План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Нестандартный урок направлен на  развитие  мыслительных способностей учащихся и навыков научно - исследовательского поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_narodnye_prazdniki.docx130.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет, класс

Изобразительное искусство,    4  класс

№ урока.  Тема  урока.

Урок №    8   . Народные праздники (обобщение темы)

Раздел

Истоки родного искусства

Дата

Тип урока

Комбинированный, изучение нового материала, закрепление и повторение знаний, урок изучения и первичного закрепления новых знаний,  беседа, экскурсия, самостоятельная работа,  выставка, обобщение,  интегрированный

Вид урока

Рисование с натуры, рисование по памяти, рисование по представлению, декоративное рисование,  аппликация,  иллюстрирование, конструирование из бумаги, лепка,  коллективное творчество

Формы работы учащихся на уроке

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы

Проблемно - поисковый, исследовательский, информационно – развивающий, творческий, репродуктивный.

Формирование компетенций

Ценностно – смысловые, общекультурные,  учебно – образовательные, информационные, коммуникативные,  социально – трудовые, компетенции личного самосовершенствования

Педагогические средства

рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация приемов рисования, демонстрация приемов конструирования, игра, педагогический рисунок

Цель  урока

Создать условия для знакомства  учащихся с традициями русских  народных  праздников, собрать и системно усвоить знания из разных областей наук, практики

Задачи  урока

воспитательные

развивающие

обучающие

Воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, любви к Родине и ее истории  

Умение находить и использовать требуемую на урок  информацию, умение работать в коллективе .

Развитие творческой фантазии, аккуратности, внимания

Знание народных  обычаев, праздников, историю их  возникновения

Материалы и оборудование для учителя

доска, учебно-методическое пособие, инструкции, карты, раздаточный материал, кроссворды, опорные конспекты, тесты, фотографии ,  презентация

Характеристика деятельности учащихся

 Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

 Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

       Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

       Овладевать на практике элементарными основами композиции.

Планируемые результаты 

универсальные учебные действия (УУД):

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения.

Материалы и оборудование для учащихся

бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры,  кисти, баночка для воды, палитра, ножницы,   клей, пластилин, стеки, гелевая ручка

Межпредметные связи:  

с биологией , историей ,  математикой ,  физикой, технологией , литературой, музыкой

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА  УРОКА

1. Организация деятельности

2. Целеполагание и мотивация

3. Актуализация знаний

4. Закрепить изученный материал

5. Демонстрация приемов конструктивного рисования

6. Физминутка

7. Практическая работа

8. Информация о домашнем задании

9. Подведение итогов, рефлексия 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организация деятельности

     Проверка готовности к уроку, настрой на восприятие темы урока.

Целеполагание и мотивация

У каждого народа есть праздники. Праздник – это не только веселье. В том, как проводится праздник, в обрядах, в поведении людей, в их одежде, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Возникли праздники неслучайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали  весну  и  провожали  зиму,  праздниками  отмечали  завершение работы.

Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а поэтому надевали самое лучшее, парадное: себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики. Торговцы расхваливали товар.

Все в жизни меняется, а праздники остаются. И хотя справляются они сейчас по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни и обычаи, для нас теперь иногда загадочные. Однако эти праздники составляют необычайность, особенность праздника.

(Определение темы)

 -Давайте сформулируем тему нашего урока.

 (Тема урока «Народные праздники»)

– Какие народные  праздники вы знаете?

Актуализация знаний 

        Когда приходит      долгожданная красавица весна,

в доме и на улицах прозвучат не традиционные пожелания доброго утра, а слова «Христос воскрес!» и ответные «Воистину воскрес!». Эти радостные возгласы возвестят о самом светлом христианском празднике,  который отмечают на Кубани с особым почтением и радостью.

      - Ребята, о каком празднике идет речь?

На прошлом уроке вы стали участниками конкурса открыток, посвященного этому празднику. Лучшие работы были отмечены грамотами. Мне очень приятно сегодня поздравить  призеров  и победителей. (Вручаются грамоты).

     В ходе подготовки  к конкурсу у нас с вами  возникло много вопросов.

