Урок по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"; 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Урок по изобразительному искусству "Народная праздничная одежда"; 5 класс

Тип урока:

Объяснение нового материала (сообщение новых знаний)

Цели и задачи:

Образовательные:

– Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

Развивающие:

Развитие творческого начала через умение видеть и составлять свой вариант народного костюма.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к своей малой Родине, развивать интерес к ее истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_kostyum_1.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству

"Народная праздничная одежда"; 5 класс

Тип урока:

Объяснение нового материала (сообщение новых знаний)

Цели и задачи:

Образовательные:

– Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.

Развивающие:

Развитие творческого начала через умение видеть и составлять свой вариант народного костюма.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к своей малой Родине, развивать интерес к ее истории

Материалы:

Бумага, цветные карандаши, мелки, раздаточный материал - шаблон фигуры человека.

Зрительный ряд:

На доске – словарик новых слов (записан ряд специальных слов с ударением), пословицы и поговорки об одежде.

На стенде – закреплены вещи русского костюма (сарафан, рубаха, пояс, платок).

Музыкальный ряд:

Русские народные наигрыши

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке изобразительного искусства в такой замечательный солнечный день.

А почему он такой солнечный, кто из вас знает?

Правильно на улице весна! Солнце уже светит ярче, лучи его теплее, а настроение у нас с вами веселее! Правда, ребята?!

Своё весеннее настроение я дарю вам в виде солнца 

Теперь я прошу обратить ваше внимание на ваши парты, найдите желтые полоски. 

Что вам сегодня напоминают они? лучики солнца! Тепло, радость!

Я прошу вас поделиться своим теплом и хорошим настроением прикрепив эти лучики вокруг жёлтого круга. Что у нас получилось?

Солнышко!

Это солнце поможет нам на уроке быть активными и позитивными.

Что вы еще видите на партах перед вами?

Кружочки эти нам помогут в работе на уроке.

Желтый кружок с вопросительным знаком означает, что вам нужна помощь или ответ на вопрос.

Оранжевый кружок с восклицательным знаком скажет нам, что вы справились с заданием и готовы продолжать дальше!

Давайте попробуем.

Все готовы начать активно работать?

Замечательно.

Какие вы сегодня лучезарные, красивые, нарядные.

У вас у всех замечательная школьная форма.

 А всегда ли была такая одежда?

Нет

Как вы думаете какая была одежда наших бабушек и дедушек?

Сарафаны, платья, кафтаны

А сейчас бабушки также одеваются?

А где\

 же мы можем посмотреть тогда такую красоту?

В музее слайд

На концерте

На празднике

Слайд видео Скоморох- 

Всё неправда, сказки всё

Самый красивый скоморох

Яркий, красочный, заводной

Верите, что я один такой?

Если не верите, то покажите

О русских нарядах мне расскажите

А если наряды понравятся мне

Я вас приглашу на праздник к весне!

Учитель: Кто это ребята? Скоморох!

Сможем мы доказать скомороху, что его наряды не самые красивые?

Сможем и обязательно попадем на праздник!

А что нам для этого будет нужно?!

Узнать..

Самим разобраться, самим найти информацию

Подскажите, а как будет звучать тема нашего урока? Кто уже может сформулировать?

«Народная праздничная одежда»

Какие задачи нам надо решить на этом уроке?

1.

2.

3.

II. Формирование новых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Русская народная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, о истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им. Праздники ждали, к ним готовились. А какие наряды надевали в праздники? Этому важному и интересному вопросу и посвящен наш сегодняшний урок – тема его – «Народная праздничная одежда».

Вся эта одежда и у мужчин, и у женщин была очень красивой. В ней обязательно присутствовали элементы декора: вышивка, бисер, шитье, шнур, блестки, полосы позумента. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, все делалось руками мастериц. Такая одежда могла многое рассказать о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. Из чего же состояли женский и мужской праздничный костюм.

Попробуем с вами найти нужную нам информацию!

ДА!!

Скажу вам по секрету, что у меня есть с собой для этого случая волшебная книга прошлого, давайте заглянем в неё.

Записка! Отгадайте загадку: Тепла не даёт, а без него холодно!

Достаю из книги старинный пояс.

Правильно – это пояс.

ПОЯС

Обязательным атрибутом русского женского и мужского народного костюма был пояс, причем орнамент поясов всегда имел сакральное значение. Без пояса нельзя было ходить — это считалось неприличным. Распоясать человека считалось его обесчестить. Именно пояс, который повязывали младенцу, вне зависимости от того, был ли это широкий тканый пояс или же просто льняная нить, вводил только что появившегося маленького человека в мир людей, в пространство культуры.

Перед вами на партах приготовлены небольшие отрезки, символизирующие русский пояс. Выполнив задание, мы можете раскрасить один из квадратиков цветными карандашами.

Цвет выбирайте по сложности для вас решения.

