Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Мезенская роспись».
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Скоробогатова Галина Петровна

Урок по изобразительному искусству , 5 класс

Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Тема: «Мезенская роспись».

Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России – Мезенская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.

Задачи урока:   

1. Познакомить учащихся с Мезенской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи. 

2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре. 

3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скоробогатова Г.П.  МБОУ Игримская СОШ№1

Урок по изобразительному искусству , 5 класс

Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Тема: «Мезенская роспись».

Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России – Мезенская роспись, сформировать навыки составления декоративной композиции, работы орнаментом без предварительного рисунка соблюдая цветовую гамму.

Задачи урока:                                                                                                                                              1. Познакомить учащихся с Мезенской росписью, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.                                                                                                                         2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.                                                                                                                                                    3. Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки,  непроливашка с водой.

План урока:                                                                                                                                               1. Организационная часть.

2. Вступление  

3. Объяснение последовательности выполнения задания с помощью презентации.

4. Самостоятельная работа учащихся «роспись Поставка»

5. Подведение итогов работы.

6. Домашнее задание

Ход урока: 

Урок начинаю с проверки готовности класса к работе.

 Давайте мысленно перенесёмся в прошлое и поразмышляем, почему появились промыслы. На Русском Севере с незапамятных времён получили широкое распространение разновидные крестьянские ремёсла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Необычную по росписи можно было увидеть на ярмарке сделанные в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приёмы росписи получили у искусствоведов название – мезенская роспись.  

Мезенская роспись – это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, - по первоначальному замалёвку, чёрным цветом наводят контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остаётся загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц пробуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далёких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Сравнивая стили народных росписей по дереву в различных областях России, один известный учёный назвал мезенскую роспись «таинственной и крайне любопытной», указав на её связи с древними греческими стилями.

       Основными образами мезенской росписи являются птицы, кони и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии. Характерная особенность мезенской росписи – наличие полос или ярусов они соответствуют трём мирам – подземному, наземному, небесному. Ярусы-миры разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. В  среднем и нижнем ярусе изображают животных /коней, оленей/ в верхнем  птиц.    

        В мезенской росписи используются узоры: уточки и лебеди, ленточный орнамент, узор в косой клетке, зигзаг, завиток, знак коловорота, криулька, пёрышко, стихийка, парный завиток, звёздочка, спиралька, цветы и деревья. В мезенской росписи используется цветовая гамма: красный, чёрный цвет.

Давайте посмотрим на посуду, расписанную мастерами  < Слайд 3,4,5 >. Вы видите, что посуда разнообразна по форме и назначению: декоративные доски, пасхальный сувенир, блюда, тарелки, утицы и т.д.

Декоративно оформляются все части предмета,  каждый элемент росписи имеет своё название. Настало время и нам познакомимся с техникой мезенской росписи

У каждого из вас на парте лежит конверт, в нём находятся  карточка для работы. Достаньте карточку  и положите перед собой. <Слайд 6>; Посмотрите на экран < Слайд 7 > давайте, и мы выполним в верхней части поставка ленточным орнаментом. У основания поставка выполним узор в косой клетке.

 Следующим нашим шагом в постижении росписи будет небесный сектор, где изобразим лебедей. <Слайд 8 >

Задача усложняется < Слайд 8> нам необходимо в центре поставка изобразить орнамент состоящий из цветка или дерева, а так же из оленей или коней по выбору.

И с этим заданием вы справились, молодцы!

Мы с вами познакомились с техникой росписи: ленточный орнамент, узор в косой  клетке, в прямой клетке, а так же усвоили основные элементы мезенской росписи: олени, кони, уточки, лебеди, деревья, цветы.

 

Подведение итога: У каждого из вас получился действительно настоящий потавец с основными элементами росписи это и птицы и животные, деревья и цветы, а так же ленточный орнамент, вы замечательно сегодня поработали. Давайте подведем итог нашей изодеятельности на уроке. Ответьте пожалуйста на вопросы:

1) С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?  Как называется роспись и почему у неё такое название?

2) Из каких элементов состоит данная роспись?

3) Как называются изделия?

Домашнее задание  < Слайд 9 > выполнить роспись утицы мезенской росписью, используя карточки – подсказки выполненные вами  на уроке изобразительного искусства. Раздаточный материал для домашнего задания раздадут дежурные по классу. Урок закончен, до свидания.

Литература, используемая для разработки урока

Учебно – наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год

Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год

Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Мезенская роспись», Дорожин Ю.Г., художник Ольга Знатных, Москва-Синтез, 2006 год

          Карточка      Scan0024.tif


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».

Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс. Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Сказочная Гжель».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Городецкая роспись».Цель: Формирование навыков росписи в традициях народног...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Золотая хохлома».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Золотая хохлома».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».Цель: Познакомить учащих...

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. ИСКУССТВО ГОРОДЦА. РОСПИСЬ РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК.

Создание композиции Городецкой росписи.Варианты росписи городецких разделочных досок.Применение Городецкой росписи в быту.Поэтапное выполнение росписи разделочной доски....