Главные вкладки

    План-конспект урока ИЗО в 5 классе Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Матрёшка.
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Шаньшерова Марина Михайловна

    План урока составлен для учащихся 5 класса по программе Б.М. Неменского "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". Презентации к уроку красочно иллюстрированы, наполнены интересной информацией об истории появления матрёшки, технологии её изготовления и разновидностях матрёшек в разных регионах страны.

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Учитель изобразительного искусства Шаньшерова М.М.
    Проблемные вопросы
    Откуда появилась матрешка?Первая русская матрешка: какова она и кто ее автор?Что означает матрешка?Какие матрешки бывают?Для чего создаются матрешки?
    Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри и в большее вкладывается меньшее.
    У матрёшки дед - японец
    Вот как это было! Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Это были божества счастья и долголетия – Фукуруму. В конце XIX века помещица Мамонтова привезла игрушку из Японии в Россию.
    ПЕРВАЯ МАТРЕШКА
    Первую матрешку в России выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки менялись с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.
    Матрешка – обобщенный образ русской красавицы
    Самым распространен- ным на Руси именем была Матрёна, означающее мать, если ласково - то Матрёшка. Матрешка выражает образ русской красавицы: круглое лицо, яркие щеки, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
    Деревянную матрёшку зачищают и грунтуют
    Основа рисунка выполняется карандашом
    Расписывают гуашью, акварелью или акрилом
    После раскраски лакируют
    Традиционные матрешки
    Сергиев-Посадская
    Полхов-Майданская
    Семёновская
    Сергиев-Посадская матрешка (Загорская)
    Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана чистыми яркими цветами. Черные линии подчеркивают детали одежды и черты лица Матрешки.
    Семёновская матрешка
    У матрешек из Семёнова на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком».
    Полхов-Майданская матрешка
    Полхов-майданские матрешки можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. Мастера из Полхов-Майдана украшают свою матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.
    Современные авторские матрешки
    Матрешки говорят о многом:
    Матрешка родилась в Японии, но все же мы ее считаем родной.Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжения рода.Матрешка – это образ русской красавицы.Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. Традиционные центры по изготовлению матрешек – Сергиев Посад(Загорск)(Московская область), с.Полховский Майдан Нижегородской области, г. Семеново Нижегородской области.Фантазиям современных художников нет границ!
    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по изобразительному искусству

    «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Матрёшка»

    5 класс

    Тема: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Матрёшка. Урок № 2.

    Класс 5-й.

    Цели урока:

    Образовательные:

    1. Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, технологии изготовления и росписи матрёшки.
    2. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

                 Развивающие:

    1. Развивать умение у учащихся анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана, выделять главное.
    2. Развивать навыки самостоятельной работы, научить расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях семёновских мастеров.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
    2. Воспитывать аккуратность.

    Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация, учебная таблица, иллюстрации с изображением матрёшек.

    Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, силуэт матрёшки, таблица «Региональные особенности и различия русской матрёшки».

    Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами игры.

    Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.

    План урока:

    1. Организационный момент (1 мин)
    2. Вводная беседа. Игра «Ярмарка» (3 мин)
    3. Изучение теоретического материала (13 мин)
    1. У матрёшки дед – японец. Первая русская матрёшка
    2. Матрёшка – символ материнства
    3. Матрёшка – образ русской красавицы
    4.  Технология изготовления и росписи матрёшки
    5. Традиционные матрёшки и их отличительные особенности
    6. Современные авторские матрёшки
    1. Физкультминутка (1 мин)
    2. Этап закрепления полученных знаний (4  мин)
    3. Самостоятельная работа (20 мин)
    4. Подведение итога урока (2 мин)
    5. Рефлексия
    6. Домашнее задание (1 мин)

    Ход урока:

    1. Организационный момент (1 мин)

    Настроить учащихся на рабочую обстановку, проверить готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).

    1. Вводная беседа. Игра «Ярмарка» (3 мин)

    На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес  к теме урока при помощи создания игровой ситуации и стихотворения-загадки.  

    Достаю расписной сундучок, приговаривая:

    Мы на ярмарке бывали

    И подарки выбирали.

    Принесли вам сундучок-

    Позолоченный бочок.

    Сундучок тот не простой,

    И товар в нём расписной.

    Вынимаем напоказ

    И ведём про них рассказ.

    УЧИТЕЛЬ. Вы, конечно, догадались, ребята, почему наш урок начался с этой старинной русской песни (обращаю внимание на короб)? Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире. А особенность их в том, что они созданы руками мастеров. Итак, отроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

    Алый шелковый платочек

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может 3, а может 6.

