7 класс Конспект урока по изобразительному искусству "Взаимосвязь объектов в архитектурном макете"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Каирова Лейсян Юлаевна

План-конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по изобразительному искусству

7 класс

на тему:

«ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЕКТОВ

В АРХИТЕКТУРНОМ МАКЕТЕ»

Учитель изобразительного искусства:

Каирова Лейсян Юлаевна

Тема урока: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЕКТОВ В АРХИТЕКТУРНОМ МАКЕТЕ.

Класс: 7

Цель: Формировать знания об объемно-пространственных композициях; учить анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки; развивать способность образного видения окружающей среды.

Предметная цель: 

  • совершенствования навыков прочтения чертежей;
  • обучения основным приемам работы с бумагой, изготовления объемных композиций в технике «Архитектурное оригами (киригами);
  • развития творческого воображения и умения переводить чертёж в макет и обратно;

  • самовоспитания внимательности и аккуратности на уроке;
  • привития интереса к архитектуре.

Метапредметная цель:

  • Научить самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 
  • Развивать визуальную память.

УУД

Личностные: 

  • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
  • понимать значение знаний для человека; выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
  • способность идти на уступки в различных учебных ситуациях;
  • осознавать целостность мира и разнообразие взглядов;

Познавательные:

  • выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций;
  • анализировать композицию объёмов;
  • сознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки;
  • понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции.

Коммуникативные: 

  • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • проявлять активность для решения познавательных задач;

Регулятивные: 

  • ставит перед собой задачу и цель;
  • планировать свою деятельность;
  • уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;
  • в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей);
  • определение степени соответствия эталону или качества выполненного задания. 

Оборудование и материалы:

для учителя: 

Мультимедиа проектор, презентация, листы задания, шаблоны со схемами.

для учащихся: цветной картон для оформления обложки, макетный нож, палочка для тиснения или старая шариковая ручка, линейка, клей карандаш, коврик для резки, гелиевая чёрная ручка или чёрный маркер (фломастер).

Используемые педагогические технологии, методы:

        - системно-деятельностный подход;

         - личностно - ориентированное обучение;

        - технология оценивания уровня учебных успехов;

        - информационно-коммуникационные технологии;

        - здоровьесберегающие технологии.


Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

II. Подготовка к изучению нового материала (4 мин)

- Что такое архитектура?

Архитектура- искусство проектировать и строить.

Архитектура – это здания и сооружения, возведенные человеком. 

- Мы с вами просмотрели разные архитектурные здания, и увидели, что они не похожи друг на друга, но каждое по-своему красиво. Как вы думаете, почему здания имеют разную форму? Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр, цилиндр и т.д.

- Представьте, что вам надо построить на какой-то территории разные сооружения, так чтобы они сочетались с существующими постройками. Что вы сделаете?

Можем нарисовать на листе бумаге.

- Правильно, так делают большинство архитекторов-дизайнеров. Но этого недостаточно. Наша композиция будет не полной. Что можно сделать ещё?

Можно сделать сооружения из пластилина, из бумаги и др. материалов и расположить их на плоскости.

- Верно. Окружающий нас мир может быть отображен не только в плоскости, но и в макете.

Архитектурный макет — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города.

Создавая тот или иной объект, архитектор стремится так организовать его пространство, чтобы оно было функциональным и удобным для эксплуатации.

- Для чего создают архитектурные макеты?

1. Проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений

2. Наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов

Перед нами разные понятия: АРХИТЕКТУРНЫЙ МАКЕТ, ОБЪЕКТ, ВЗАИМОСВЯЗЬ (СОГЛАСОВАННОСТЬ)

- Как вы думаете. Как называется тема нашего урока?