Краски солнца -легко(красный, желтый, оранжевый)

Краски зимы- сложно(синий, фиолетовый, голубой)

Раскрашиваем первый квадратик нашего пояса!

Все готовы продолжать? Я предлагаю вам собраться в команды, чтобы дело шло быстрее и веселее!

На оранжевом кружочке написан номер вашей команды.

Собираемся, рассаживаемся! Готовы?

Открываю книгу! Достаю пазлы.

Следующее задание из нашей волшебной книги, это собрать пазлы!

Будем пазлы собирать!

На это вам отводится 5 минут. Сложив пазл вы сможете прочитать на обратной стороне, что изображено на картинке и поделиться информацией с нами.

СОБИРАЮТ ПАЗЛЫ, 5 мин

Слово предоставляется учащимся.

Доклады (сообщения) учеников.

  1. САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС- Традиционный сарафанный комплекс, состоял из рубахи, одной или нескольких юбок и фартука. Его обязательными атрибутами являлись пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь. Сарафаны украшали по подолу оборками, шелковой тесьмой и хлопчатобумажным кружевом. С таким сарафаном носили короткую ситцевую рубаху с пышными рукавами до локтя.

РУБАХА – основа женского народного костюма. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица.

ПЕСТРЯДИННИК был любимым сарафаном на Пинежье —сшитый  цветного домотканого полотна в клетку. Для девушек пестрядь на сарафан ткали в красно-белую клетку, а для молодых женщин («молодиц») в красно-бело-желтую.

  1. ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ—( С ЮБКОЙ).    

Состоял из сарафана, рубахи и коротены с повязкой.

 В устье реки Мезени этот комплект был распространен. Вместо сарафана в него иногда входила широкая штофная юбка украшенная «хазом» (позументом) по подолу. «Ширина и дороговизна (хаза) указывают на состояние девушки, носящей эту юбку: у богатых хаз на юбке и широк, и дорог, а у бедных и узок, и дешев».

КОРОТЕНА - это название душегреи, коротенького безрукавного полушубка, на бретелях, который шьется по типу трапециевидного сарафана. Коротена надевалась на сарафан или на юбку с рубахой. Носили коротены на Севере России.

Костюм дополнял головной убор - ПОВЯЗКА и янтарные бусы.

  1. ЖЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ-

 Ансамбль-парочка из юбки и кофты .Обе части костюма шили из одинаковой ткани. Приталенный силуэт костюма дополнен большим количеством объемных деталей: оборки, рюши из тюля и машинного кружева, баски. Праздничный комплект дополняли косынки из сцепного кружева и шелковые платки.

  1. ГОЛОВНОЙ УБОР — жемчужная или бисерная повязка. Северно-русские повязки Поморья, Пинежья и Мезени по конструкции были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке.

А так же как свидетельство достатка девушки в северных деревнях, идя на гулянье, надевали на ПЛЕЧИ ДО 10 шелковых платков, вниз подкладывали самый большой, а поверх – самый маленький, чтобы углы всех платков были видны. На руке девушки также держали несколько шалей одновременно.

  1. КОСТЮМ МУЖЧИНЫ. Основой костюма была рубаха – косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани и украшали вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Рисунок на рубахе располагался особым образом: нагрудные узоры  защищали сердце и легкие, наплечные  охраняли руки, а наподольные не пускали злые силы снизу. Порты (штаны) были темных расцветок, иногда в полоску. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.

Учитель: Красивые костюмы носили наши бабушки и дедушки?

Да

!!!!!! Закрасите еще один квадратик вашего пояса, трудное ли задание было для вас в этот раз? 

Ребята, а вы заметили, что на костюмах есть разные узоры, которые делают одежду еще наряднее. Может книга нам расскажет и про узоры?!

Заглянем еще раз в нашу волшебную книгу?

Достаю из книги вышитую рубашку

“Наряжался, стар и млад

В ярко вышитый наряд…”

— Эти праздничные наряды долгими вечерами готовили женщины и девицы.

Они шили, вышивали. Вкладывали все свое тепло в работу. Поэтому так дорога была эта одежда. А хранили эту одежду в сундуках и надевали только по праздникам.

— А какими узорами вышивали одежду?

/цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками/

— А откуда люди брали эти узоры?

/из природы/

— Да, ребята. Природа многое дает человеку.

Прежде, чем выполнить следующее задание нашей волшебной книги, прочитайте внимательно текст.

В народном языке орнамент носит название «украс», т. е. украшение. Изучая историю создания одежды, мы узнаем, что загадочный и мудрый старинный орнамент — это система знаков, которая складывается в своеобразный язык, хорошо известный людям далеких времен. Традиционным орнаментом русских вышивок и тканых украшений был линейно-геометрический орнамент. Многие ученые и историки, указывали на то, что русский геометрический орнамент, состоящий из геометрических элементов, – это текст, связная и полная последовательность знаков.

Использовалось еще несколько видов орнамента: зооморфный орнамент, изображающий фигуры животных, растительный (листочки, цветочки).

Вышивались узоры на одежде в местах, где одежда касалась открытого тела. Орнаментом украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи – изначально целиком, а потом только оплечье и запястье. Крестьяне верили, что магические символы на руке придают ловкость и силу, а, значит, любая работа будет легкой и успешной. Орнаментом-оберегом украшали все швы на свадебных рубахах, чтобы нечистый дух не смог добраться до молодоженов и навредить им. Женщины носили фартук с орнаментом.

Цвет узоров в основном был красный, что имело значительную защиту от болезней и невзгод. Красный цвет жизни, огня и солнца. Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.

Многоповторяющийся узор- орнамент

— Если узоры похожи на растения, то это …

/растительный орнамент/

— Если узоры похожи на геометрические фигурки, то это…

/геометрический орнамент/

— Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке?

/по подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин/

— А какие цвета используют при вышивке?

/Яркие, теплые – красные/

— А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи?

/Да/

— Орнамент наносился не только ради украшения одежды, но и служил, как

оберег от разных напастей (болезней, невзгод). Новорожденную девочку

заворачивали в рубаху матери, а мальчика в отцовскую рубаху. Считалось, что положительная энергия рубахи оберегает ребёнка от болезней, от сглаза и т.д.

Вставляем пропущенные слова в предложения!

Раскрашиваем пояс!

3. Слово учителя.

– Итак, ребята, вот сколько нового и интересного узнали мы сегодня на уроке о русском народном праздничном костюме. А вы, уважаемый скоморох, довольны таким интересным исследованием? Теперь вы видите, как красив народный костюм?

ВИДЕО Да, и правда красота! Такое я вижу на праздниках часто, а вот чтобы так про костюмы красиво и детально рассказывали. Не слышал!

Я готов вас пригласить на праздник весны! Вы такими же нарядными придете?

Учитель: Ребята, как мы можем с вами попасть на праздник? Давайте пофантазируем.

Сшить мы не сможем, нет нитки с иголкой

На празднике хочется нам побывать

Но есть карандаш, мелки и бумага

Наряд себе сможем мы НАРИСОВАТЬ!

В нашей книге есть замечательные девочки и мальчики, они ждут, когда вы их нарядите в праздничную одежду! Как только все герои будут в праздничных нарядах, мы сможем их отправить вместо нас на праздник!

Порепетируем, как мы будем танцевать на празднике?!

Да!!

Вставайте и за мною повторяйте.

Красна девица вила кудерышки, да на реке оставила ведерышки,,,

РАЗМИНКА

Раскрасьте часть пояса, легко ли вам дался наш танец

IV. Практическая часть.

Слово учителя:

Ну что же, ребята, теперь мы можем приступить к практической части нашего урока.

Учащиеся приступают к работе. Учитель проходит по рядам, наблюдая за работой класса. В это время включается негромкая музыка, сопровождающая работу учащихся.

ВИДЕО  За 10 мин до конца урока.

Скоморох – Ребята, вы готовы похвастаться своими костюмами!

Приглашаю вас на праздник

Приходите не стесняйтесь

Песни петь и танцевать

Красную весну встречать.

УЧИТЕЛЬ: А вы догадались, на какой праздник Скоморох нас пригласил?

Правильно Проводы русской зимы или масленица!

Подарим в благодарность скомороху пояс народный, соединим ваши отрезки в один большой) Красиво получилось? Каких больше всего цветов? Теплых или холодных?

Теплых! А это значит, что урок прошел легко и весело!

Верно или нет? Какой будет ответ??

ВЕРНО!!

V. Анализ работ.

Отбираются законченные работы ребят и крепятся на листе ватмана с фоном праздничной площади)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству "Народные промыслы"

Открытый урок по Изобразительному искусству в 5 класса по программа Б. Неменского "Народные промыслы"...

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"

Нестандартный урок направлен на  развитие  мыслительных способностей учащихся и навыков научно - исследовательского поиска....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Народная праздничная одежда"

В ходе введения ФГОС каждый учитель столкнется с важностью и необходимостью достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умени...

Конспект урока изобразительного искусства "Народные промыслы" 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства содержит рекомендации по разработке технологии использования групповой работы в ходе выполнения творческой работы, знакомства с народными промыслами...

Конспект урока изобразительного искусства "Народный праздничный костюм (татарский)", 5 класс по ФГОС

Конспект урока ИЗО в 5 классе, по ФГОС на тему "Народный праздничный костюм (татарский народный праздничный костюм)"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по изобразительному искусству во 2-м классе "Портрет кошки" ( II триместр ) Раздел: О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО

Целью данного урока является развиватие способности у детей  воспринимать оттенки чувств и выражение их в практической работе....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Народные промыслы России и русского севера" (5 класс)

Урок обобщение изученного материала. Ребята работают в группах самостоятельно. Каждая группа обобщает произведения художественных промыслов (Гжель, Жостово, Дымково, Загорские матрёшки).На уроке ...