    Кукла первая толста, а внутри она пуста,

    Разнимается она на две половинки.

    В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

    Разрумянилась немножко

    Наша русская (матрёшка).

    1. Изучение теоретического материала (13 мин)

    На экране слайд № 1, 2.  

    Организую размышления учеников при помощи проблемных вопросов: Что вы знаете о матрёшке? Что бы вы хотели узнать о матрёшке? Учащиеся задают вопросы учителю, например: откуда появилась матрёшка? кто её автор? что означает матрёшка? Какие бывают матрёшки? и т.д. По окончании диалога, предлагаю ученикам назвать тему и цели урока. Объясняю новый материал при помощи слайд-презентации «О чём говорят матрёшки?». Знакомлю учащихся с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

     На данном этапе я развиваю у учащихся умения быть наблюдательным, сравнивать и запоминать.  

    На экране слайд № 3. «Писанки» - сестрички матрёшки.

    УЧИТЕЛЬ. Прообразом матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Украшались  «писанки» орнаментальной росписью с использованием древних образов. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

    На экране слайд № 4, 5. У матрёшки дед – японец. Первая русская матрёшка.

    УЧИТЕЛЬ. В поместье Абрамцево в XIX веке жила помещица Мамонтова. И привезла она однажды из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, а в ней ещё и японец малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В  Японии деревянную игрушку называли фукуруму. Что означает весёлый складной старичок. Вот тогда решили попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звёздочкина выточить свою русскую матрёшку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде.

    На экране слайд № 6. Матрёшка – символ материнства.

    УЧИТЕЛЬ. Художественный образ матрёшки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл популярной игрушки.

    На экране слайд № 7. Матрёшка – образ русской красавицы.

    УЧИТЕЛЬ. Условны формы игрушки, изображение её лица и наряда. Матрёшка выражает предельно-обобщённый образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

    На экране слайд № 8. Технология изготовления и росписи матрёшки.

    УЧИТЕЛЬ. Как же появляется на свет матрёшка? Процесс достаточно сложен и требует немало мастерства и терпения. Сначала надо выбрать дерево, это, как правило, осина, липа, берёза. Ствол обрабатывают и сушат примерно 2 года. Изготавливают матрёшку на токарном станке. Деревянную матрёшку тщательно зачищают и грунтуют. Процесс, который придаёт матрёшке свою индивидуальность – это роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка, намечаются контуры глаз, рта, щёк, одежды. Затем расписывают гуашью, акварелью или акрилом. После раскраски матрёшки лакируют. Знаменитая матрёшка известна далеко за пределами России. Матрёшка – символ русского народного искусства.

    На экране слайд № 9. Традиционные матрёшки и их отличительные особенности.

    УЧИТЕЛЬ. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семёнове, в селе Полховский Майдан. Эти матрёшки отличаются по форме. Сергиев Посадская матрёшка – широкая, Полхов-майданская более вытянутая с узкой головкой, Семёновская несколько вытянутая. Посмотрите отличительные особенности матрёшек в таблице «Региональные особенности и различия русской матрёшки», которые находятся у вас на парте.

    Задаю вопросы классу, для того, чтобы акцентировать внимание учащихся,  развивать их умения сравнивать и запоминать:

    -Чем отличаются матрёшки?

    -Какой цвет используют мастера в росписи матрёшки?

    -Как изображено лицо? Как наряжена матрёшка?

    -Какая форма у матрёшки? Круглая, широкая, вытянутая? (для слайдов №9,10,11)

    На экране слайд № 10.

     УЧИТЕЛЬ. Первые русские матрёшки появились в Сергиевом Посаде (Московская область) в начале 20 века как забава для детей. Сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны. Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Она наряжена в сарафан, кофту, платок, в руках держит корзинку или цветы. Образ яркий, открытый, броский.

    На экране слайд № 11. 

    УЧИТЕЛЬ. Полхов - Майданские (Горьковская область) матрёшки появились в 1920гг. Их можно узнать по удлинённому силуэту, цветы, ягоды и листья сплошным ковром покрывают фигурку матрёшки. Лицо окружают забавные кудряшки. У неё нет конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта. Характерный цвет для росписи  Полхов – майданской матрёшки – малиновый, рядом с ним ложится зелёный, синий, желтый.

    На экране слайд № 12.

    УЧИТЕЛЬ. Семёновская матрёшка из города Семёнова Горьковской области. Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать стали по-своему. Ярким цветом украшены платок, рукава, сарафан. Самое же главное – крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Основной цвет в росписи – красный, черные край фартука и рукава кофты. Строгие глаза, собран бантиком маленький рот. Матрёшка – является народным художественным промыслом.