     - Почему главным  атрибутом (т.е. предметом) праздника является  яйцо? 

     - Почему на Пасху украшают и дарят яица?

      Нам не известна была история этого праздника.

      Сегодня вы  готовы ответить  на все  свои вопросы? Сначала определим задачи    урока. Что мы на уроке должны сделать?

     (Рассмотреть историю праздника, узнать все самое интересное о главном атрибуте праздника, ….)

Выступление

поисковых групп

Проект «Светлый праздник Пасхи»

История праздника

      Православные христиане называют Пасху «праздником праздников и торжеством торжеств». В этот день православной церковью отмечается воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Этот праздник символизирует победу добра над злом, света над тьмой, хранит в себе историческую память об искупительной добровольной жертве во имя человечества Иисуса Христа и Его Воскресении.

      Христианская Пасха отмечается не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты.

Как же произошло Воскресение Христа из мёртвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию, официальному историографу Иудеи. В ночь на воскресенье Гермидий лично отправился к гробу, чтобы убедиться, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло и над землёй появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная стража вскочила и тут же упала на землю. Камень, закрывавший вход в пещеру, откатился. Вскоре свет над гробом исчез. Но когда Гермидий приблизился к гробу, тела Погребённого там не оказалось. Врач не верил, что умерший может воскреснуть, но Христос, по его воспоминаниям, «действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами».

Традиции празднования Пасхи

Христианская Пасха празднуется уже более 2000 тысяч лет. 

    Из поколения в поколение, передавалась традиция праздновать День воскрешения Христова.

    Этот весенний религиозный праздник не имеет постоянной даты. День Пасхи зависит от того, когда наступит полнолуние после 21 марта, дня весеннего равноденствия. В этом году праздновать Пасху будем          5 мая.

     Самым известным пасхальным обычаем является приветствие словами «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!».      

Пасхе предшествует строгий семинедельный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определённых видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

В день накануне Пасхи - Великую субботу - старые и молодые верующие собираются в храмах на молитву. В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца. Наступает полночь, в церквях начинается крестный ход. Великая суббота сменяется Светлым воскресеньем.

Но праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была и другая сторона - мирская. Пока шла пасхальная служба, никто не смел предаваться праздничным развлечениям. Но когда «иконы прошли», начинались пасхальные гулянья.

Какие же развлечения приняты на Пасху? Во-первых, застолье. После семинедельного поста снова можно было позволить себе любую пищу - какую душа пожелает. Кроме пасхальных блюд на столе множество традиционных лакомств русской кухни. Устраивались (да и сейчас устраиваются) всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было обмениваться  крашеными яйцами

Почему на Пасху принято было обмениваться  крашеными яйцами?

На Руси называли Пасху - Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение.

После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок. У Марии ничего с собой не было, кроме простого куриного яйца. Она протянула его  императору и сказала: “Христос воскрес!”. Удивился император и произнёс: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным.

- Воистину воскрес! – воскликнул император.

 Так было подарено первое пасхальное яйцо.

С этого времени на Пасху  мы дарим пасхальные яйца и говорим: «Христос воскрес!», а в ответ слышим: «Воистину воскрес!»

Праздничные Пасхальные приметы

Православные верили, что на Пасху можно увидеть чудеса. В это время разрешается просить Бога об исполнении своих желаний.

С языческих времён остался обычай обливаться на Пасху колодезной или речной водой.

На Пасху старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

На Пасху молодые взбирались на крыши, чтобы встретить солнце (бытовало поверье, что на Пасху «солнце играет», и многие старались подкараулить это мгновение).

А также,  в пасхальную трапезу делили  одно яйцо на всю семью, чтобы та была единой весь год.

Девушки, вернувшись с Всенощной службы, умывались водой, в которой лежала крашенка, чтобы быть такой же яркой и красивой весь год.

      Остатки праздничной трапезы не разрешалось выбрасывать. Крошки куличей, упавшие на пол, тщательно собирались. У некоторых народов принято хранить корочку пасхального кулича весь год как оберег. 

