные образовательные ресурсы. При изложении нового материала для визуализации знаний, системно использую цифровые авторские образовательные ресурсы, электронные учебники и пособия: электронное сопровождение к учебно-методическому комплекту «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского;

-материалы сайта «Копилка  уроков изо»https://kopilkaurokov.ru/izo/testi/proverochnaia_rabota_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_v_6_klasse_za_iii_chetvert

-материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru;

 - материалы единой коллекции образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

https://urokizo.ru/izobrazitelnoe-iskusstvo/dlya-chego-nuzhno-umet-risovat/

https://uchitelya.com/izo/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Создание ситуации успеха на уроке географии

Творческий отчёт по теме: " Создание ситуации успеха на уроке географии-один из способов формирования и повышения учебной мотивации....

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

Создание ситуации успеха на уроках математики

Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись.   Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деят...