    На экране слайд № 13, 14. Современные авторские матрёшки.

    УЧИТЕЛЬ. В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, выполненная в традиционном стиле и расписанная по собственному замыслу. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек:

    -матрёшки, на фартуках которых изображены памятники архитектуры. Популярными являются памятники древнерусской архитектуры городов Владимира, Суздаля, Новгорода и др.

    -матрёшки, воспроизводящие живописные пейзажи России, часто используют картины русских художников-пейзажистов.

    -матрёшки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

    -использование в росписи матрёшек декоративные мотивы русской народной культуры, приёмы хохломской росписи, «под Гжель» и т.д.

    -использование в росписи портретов известных государственных деятелей.

    На экране слайд № 15.

    Предлагаю учащимся подвести итог по полученной информации при помощи вопросов:

    -Что вы узнали о матрёшке? Где родилась матрёшка?

    -Что означает матрёшка? Почему её так назвали?

    -Какие бывают матрёшки?

    -Как отличаются матрёшки? Предлагаю ученикам сравнить их ответы с ответами на слайде.

    1. Физкультминутка не более 1 минуты.

    Чтобы сильным стать и ловким,

    Приступаем к тренировке.

    Носом вдох, а выдох ртом.

    Дышим глубже, а потом

    Шаг на месте, не спеша.

    Как погода хороша!

    Мы проверили осанку

    И свели лопатки.

    Мы походим на носках,

    И идём на пятках.

    1.    Этап закрепления полученных знаний (4  мин)

     На данном этапе я использую игру «Угадай матрёшку» по слайд-презентации. Предлагаю ученикам разделиться на 3 команды (три ряда), для того, чтобы они могли оценить ответы друг друга. Учащимся необходимо узнать матрёшку по её характерным особенностям формы и росписи. Создание игровой ситуации стимулировало учащихся поделиться с другими приобретённой информацией, активно оперировать полученными знаниями.

    УЧИТЕЛЬ. Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали: «Я с таинственной матрёшкой

                   Заигралась допоздна,

                   Разбираю, собираю, то их восемь, то одна»

    1. Самостоятельная (творческая) работа (20 мин)

     На данном этапе урока развиваю у учащихся навыки самостоятельной работы, учу расписывать бумажные силуэты матрёшек в традициях семёновских мастеров.

    УЧИТЕЛЬ. Ребята, а теперь мы с вами создадим свою матрёшку, непохожую на другие, с элементами авторского решения.

    Последовательность выполнения работы показываю на доске:

    1. Используем шаблон матрёшки;
    2. Нарисовать лицо вам поможет круг;
    3. Нарисуй платок;
    4. В круге проведи карандашом вертикальную линию и две горизонтальных;
    5. Рисуем лицо. Верхняя часть круга занимает волосы. На верхней линии нарисуй глаза, на нижней нарисуй губы, посередине 2 точки – носик;
    6. Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки;
    7. Заполни карандашом передний фон сарафана букетом цветов;
    8. Раскрась матрёшку. Сначала однотонная раскраска, затем – декоративные цветы;
    9. Создай образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия!

    1.    Подведение итога урока (2 мин)

    По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно «Ярмарка» - выставка рисунков. Учащиеся вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

    УЧИТЕЛЬ. Ребята подведём итог нашему уроку. Ребята, давайте наших матрёшек поместим на полочке и создадим красочную, весёлую ярмарку.

    Вещей накоплен был веками

    Хранит их каждый дом, а может быть музей.

    Умейте рисовать и сотворять руками

    Всё то, что может радовать друзей.

    1. Рефлексия.

    Задаю учащимся вопросы:

    -Какую матрёшку ты задумал?

    -Кому её можно подарить?  (друзьям, родителям, знакомым)

    -Что меня удивило?

    1. Домашнее задание (1 мин)

    УЧИТЕЛЬ. Всем: нарисовать свою авторскую матрёшку. Желающим: подготовить сообщение или слайд-презентацию «Художественные промыслы России».

    Список использованной литературы

    1. А.Клиентов «Народные промыслы», «Белый город», Москва;
    2. С. Лаврова «Русские игрушки игры и забавы», «Белый город», Москва;
    3. П.И.Пидкасистый «Педагогика», «Педагогическое общество России», Москва, 2002г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».

    Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...

    Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

    Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

    Урок по изобразительному искусству , 5 класс. Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

    Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Сказочная Гжель».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

    Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».

    Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Городецкая роспись».Цель: Формирование навыков росписи в традициях народног...

    Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Золотая хохлома».

    Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Золотая хохлома».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

    Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Мезенская роспись».

    Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Мезенская роспись».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России ...

    Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».

    Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».Цель: Познакомить учащих...