Доклад "Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Нина Владимировна Иванова

Одним из направлений внедрения инновационных технологий в школе, является развитие функциональной грамотности у обучающихся .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад74.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова"

Доклад

Тема:

«Развитие функциональной грамотности на уроках                 изобразительного искусства»

                                                                 

https://xn--46-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/e0e820e0d67dfbd3a0f1c563400ca320_big.jpg

                                                                     Подготовила:  Н.В. Иванова                               учитель изобразительного искусства                                                

                                                                                                                 15.02.2023г.

                 

                                                                           

Добрый день, коллеги! Вашему вниманию предлагаю выступление на тему  «Развитие функциональной грамотности на уроках                 изобразительного искусства»

                 

          Одним из направлений внедрения инновационных технологий в школе, является развитие функциональной грамотности у обучающихся .

        Важнейшая  задача современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.  

Обучение в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

    В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встает второй,  какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей? Изобразительное искусство не является исключением. Школьный курс не ставит своей целью сделать детей профессиональными художниками. Изучение данной дисциплины призвано сформировать у обучающихся способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами - формировать индивидуальность.

    Основой преподавания изобразительного искусства является деятельное освоение предмета через творческую деятельность.

     В программе по предмету «Изобразительное искусство» повторяются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

- осмысленно читать и воспринимать на слух тексты разных типов;

- уметь извлекать информацию из разных источников;

- уметь анализировать картины, понимать условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов.

На уроке изобразительного искусства обучающимся я  даю лишь часть достаточно обширного материала, мотивируя их на дальнейший поиск более полной информации. Тем самым формируя читательскую грамотность.  Например, тема в 5 классе «Древние образы в народном искусстве». Я рассказываю  о  традиционных народных символах, оберегах, их значимости и задаю вопрос ребятам: - " а верите ли вы в силу талисмана, оберега?" Таким образом, подталкивая детей к более глубокому изучению этой темы. Ведь многим захочется иметь для себя оберег и талисман для удачи. А мне лишь стоит подсказать, в каких источниках это можно найти.

Темы уроков в 6 классе «Пятно, как средство выражения» позволяют познакомить обучающихся с нетрадиционными техниками изобразительного творчества. Они дают больше возможностей для работы воображения, для создания новых идей. И  несомненно, способствуют развитию креативного мышления  обучающихся.  

 В своей практике я использую нетрадиционную технику рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой). Для создания волшебной картинки требуется большая клякса, на которую нужно дуть до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда рисунок готов, ему можно подрисовать детали.  

Часто использую нетрадиционную технику"Рисование воздушными шарами". Надуваем обычный воздушный шарик до размера необходимого отпечатка. Наносим на него краску любого цвета, можно сразу несколько. К выбору краски и ее количеству дети подходят самостоятельно. Затем ставим шарик на бумагу перпендикулярно и с разной силой надавливаем на него сверху - получается оттиск круглой формы. В  завершении  композиции ребята самостоятельно дорисовывают разнообразные детали. И получается у одних цветы, у других летающие тарелки.  Здесь им в помощь только их фантазия и креативное  мышление.

Еще использую технику "Отпечаток".   В данном случае отпечаток  листьев. Ребята берут любые листья, покрывают их краской. Окрашенной стороной листочек кладут на альбомный лист черенком вниз и плотно прижимают его к бумаге салфеткой. Затем снимают его с поверхности бумаги и дорисовывают.  

Также использую в работе  рисование нитью,   отпечаток поролоном по трафарету,  рисование вилкой .  Когда ребенок рисует вилкой, он забывает, что нужно рисовать ровно. Тогда он  выходит за рамки, за шаблоны, не копирует, а придумывает что-то новое.

Часто на уроках мы обращаемся к искусству родного края. Изучая древние образы, орнамент, декор русской избы, народную вышивку, праздничный костюм. В 5 классе  мы обращаемся к старинной  символике, русским традициям.

По теме "Русская народная кукла" обучающиеся не просто готовят сообщения об истории тряпичной куклы, но и самостоятельно изготавливают простейших кукол таких как: "Зайчик на пальчик, кукла "Пеленашка", "Кукла - каша".Закрепляем теорию на практике. Дети работают в группах , тем самым развивается коммуникативная грамотность.

Полученные на уроках изобразительного искусства  знания, умения и навыки обучающиеся применяют  при подготовке к различным муниципальным творческим конкурсам таким как: "Рождественское чудо", "Традиционная кукла",  "Пасхальное яйцо",  "Красота Божьего мира" и.д.  Где часто становятся победителями и призерами.  

Итак, на уроках изобразительного искусства мы создаем условия для формирования индивидуальности, личности, которая будет легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.

 Значимым фактором в формировании функциональной грамотности является проектная деятельность обучающихся. Привлекательность этого метода в том, что в процессе работы над проектом у обучающихся развиваются организаторские  способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки.  Этой работой  я занимаюсь на внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" в начальной школе. Перед ребятами ставится творческая задача, которую нужно решить, используя различные способы, подходы для ее решения. Обучающиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность.  А это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает функциональную грамотность.

Функционально грамотный человек успешно взаимодействует с изменяющимся окружающим миром , решает различные стандартные и не стандартные  жизненные задачи, строит социальные отношения.

И каждый педагог, в том числе и учитель изобразительного искусства,  должен планировать свою работу с детьми так, чтобы способствовать  развитию такой личности.

Закончить свой доклад хочется высказыванием известного немецкого философа Эммануила Канта «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». И это сегодня особенно актуально.

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

"Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего жилища" Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.М. Неменского

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе по программе Б.М. НЕменского. Раздел "Мой дом- мой образ жизни"....

Формирование информационной грамотности учащихся на уроках «Изобразительное искусство».

Предмет изобразительное искусство не входит в  исследования Международной программы оценки учебных достижений ПИЗА, но является компонентом системы российского образования, поэтому достигая предм...

Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, применяемых на уроках изобразительного искусства у младших школьников.

Здесь идет смысл  – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.То есть кре...

«Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства посредством приемов критического мышления».

Данная статья пригодится учителям в освоении приемов критического мышления. В статье показано, как можно использовать данные приемы на уроках изобразительного искусства, но их можно применять на ...