Пасхальные игры

Пасхальное яйцо – символ вечной жизни, и даря его близкому человеку, мы, тем самым, желаете ему здоровья.

Я  дарю вам пасхальные яйца,    будьте  всегда счастливы и здоровы, пусть ваши сердца наполнятся добротой и милосердием. Я хочу , чтобы каждый из вас прикоснулся к пасхальному  яйцу, передавайте его друг другу.

На  Пасху традиционно играют в  различные забавные игры. В игре примут участие, те у кого сейчас в руках оказалось яйцо. Народная игра, так  полюбившаяся на Кубани называется   «Катание яиц».

У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. - Почему птичье яйцо называют "чудо-упаковкой"?

Чудо – упаковка

Скорлупа куриного яйца очень богата кальцием. На вид скорлупа кажется очень плотной. Она содержит до 8 тысяч микроскопических пор, через которые в яйцо проникает кислород, а наружу выводится углекислый газ, что необходимо для дыхания зародыша. При этом скорлупа и оболочки предохраняют зародыш от бактериальных инфекций.

Исследователи хотели бы использовать принцип строения яйца для создания конструкций с хорошей защитой .

Ученые поражены строением обычного яйца. Всеми силами они стараются воспроизвести подобный механизм, но у них не получается.

http://ru.static.z-dn.net/files/db9/a09b213f6c8a79e519abc92ffb8f80fd.gif

В центральной части яйца находится желток, окруженный тонкой желточной оболочкой.  Желток поддерживается в определенном положении благодаря белковым канатикам. Желток подвижен и располагается так, чтобы зародышевый диск всегда находился сверху — поближе к теплому телу насиживающей яйцо птицы.

Окраска скорлупы яиц различна. Яйца белого или светлого тона откладывают птицы, которые гнездятся в дуплах или  норах. У открыто гнездящихся птиц окраска яиц — маскирующая (темная или  пестрая). 

- Какие птицы в Краснодарском крае гнездятся в дуплах? А какие в гнездах – открыто?

- Чем полезны яйца?

Желток. В нем много витамина А, он необходим для зрения и  здоровья кожи, витамин Е - защищает от старения и сердечных приступов, витамины группы В отвечают за хорошее настроение, крепкий сон, делают волосы густыми и спасают от прыщей, витамин D помогает организму усваивать кальций.

Белок  усиливает иммунитет, помогает строительству новых клеток и обновлению тканей.

Скорлупa. В ней много кальция. Поклонники народной медицины готовят из нее порошок и добавляют его в пищу, чтобы укрепить кости и зубы. Перед тем как толочь скорлупку, надо тщательно вымыть  яйцо и подержать  его в кипятке хотя бы несколько минут. 

-Как красят яйца? На сегодняшний день создано много средств для окраски пасхальных яиц?  А чем красили  пасхальные яйца наши бабушки?

Для окраски яиц использовали луковую шелуху.

От цвета шелухи зависит окраска яиц. Красить можно и березовыми листьями или пищевыми красителями. 

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавляли столовую ложку соли. 

В некоторых семьях хранятся свои обычаи крашения яиц.

Мокрые яйца обваливают в сухом рисе или обматывают их сухими листьями дуба, березы, крапивы,  петрушки, заворачивают в марлю (концы марли плотно завязывают ниткой) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. 

Какие существуют виды росписи пасхальных яиц?

Крашенки — от слова «красить». Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху или красители  и варят 15-20 минут.

Драпанки  

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами или  толстой иглой.

Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.

Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки — настоящие произведения народного творчества.

Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля. 

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола.

В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки. 

Какие значения символов, использовали  при росписи пасхальных яиц?

Праздничные яйца легко превратить в настоящие арт-объекты. При этом необходимо знать значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц:

Сосна — символ здоровья. 

Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном. 

Голубь — символ души. 

Сеточка — символ судьбы.  

Дубок — символ силы. 

Точечки — символ плодородия. 

Сливы — символ любви

Хмель — символ плодородия. 

Любая ягодка — символ плодородия; матери. 

Какие традиции празднования Пасхи существуют у других народов?

  Пасхальные обряды очень сходны у всех христиан — православных, католиков, протестантов. На праздничном столе — яйца, окрашенные в красный цвет, творожная пасха, в Польше — баба, пляцки, в Финляндии и Эстонии — ячменная каша и пресные ячменные лепешки.

В Австралии очень популярны пасхальные яйца из шоколада или сахара.

А в Швеции Пасхальный период начинается еще за неделю до наступления праздника. Дети наряжаются в нечистую силу. Маленькие колдуньи ходят по улицам и спрашивают сладости, как в США во время Хеллоуина. Жители Швеции украшают свои дома пасхальными цветами — желтым, зеленым и белым. В своих домах шведы устанавливают повсюду желтых цыплят в зеленом и белом обрамлении нарядных перьев. Пасхальные яйца они делают даже из картона, а внутрь каждого кладут по большой, красивой конфете. 

- Можно ли построить бизнес на «пасхальных» потребностях?

Пасха является традиционным праздником. Многие люди соблюдают традиции и развивают их. Так сейчас стало принято дарить подарки на Пасху, декорировать дом к празднику. 

Можно  создать бизнес, основанный на «пасхальных» потребностях.

- производство яиц 

- плетение пасхальных корзинок 

- производство красителей для яиц 

- производство цветного декора для пасхальных булок

- производство декоративных символов и т.д. 

Самые "успешные" символы Пасхи — яйца, которые завоевали популярность во всем мире!

http://ic.pics.livejournal.com/lavande_la/27881025/32808/original.jpg

Императорские пасхальные яйца Фаберже 

Традиция дарить пасхальные яйца — символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии

«Киндер-сюрприз» — яйцо из шоколада с сюрпризом, содержащее внутри пластиковый контейнер с игрушкой или сувениром. Торговая марка принадлежит итальянской компании Ferrero. Производство шоколадных яиц этой компанией начато в 1972 году. К настоящему времени «киндер-сюрпризы» стали популярны не только среди детей, но и взрослых, коллекционирующих игрушки из этих яиц. http://argument01.ru/image/55aab1b9accb5.jpg

Человеческая фантазия — безгранична.

Практическая работа

Вам необходимо придумать декор пасхальных яиц  для серийного производства и защитить свой проект. Задание усложняется тем, что  т.к. это будет серийный выпуск  пасхальных яиц , на выполнение задания вам дается  5 мин.

Ребята работают пока звучит  песня ДДТ «Пасха»

Защита проектов

Результатом вашей  совместной деятельности сегодняшнего урока является  исследовательский мини – проект «Пасхальные традиции», который мы добавим  в общую копилку знаний, а также вами созданы замечательные творческие работы, которыми вы можете порадовать своих близкий , подарив им этот символический подарок.

Информация о домашнем задании

Задание на дом:

Узнайте у своих мам и бабушек, какие пасхальные блюда они обычно готовят и запишите их рецепты.

Подведение итогов, рефлексия

Сегодня на уроке:

  • Я узнал …
  • Меня удивило …
  • Я задумался над …
  • Я научился …
  • Мне пригодится …

Я смогу …

Сегодня наш урок заканчивается замечательными стихами, которые читает…

(Звучит колокольный звон)

 С. Есенин "Пасхальный благовест"
 Колокол дремавший разбудил поля,
 Улыбнулась солнцу сонная земля.
 Понеслись удары к синим небесам,
 Звонко раздается голос по лесам.
 Скрылась за рекою белая луна,
 Звонко побежала резвая волна.
 Тихая долина отгоняет сон,
 Где-то за дорогой замирает звон.
 

В. Шамонин "Колокола"
 Хорошо на колокольне
 Позвонить в колокола,
 Чтобы праздник был раздольней,
 Чтоб душа запеть могла.
 Будто ангельское пенье,
 Этот дивный перезвон
 Светлым гимном Воскресенья
 Зазвучал со всех сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Матрёшка.

План урока составлен для учащихся 5 класса по программе Б.М. Неменского "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". Презентации к уроку красочно иллюстрированы, наполнены интересной информаци...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...

План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"

План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...