План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Зиновкина Оксана Геннадьевна

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve_-_5_klass.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока в 5 классе: «Древние образы в народном искусстве»

Цель: познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
  • воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.

Зрительный ряд:

  1. Таблицы с мотивами символов.
  2. Мультимедийная презентация
  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;

Ход урока:

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)

Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.

А для чего они все это делали? (ответы детей)

Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Давайте попробуем нарисовать образы солнца.

2.А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Давайте нарисуем

3.Символы воды.

Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но, как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».

4.Следующий образ – образ матери-земли.

Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

4.Образ коня.

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

 В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

5.Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

6.Древо жизни.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.

Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.

III. Практическая работа.

Задание:

Создайте орнаменты в традиции народной вышивки с симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);

Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."

Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".

Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой  «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...

План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи."

План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи." spotlight 9 module 8...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...