  • АРХИТЕКТУРНЫЙ МАКЕТ И СОГЛАСОВАННОСТЬ ОБЪЕКТОВ.
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЕКТОВ В АРХИТЕКТУРНОМ МАКЕТЕ

- Определите цели урока:

  1. Как правильно расположить объекты в пространстве?
  2. Как сделать композицию интересной, оригинальной?
  3. Выполнить архитектурный макет.

III. Изучение нового материала (10 мин)

Когда при создании макета мы размещаем на плоскости объёмные фигуры, это уже можно назвать организацией пространства. Но пока эти фигуры выглядят хаотично расположенными. А чтобы композиция получилось более целостной, необходимо добавить в неё связующие элементы.

Например, объёмные элементы этой композиции выглядят разрозненными. Но стоит добавить в неё очертания парковых зон и живых изгородей, как композиция становится целостной. Обратите внимание, что наши линии, которыми мы соединили объемы, обозначали как вертикальные поверхности, так и горизонтальные.

Горизонтальные поверхности в объёмном макетировании чаще всего используются для обозначения полок, ступеней, выступов в архитектурном облике здания.

Прямолинейные поверхности используются для обозначения лестниц, дорог или мостов.

Свободные линии могут обозначать террасы, балконы и дорожные развязки. При этом используются и вертикальные поверхности – для увеличения высоты уровня горизонтальных плоскостей.

- Вспомните, какие характеристики объемной композиции мы знаем?

Композиция может быть симметричной и асимметричной, ориентированной на центр или разомкнутой, статичной или глубинной, сгущенной или разряженной.

- Эти же правила справедливы и для композиционной организации пространства в плоскостных композициях.

Выполнение обучающего задания. Приложение 1

Задание 1. Укажите характеристики композиции этого макета.

Чтобы создать выразительную объемную композицию надо также применить - ритмичность, разной высоты разного объема здания. Наличие доминанты и второстепенных элементов в объёмном макете делают композицию более интересней. Чтобы правильно оценить её, при создании макета необходимо рассматривать его не только сверху или сбоку, но и представляя себя человеком внутри этой композиции. Это поможет также понять, не допущены ли ошибки в балансе масс и пропорциях объектов.

Использование горизонтальных полос и различных уровней внутри одной композиции придаст ей более «живой» вид и даст пищу для работы нашей фантазии и воображения, которые лежат в основе конструкторской деятельности человека.

Выполнение обучающего задания. Приложение 1

Задание 2. За счет чего передана образная выразительность композиции этого макета?

IV.Физкультминутка.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

Быстро моргать в течение 10-12 секунд. открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.

V. Творческая практическая деятельность.

Задание 3. Умение выполнять объемно-пространственную композицию в технике «Архитектурное оригами (киригами)». 

(Н) – работа выполнена недостаточно эстетично, без окружающего пространства - «хорошо» - «4».

(П) – работа выполнена полностью, аккуратно, с изображением окружающего пространства - «отлично» - «5».

Выполнить простые объемы в технике «архитектурное оригами». Преобразовать в архитектурные сооружения и изобразить окружающее пространство, используя чёрную ручку или фломастер

На верхней части листа изобразить дальний план (можно силуэтом), на нижней части изобразить дороги и газоны.

E:\1 ГИМНАЗИЯ №2\2017\7 класс\10\14.png

Нам понадобятся:

Материалы и инструменты:

  • шаблон со схемой
  • макетный нож
  • палочка для тиснения
  • линейка
  • коврик для резки
  • гелиевая чёрная ручка или чёрный маркер
  •  цветной картон для оформления обложки
  • клей карандаш

Вспомним!

Техника безопасности с макетным ножом.

  • Не работать с ножом в направлении своего тела.
  • Крепко держать рукоятку ножа.
  • Использовать только исправленный нож.
  • Следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими.
  • Не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх.
  • Не пытаться поймать падающий нож
  • Не использовать макетный нож не по назначению.

Условные обозначения на чертеже:

                                     Основная сплошная линия – линия разреза.

