Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Скоробогатова Галина Петровна

Урок по изобразительному искусству , 5 класс

Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Тема: «Городецкая роспись».

Цель: Формирование навыков росписи в традициях народного промысла, владения приёмами и способами создания композиции, ритма завершённого образа.

Задачи урока:  

1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.

2.Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

3.Развивать творческую фантазию, познавательную активность, художественный вкус.

4.Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

/Скоробогатова Г.П.  МБОУ Игримская СОШ№1/

Урок по изобразительному искусству , 5 класс

Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Тема: «Городецкая роспись».

Цель: Формирование навыков росписи в традициях народного промысла, владения приёмами и способами создания композиции, ритма завершённого образа.

Задачи урока:                                                                                                                                              1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.

2.Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

3.Развивать творческую фантазию, познавательную активность, художественный вкус.

4.Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование для учителя: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла. Раздаточный материал – форма разделочной доски. Варианты росписи городецких разделочных досок.

Оборудование для ученика: Альбом, гуашь, кисточки,  непроливашка с водой.

План урока:                                                                                                                                               1. Организационная часть.

2. Вступление  

3. Знакомство с народным промыслом Городец.

4. Самостоятельная работа учащихся «роспись разделочной доски»

5. Подведение итогов работы.

6. Домашнее задание

Ход урока: 

Урок начинаю с проверки класса к работе.

В городе Городце на Волге матушке реке, недалече от города Нижний Новгород зародилось роспись чудная и прекрасная, а назвали её Городецкая. Ни одна ярмарка не проходила без изделий ремесленников из  Хлебаихи, Репино, Савино, Курцева, Кускова Балахнинского уезда Нижегородской губерни, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Народные мастера стремятся к радостной гаме цветов, к богатству и разнообразию форм, свободному равновесию композиции <слайд № 2,3,4> Редко кто мог уехать с ярмарки без игрушки или прялки, сундучка-скамеечки, коробочки, кресла – качалки, ложки, солонки, поставцы, разделочные доски, хлебницы, сундучки. Роспись словно завораживала взгляд покупателя, на изделиях расцветали гирлянды из цветов и листьев,  важные птицы или гордый чёрный конь с изогнутой шеей, а так же  гулянья, чаепитие, всё эти красиво расписанные вещи  могли украсить любой дом и внести в него сказку.

Давайте поближе познакомимся с росписью. Основным мотивом является цветок. В разных сочетаниях переплетаются пышные розы с округлыми купавками, бубенчиками, листочками, и букетами мелких цветов. < слайд № 7,8 > в узоре выделяется несколько вариантов композиции: чередование цветов и листьев, расположение цветов в виде гирлянды, где в середине крупный цветок, по краям по одному или по два цветка, симметричная композиция с птицами < слайд № 5> и свободная, где даётся как бы веточка – большой цветок, а затем всё меньше и меньше.

«Розаны, купавки, бубенчик» - основной элемент декоративной композиции. <слайд № 8 > давайте посмотрим как мастера его изображали. Для начала мы выполним пятно круглой формы – «замалёвок» можно использовать такие цвета как розовый, красный, оранжевый, голубой. Затем, работаем над усложнением формы цветка делаем серединку, и дужки лепестков более тёмным цветом, цвет должен сочетаться с оттенком: голубой с синим, розовый, оранжевый, красный с тёмно-красным. Завершаем работу «оживкой». Мастера оттеняют все формы: лепестки, цветы, пёрышки птиц, одежду оживкой белого или чёрного цвета. Графическая прорисовка узора подчёркивает нарядность, красочность, «оживка» придаёт орнаменту изящество, оживляет узор.  Для оживки нам потребуется белый цвет. Оживка это штрихи, дуги, точки придающие вашим цветам неповторимый вид.                        < слайд № 1-9> композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетные изображения.

Но кроме сказочных цветов в городецкой росписи изображают птиц < слайд № 5,9 > Важные птицы разгуливают среди цветов или две смотрят друг на друга сидя на цветущей веточке, на расписанных бытовых изделиях городецкими мастерами.  Птицу изображают синего либо чёрного  цвета с веерообразным хвостом, с зелёным крылом, сочетание такой цветовой гаммы придают птице фантастичность, необычность. Белым цветом, «оживкой» украшают хвост, крыло, шею птицы (серёжки, бусы, пёрышки).

Также изображаются кони. Их располагают в центре композиции < слайд № 6,9  > а цветы и листья – в виде гирлянды или букета вокруг. Цветы нарисованы настолько близко друг к другу, что создаётся впечатление, что они растут на одной веточке.

Фон предмета как вы уже заметили не окрашен, он имеет цвет дерева, хотя встречаются композиции выполненные на чёрном фоне. Готовое изделие покрывается лаком.

Самостоятельная работа. Вы сегодня будете выполнять эскиз разделочной доски с элементами городецкой росписи.

Подведение итога: Лучшие работы вывешиваю на доске. У каждого из вас получился эскиз разделочной доски расписанной городецкой росписью, вы замечательно сегодня поработали. Давайте подведем итог нашей изодеятельности на уроке, ответьте на вопросы:

  1.  С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
  2.  Как называется роспись и почему у неё такое название?
  3.  Из каких элементов состоит данная роспись?
  4.  Как называются изделия расписанные мастерами народного промысла?

Домашнее задание: На этом наше знакомство с городецкой росписью не заканчивается, вам предстоит дома ответить на вопросы в конце параграфа.

  1. В чём своеобразие городецкой росписи?
  2. Как удаётся мастеру цветом создать радостное настроение?
  3. Что украшает городецкий цветок или птицу?
  4. Какие предметы делают современные мастера?

Урок закончен, до свидания.

Литература, используемая для разработки урока

  1. Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год
  2. Учебно – наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год

   

   

     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».

Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс. Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Сказочная Гжель».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Золотая хохлома».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Золотая хохлома».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Мезенская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Мезенская роспись».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России ...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».Цель: Познакомить учащих...

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. ИСКУССТВО ГОРОДЦА. РОСПИСЬ РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК.

Создание композиции Городецкой росписи.Варианты росписи городецких разделочных досок.Применение Городецкой росписи в быту.Поэтапное выполнение росписи разделочной доски....