Для придания объема модели используются два типа сгиба:

                                      сгиб направленный к «себе»,

                                     сгиб, направленный «от себя»

Самостоятельная работа учащихся.

В итоге получились разнообразные композиции. При желании работу можно оформить в обложку.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните. Какие цели мы ставили перед собой?

Как правильно расположить объекты в пространстве? Нужно использовать приемы композиции. Которая может быть симметричной и асимметричной, ориентированной на центр или разомкнутой, статичной или глубинной, сгущенной или разреженной.

Как сделать композицию интересной, оригинальной? Надо использовать ритмичность объектов разных высот, выделять доминанты и второстепенные элементы.

Выполнить архитектурный макет. (Да)

Выставка работ.

- Выберите самые удачную работу. Оцените по критериям:

- Работа выполнена полностью?

- Архитектурные сооружения нарисованы?

- Окружающее пространство изображено?

- Работа выполнена эстетично?

- Какую оценку можно поставить?

- Спасибо за урок. До свидания!


Приложение 1

Задание 1. Вариант 1.  Умение правильно характеризовать композицию на объекте. Умение переводить объемное изображение в плоское.

(Н) – работа выполнена с 1,2 ошибками, с изображением плана макета - «хорошо» - «4»;

без изображения плана макета - «удовлетворительно» - «3».

(П) – работа выполнена правильно, с изображением плана макета - «отлично» - «5».

Нарисуйте план данного макета.

E:\1 ГИМНАЗИЯ №2\2017\7 класс\10\7э.jpg

Задание 2. Умение правильно определять образную выразительность в макете.

 (П) – работа выполнена без ошибки - «отлично» - «5».

E:\1 ГИМНАЗИЯ №2\2017\7 класс\10\7.jpg

Задание 3. Умение выполнять объемно-пространственную композицию в технике «Архитектурное оригами (киригами)». 

(Н) – работа выполнена недостаточно эстетично, без окружающего пространства - «хорошо» - «4».

(П) – работа выполнена полностью, аккуратно, с изображением окружающего пространства - «отлично» - «5».

Выполнить простые объемы в технике «архитектурное оригами». Преобразовать в архитектурные сооружения и изобразить окружающее пространство, используя чёрную ручку или фломастер. На верхней части листа изобразить дальний план (можно силуэтом), на нижней части изобразить дороги и газоны.


Задание 1. Вариант 2.  Умение правильно характеризовать композицию на объекте. Умение переводить объемное изображение в плоское.

(Н) – работа выполнена с 1,2 ошибками, с изображением плана макета - «хорошо» - «4»;

без изображения плана макета - «удовлетворительно» - «3».

(П) – работа выполнена правильно, с изображением плана макета - «отлично» - «5».

Нарисуйте план данного макета.

E:\1 ГИМНАЗИЯ №2\2017\7 класс\10\8.jpg

Задание 2. Умение правильно определять образную выразительность в макете.

 (П) – работа выполнена без ошибки - «отлично» - «5».

E:\1 ГИМНАЗИЯ №2\2017\7 класс\10\7.jpg

Задание 3. Умение выполнять объемно-пространственную композицию в технике «Архитектурное оригами (киригами)». 

(Н) – работа выполнена недостаточно эстетично, без окружающего пространства - «хорошо» - «4».

(П) – работа выполнена полностью, аккуратно, с изображением окружающего пространства - «отлично» - «5».

Выполнить простые объемы в технике «архитектурное оригами». Преобразовать в архитектурные сооружения и изобразить окружающее пространство, используя чёрную ручку или фломастер. На верхней части листа изобразить дальний план (можно силуэтом), на нижней части изобразить дороги и газоны.


Приложение 2

E:\1 ГИМНАЗИЯ №2\2017\7 класс\9\а7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 7 классе. на тему "Взаимосвязь объектов в архитектурном макете"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

ИЗО 7 класс. Тема 11. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

ИЗО 7 класс. Тема 11. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете...